Структурные маяки от МВФ: камни преткновения

10 июля, 2015, 22:01 Распечатать Выпуск №25, 10 июля-17 июля

Доселе именно  обязательства перед МВФ были едва ли не единственными проходящими в стране реальными экономическими реформами. Зачастую они выполнялись исключительно ради зачета, что вызывало критику, мол, функционеры из Вашингтона не особо углубляются в суть, а наши рады стараться и "косметикой" подменяют реально необходимые структурные изменения. Но вот настал момент, когда условия соглашения с МВФ наткнулись на многомиллиардные интересы в парламенте.  

 

Одобренная в марте нынешнего года четырехлетняя программа расширенного финансирования Международного валютного фонда предполагает выделение в нынешнем году уже поступившего транша в 5 млрд долл. и еще трех по 1,7 млрд. Условие их получения — выполнение прописанных в соглашении договоренностей. Для контроля их выполнения фонд использует так называемые структурные маяки — обязательства официального Киева принять те или иные законы или нормативы, имплементация которых будет свидетельствовать, что страна проводит необходимые реформы. Доселе именно эти обязательства были едва ли не единственными проходящими в стране реальными экономическими реформами. Зачастую они выполнялись исключительно ради зачета, что вызывало критику, мол, функционеры из Вашингтона не особо углубляются в суть, а наши рады стараться и "косметикой" подменяют реально необходимые структурные изменения. Но вот настал момент, когда условия соглашения с МВФ наткнулись на многомиллиардные интересы в парламенте.

 

Подписание действующей программы финансирования МВФ и получение его первого транша для украинских властей были жизненно необходимы, поскольку без этого из-за катастрофически низкого уровня госрезервов обуздать курсовые скачки, выполнить гособязательства и предотвратить полномасштабный коллапс банковской системы было практически нереально. Первый в нынешнем году 5-миллиардный транш фонда фактически удвоил золотовалютные резервы НБУ. В отношении же следующего (на 1,7 млрд) министр финансов Наталия Яресько в интервью ZN.UA попыталась приуменьшить его значимость, указав на не столь высокую его критичность в текущей ситуации. При этом она подчеркнула важность для Киева "оставаться в программе", как и продемонстрировать, что "мы строим "новое" государство, которое выполняет свои обещания и договоренности". Министр также отметила, что успешное завершение реструктуризации внешних долговых обязательств перед частными кредиторами не является структурным маяком программы, и спрогнозировала получение очередного транша МВФ в июле с.г.

Действительно, как подтвердил на нынешней неделе высокопоставленный источник ZN.UA в дипломатических кругах, незавершенность переговоров по реструктуризации госдолга не является препятствием для продолжения финансирования Киева. А вот выполнение структурных маяков меморандума с МВФ таковым точно является, так что теперь все зависит от того, примет ли украинский парламент необходимые законодательные решения.

Дававшиеся в начале июня прогнозы главы украинского Минфина о скором принятии необходимых законов оказались невыполненными и через месяц: все это время депутаты были заняты, безусловно, более важными для них вещами. Скажем, на позапрошлой неделе, которая была пленарной, у них были все возможности для того, чтобы сотрудничество Украины с МВФ и Всемирным банком (у последнего тоже накопились к официальному Киеву нерешенные вопросы) продолжалось в результативном ключе. Но ни один из необходимых для этого законопроектов принят не был. Вместо этого парламент выдал вереницу бессмысленных, несвоевременных и подчас вредительских решений, апофеозом которых стало проталкивание нашумевшего закона о реструктуризации валютных кредитов.

Нынешняя неделя не была пленарной, но, как сообщил на своей странице в Facebook пресс-секретарь спикера парламента Дмитрий Столярчук, фракции коалиции на состоявшемся во вторник, 7 июля, под председательством спикера Владимира Гройсмана и при участии Арсения Яценюка совещании приняли было решение провести в четверг, 9 июля, внеочередное заседание парламента. В планировавшейся повестке дня, в частности, "блок законопроектов, необходимых для сотрудничества с МВФ, законопроект о местных выборах, блок законопроектов по реформированию МВД".

Откуда вдруг такая спешка, если раньше не сподобились? Все просто: украинский премьер-министр во главе представительной делегации собирается 13 июля с.г. посетить Вашингтон для участия в бизнес-форуме Украина—США. В ходе этого форума украинская сторона собирается презентовать свою "новую команду реформаторов" и наладить прямые отношения с ключевыми инвесторами. Видимо, г-ну Яценюку очень хотелось там заявить, что официальный Киев таки выполняет взятые на себя обязательства (см. выше), приведя в пример непростые условия действующей программы МВФ. Увы, не сложилось: уже на следующий день, в среду, было объявлено, что собрать парламент 9 июля с.г. не получится "из-за желания популистов навязать свою повестку дня".

На чем же на самом деле споткнулись? Большинство непринятых из обещанных донорам законопроектов на роль камней преткновения тянут лишь отчасти. Так, зарегистрированная в парламенте под №2045-а кабминовская инициатива "относительно усовершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка" предусматривает ряд неприятных для парламентариев и их спонсоров норм. Помимо непопулярного расширения перечня оснований, по которым Фонд гарантирования не возмещает средства по депозитам в обанкротившихся банках, законопроект вводит ответственность акционеров банков по обязательствам принадлежащих им учреждений путем внесения соответствующих изменений в Хозяйственный и Гражданский кодексы, а также в законы об акционерных обществах и институтах совместного инвестирования. Также документом предусматривается уголовная ответственность руководителей или должностных лиц банка за ряд касающихся вкладчиков нарушений. Однако в действительности законопроект №2045-а усиливает защиту вкладов граждан. И кто поспорит с тем, что это актуальный сейчас вопрос? Тем более что сопутствующие принятию этого законопроекта риски носят для подавляющего большинства действующих парламентариев пока только гипотетический характер. Как говорится, неприятно, но терпимо.

Законопроект №2873, попадающий в повестку дня с завидной регулярностью с мая с.г., уполномочивает детективов Национального антикоррупционного бюро осуществлять досудебное расследование преступлений, связанных с декларированием недостоверной информации публичными должностными лицами. Норма для депутатов, безусловно, тоже неприятная. Но тоже не настолько, чтобы ею можно было оправдать отказ от денег МВФ.

Законопроект №2956 призван помочь НАК "Нафтогаз Украины" решить наконец проблемы с хроническими задолженностями и взыскать 1,5 млрд грн с предприятий теплокоммунэнерго. Он лежит в ВРУ не первый месяц, но тоже вряд ли претендует на роль камня преткновения. Анализировавшие вопрос юристы уверяют, что №2956 — это лишь часть решения проблемы. И для того чтобы закон реально заработал, а принудительная реализация имущества стала реальностью, необходимо вносить изменения и в Закон "Об исполнительном производстве", о чем речь пока не идет. Так что когда г-жа Тимошенко кричит об угрозе "черной приватизации", это пока в основном не более чем слова.

И вот мы наконец подошли к главному "камню". Ведь если даже такие относительно простые, как вышеперечисленные решения, даются украинским законодателям с таким трудом, то как будет решаться вопрос с отменой льготного налогообложения аграриев — еще одним структурным маяком от МВФ? Поскольку законопроект №2527, предполагающий переход сельхозпроизводителей на общую систему налогообложения, в отличие от указанных выше документов, напрямую бьет по "шкурным" интересам крупных бизнесов, первые лица и ставленники которых занимают около трети (!) мест в нынешней Раде. И вряд ли представители отрасли, которая на сегодняшний день производит 10% украинского ВВП, умудряясь обеспечивать лишь 1% налоговых поступлений, просто так откажутся от основного источника собственного обогащения, стоимость которого для госбюджета (и, соответственно, для остальных украинцев) постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше оценивает в 30 млрд грн в год. И это, по всей видимости, далеко не самая смелая оценка.

Так что мы наверняка очень скоро вновь услышим душераздирающие стенания аграрных лоббистов о том, что и так дышащие на ладан, бедные украинские селяне (пребывание за чертой бедности подавляющего большинства которых, впрочем, не мешает собственникам агрохолдингов все плотнее обживаться в первой сотне богатейших украинцев по версии не только Forbes) приносятся в жертву в угоду хищному МВФ. Что в буржуазной Европе сельское хозяйство дотируется государством, и мы не сможем с ними конкурировать. Что агроотрасль — единственное, что у нас осталось, и ее поддерживать необходимо. Необходимо, получается, не только в ущерб госбюджету, но и вопреки программе МВФ и здравому смыслу. Но что такое здравый смысл для парламентских наперсточников, сумевших протолкнуть валютно-кредитно-реструктуризационный законопроект? А ведь блокировать — не проталкивать, в разы проще…

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
  • kostikov_v kostikov_v 17 липня, 13:49 Не стал бы я списывать со счетов ретруктуризацию госдолга. Как справедливо, на мой взгляд, заявил : реструктуризация - это залог того, что дефолт не произойдет, потому что свои кредиты МВФ на выплату долга использовать запретил. Поэтому Яресько есть смысл и дальше выбивать соглашение с кредиторами. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно