НА СТРАЖЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ

7 марта, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №9, 7 марта-15 марта

Первым тяжелым последствием правового нигилизма в потреблении товаров и услуг стало изгнание наших прародителей из Эдема...

Первым тяжелым последствием правового нигилизма в потреблении товаров и услуг стало изгнание наших прародителей из Эдема. Для их потомков это послужило суровым уроком, и уже в древнем Вавилоне издавались законы, регулирующие качество товаров и услуг, устанавливающие ответственность за продажу некачественной продукции. С тех пор цивилизованная защита прав потребителей стала одним из обязательных условий развития каждого правового государства.

15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди утвердил «Билль о правах потребителей», которым определены права потребителей на безопасность товаров и услуг, на информацию о них, на выбор, право быть выслушанным в суде. Мировое сообщество отмечает эту дату как международный день защиты прав потребителей. В Украине закон, отражающий мировые принципы защиты прав потребителей, был принят в мае 1991 года, а в декабре следующего распоряжением Киевской городской государственной администрации создано первое в стране региональное управление по делам защиты прав потребителей.

О том, какая работа ведется в столице Украины по ограждению ее жителей от некачественных товаров и услуг, рассказывает заместитель начальника Главного киевского городского управления по делам защиты прав потребителей Виктор ЛЫСЕНКО.

— Виктор Петрович, какую реальную помощь киевлянам оказывает ваше учреждение?

— В соответствии с законом Украины «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на государственную защиту, гарантированный уровень потребления, надлежащее качество товаров, торгового и других видов обслуживания, безопасность товаров, возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, нанесенного жизни и здоровью людей товарами в случаях, предусмотренных законодательством; на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав. Именно эти права отстаивает Главное киевское городское управление по делам защиты прав потребителей.

То, что за последние пять лет к нам обратились около 10 тысяч киевлян, и при этом 80 процентов их жалоб удовлетворены, — лучшее свидетельство того, что помощь, оказываемая управлением, реальна и эффективна.

— А на что в большинстве случаев жалуются потребители и какие последствия имеют их обращения?

— Основными причинами, вынуждающими киевлян обращаться к нам за защитой своих прав, являются прежде всего низкое качество услуг и нарушения действующего законодательства в сферах бытового и жилищно-коммунального обслуживания, затем идут нарекания на качество товаров и нарушения правил торгового обслуживания и общественного питания всех форм собственности.

В результате работы по рассмотрению заявлений и жалоб гражданам за эти годы было возмещено за некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг 3656 тысяч гривен, за приобретенные некачественные товары — 1161 тысяча гривен, за некачественные туристические услуги — 126 тысяч гривен. Только в прошлом году потребителям были возмещены средства на сумму около миллиона гривен.

— Какие претензии жители столицы предъявляют к жилищно-коммунальному обслуживанию?

— В основном это неудовлетворительное отопление и горячее водоснабжение, затекание квартир через кровлю, некачественная герметизация стыков, неработающие лифты, отказы в проведении перерасчетов за некачественные услуги.

Кроме того, нередки жалобы потребителей на нарушения сроков восстановления прилегающих к домам территорий после проведения ремонта теплотрасс, на санитарное состояние домовых подвалов.

— Следовательно, в случае чего — прямо к вам?

— Прежде всего следует обратиться с письменным заявлением непосредственно в ЖЭК, четко изложив сущность бытовых неурядиц. Если ЖЭК не выполняет ваши требования, вы должны письменно обратиться в управление жилищного хозяйства района или в районную государственную администрацию. К вам должна прибыть комиссия из представителей ЖЭК и тепловой организации, обслуживающей ваш дом. Комиссия замеряет температуру в квартире и составляет акт проверки. Если в нем зафиксирована температура ниже нормативных +18 градусов (для угловых комнат +20), вам должны провести перерасчет за отопление. Но это при том условии, что вами приняты все необходимые меры к утеплению окон.

— А если комиссия не является, как быть тогда?

— В таком случае вы можете пригласить к себе трех соседей и с ними составить акт о состоянии отопления и передать его в ЖЭК, УЖХ или райгосадминистрацию с требованием перерасчета за отопление. Так же следует поступать в случае неудовлетворительного горячего водоснабжения. И лишь в случае нерешения ваших проблем работниками коммунальных служб города вы можете обращаться за помощью в Главное киевское городское управление по вопросам защиты прав потребителей.

— Виктор Петрович, сегодня почти для каждого жителя Киева рынок стал основным источником удовлетворения своих потребительских нужд. Какое внимание уделяется вашим учреждением организации торговли и качеству продукции, реализуемой на городских рынках?

— Для обеспечения реализации на рынках качественной и безопасной продукции городская администрация улучшает материально-техническую базу государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, создает надлежащие условия для работы служб, в полномочия которых входит запрещение продажи на рынках контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции.

Урегулирование отношений между потребителями и субъектами предпринимательской деятельности — основная задача управления по делам защиты прав потребителей. Здесь уместно напомнить потребителям, что в соответствии с законом Украины «О внесении изменений в закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» они вправе требовать от продавца чек, накладную или иной документ, подтверждающий факт покупки. Это значительно упростит защиту их прав в случае приобретения некачественных товаров на рынках.

С целью повышения самосознания и распространения правовых знаний нами с прошлого года ведется работа по проведению просветительских акций на городских рынках как для покупателей, так и предпринимателей. В рамках проведения акций — выставка товаров, которые реализовывались в торговой сети с нарушением действующего законодательства, консультации юристов и других специалистов по вопросам качества продовольственных и промышленных товаров, разъяснение основных требований законодательства по защите прав потребителей. Эту работу мы будем продолжать и впредь.

Для предупреждения и оперативного оповещения потребителей о некачественных товарах и случаях обсчета покупателей управлением в прошлом году подготовлено и предано гласности через газеты, радио и телевидение около 1500 материалов. Мы постоянно сотрудничаем более чем с 70 средствами массовой информации, регулярно размещаем пресс-релизы на веб-страницах информационных агентств, в сети Internet.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно