Статус российского долга определит совет директоров Международного валютного фонда (МВФ). Об этом заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард во время совместного пресс-брифинга с президентом Украины Петром Порошенко.
В свою очередь Порошенко заявил, Украина ни при каких обстоятельствах не будет предоставлять никаких привилегий российским кредиторам. Он отметил, что российская сторона имела все возможности присоединиться к переговорам о реструктуризации и, по его мнению, такая возможность есть и сейчас.
По словам Порошенко, успешное завершение переговоров не позволило допустить дефолта, который ожидала российская сторона, поскольку это позволяло ей немедленно предъявить свои долги к погашению. "Переговоры проведены, дефолта нет и не будет, и Россия до конца года должна определиться: или она умная, или она красивая", - сказал Порошенко.
Стоит отметить, что вопрос о статусе российского долга важен, так как правила МВФ запрещают фонду кредитовать страны, объявившие дефолт по кредиту в официальном секторе. Однако в июне Лагард заявила, что МВФ будет кредитовать Украину даже в случае дефолта в соответствии с политикой кредитования просроченной задолженности.
27 августа МВФ одобрил соглашение Украины с кредиторами в отношении госдолга, которая была условием для увеличения финансовой поддержки. Согласно договоренностям с МВФ, Украина должна сэкономить более 15 миллиардов долларов за 4 года, в том числе в нынешнем году - 5,2 миллиардов долларов.
Что касается долга перед Россией, то Украина предложила РФ те же условия, что и частным кредиторам, однако Россия отказала Украине в реструктуризации $ 3 млрд долга и требует вернуть все деньги в срок.
Как подчеркивала министр финансов Наталия Яресько, Киев рассматривает "российские" еврооблигации как частный долг (при их выпуске в 2013 году эти бумаги мог бы купить любой кредитор). Москва же настаивает на суверенном статусе облигаций (как долг одной страны перед другой), отказываясь от списания его части и требуя возврата полного объема заемных средств.
ZN.UA в статье "Структурные маяки от МВФ: камни преткновения" писало, что доселе именно обязательства перед МВФ были едва ли не единственными проходящими в стране реальными экономическими реформами. Как отмечают авторы статьи Юрий Сколотяный и Юлия Самаева, зачастую они выполнялись исключительно ради зачета, что вызывало критику, мол, функционеры из Вашингтона не особо углубляются в суть, а наши рады стараться и "косметикой" подменяют реально необходимые структурные изменения. Но вот настал момент, когда условия соглашения с МВФ наткнулись на многомиллиардные интересы в парламенте.