МОБИЛЬНЫЕ АФЕРЫ КАК ОБМАНЫВАЮТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

8 августа, 2003, 00:00 Распечатать

Мобильная связь, как и любая сфера нашей жизни, где замешаны деньги, находится под прицелом мошенников...

Мобильная связь, как и любая сфера нашей жизни, где замешаны деньги, находится под прицелом мошенников. За последнее время мы стали свидетелями ряда нашумевших афер, жертвами которых стали сотни абонентов сотовых сетей. Казалось бы, в сфере, находящейся на острие технического прогресса, деятельность новоявленных Остапов Бендеров должна бы иметь «цифровые» формы, превратиться в манипуляцию с цифрами, данными, паролями и обрести прочие атрибуты хакерской романтики. Ан нет — способы отъема денег у честных пользователей практически не изменились, и «слабым звеном» в системе безопасности оператора остается человек, чье стремление к экономии или «халяве» толкает его прямо в руки обманщиков.

Закон о бесплатных исходящих

Что ни говори, услуги мобильной связи в Украине относительно дороги, особенно по сравнению со средним уровнем заработков. Это побуждает многих соотечественников экономить, всячески ограничивая свои потребности в разговорах. И от этого, и от обычной жадности появляется соблазн решить вопрос радикально, избавившись от необходимости платить за связь вообще. Тем более если предложение о помощи само находит вас…

Как это выглядит. Пожалуй, нет ни одного человека, пользующегося электронной почтой, который не получил бы письмо примерно такого содержания: «Здравствуйте! Сколько вы тратите в месяц на мобильную связь? ? ? Это грабеж! В цивилизованных странах абонент получает неограниченное количество эфирного времени не более чем за ». Далее для восстановления справедливости предлагается воспользоваться «взломанной» микропрограммой для телефона, которая позволяет звонить бесплатно. Эту услугу автор письма предлагает оказать за некоторое вознаграждение — обычно , которые следует заплатить вперед и без личного контакта с «продавцом» — якобы для сохранения конфиденциальности. Человек осторожный и технически грамотный без труда учует подвох, но далеко не все у нас технически грамотные и особенно — осторожные…

Как это работает. Механизм аферы прост: выманить у жертвы деньги в виде предоплаты, а затем исчезнуть, оставив ее ни с чем либо подсунув «пустышку». У того, кто ответит на письмо или посетит указанный в нем Web-сайт, вежливо попросят сообщить модель телефона, его IMEI (международный идентификатор мобильного оборудования) или другие данные — якобы для индивидуальной настройки взломанной «прошивки». Естественно, все это — чистейшая «ширма», реально никто ничего делать и не собирается. Далее потребуется перевести «гонорар» мошеннику по почте или телеграфу на указанное имя. После этого события могут развиваться по-разному. Вероятнее всего, просто ничего не произойдет. Возможно, пришлют ссылку на файл, который необходимо загрузить из Internet — скорее всего, она нерабочая. В «лучшем» случае жертва получит программу, но та ничего не делает. На гневные письма, разумеется, никто отвечать не будет — афера вошла в финальную фазу под девизом «Главное — вовремя смотаться». Пострадавшему остается лишь с грустью вспоминать о выброшенных на ветер деньгах.

Как уберечься. Раз и навсегда запомнить: никогда, ни при каких обстоятельствах, никакие изменения в программной части GSM-телефона не могут повлиять на оплату услуг связи. Учет длительности разговоров и объема других услуг выполняется в сети оператора, и микропрограмма «трубки» не имеет никакого доступа к этим процессам. Сотовая сеть отмечает момент начала разговора, измеряет его длительность и передает эту информацию в биллинговую систему, где компьютер решает, сколько денег списать со счета, в зависимости от условий тарифного плана. Идентификация звонящего производится по данным из SIM-карты. Теоретически их можно подделать, но даже если и удастся, сделает это отнюдь не обычный мошенник, заваливающий ненужными письмами ваш почтовый ящик. И не ради вашего блага.

Победитель получает… ничего

Акции и розыгрыши — любимый прием операторов, привлекающих новых клиентов и старающихся удержать старых. Большинству абонентов довелось поучаствовать в них, многие оказались в числе победителей и получили ценные призы или просто приятные сюрпризы. Но не все акции доставляют радость — иногда люди, которые приносят радостную весть абоненту, не имеют ничего общего с компаниями-операторами. Потенциальными жертвами этого вида мошенничества становятся пользователи предоплаченных услуг связи, пополняющие свои счета дистанционно, при помощи скрэтч-карт и электронных ваучеров.

Как это выглядит. Потенциальной жертве звонят и сообщают, что она победила в акции, устраиваемой ее оператором, и получает ценный приз — как правило, новый телефон престижной модели. Звонок производится с мобильного из той же сети, причем иногда используются даже номера из диапазонов, зарезервированных для служебных телефонов компании-оператора. Видя на экране своей трубки такой номер, многие верят, что звонят действительно представители фирмы. Далее предлагается сообщить свой почтовый адрес, на который обещают выслать приз. Приятный разговор завершается предложением поучаствовать в дополнительной акции. По ее условиям, если пользователь немедленно купит ваучер на определенную сумму, затем позвонит устроителям акции и сообщит им код пополнения, на его счет будет зачислена, скажем, втрое большая сумма.

Как это работает. Цель аферы — получить неиспользованный код пополнения, который можно узнать, лишь купив скрэтч-карту или получив распечатку кассового аппарата в пункте продаж электронных ваучеров, а также выиграть немного времени, чтобы пополнить им счет, но, как нетрудно догадаться, не жертвы, а свой собственный. Разговоры о победе в акции — всего лишь психологический трюк: узнав о крупном выигрыше, человек приходит в состояние легкого шока, что притупляет бдительность. Для «организатора» главное — удачно «заговорить» клиента, а уж общительности, поверьте, им не занимать. После того как код продиктован мошенникам, жертва остается владельцем своих денег не более минуты, пока аферисты дозваниваются до службы пополнения счета и вводят данные…

Как уберечься. Твердо запомните, что сотрудникам оператора, причастным к вашему обслуживанию, в том числе и при проведении акций, никогда не нужно самостоятельно узнавать от вас какие-либо сведения, в особенности любые коды и пароли. Вся эта информация доступна в электронной картотеке компании, если речь идет о контрактных клиентах, либо не нужна по условиям акции для анонимных пользователей предоплаченных услуг.

Службы безопасности операторов ведут охоту на аферистов, злоупотребляющих доверием клиентов, и их дело далеко не безнадежно, так как «вычислить» даже абонента предоплаченного сервиса можно по номерам, на которые он звонит. Так что если вы позвоните оператору и сообщите об обмане (причем чем быстрее, тем лучше), вполне возможно, окажете весомую помощь следствию: выяснить, какой именно счет был пополнен украденным кодом, вполне реально. Денег вам, скорее всего, не вернут, но плохие парни получат по заслугам.

Операция «Корпорация»

В поисках тарифного пакета, обеспечивающего минимальный уровень расходов на мобильную связь, очень многие рассматривают так называемые корпорации. Корпоративные тарифные планы операторы предлагают юридическим лицам: они оформляются на имя компаний, которые хотят обеспечить своих сотрудников мобильной связью за счет фирмы. Обычно такие абоненты говорят довольно много и приносят оператору неплохой доход, поэтому и пользуются определенными льготами. Стандартными условиями являются меньшие тарифы на звонки по Украине и внутри сотовой сети, скидки на всю сумму счета и главное — очень низкий (2—5 центов США) тариф на разговоры между абонентами одной корпорации. Это отличные условия для того, чтобы подключиться всей семьей или компанией друзей — именно в таком случае получается очень существенная экономия, хотя и в других случаях она тоже есть. Но что делать, если руководство вашей фирмы не соглашается подключить к своей корпоративной группе вашу жену или маму? Есть спрос — будет и предложение. И начали появляться фирмы, реальные и фиктивные, готовые подключать в свою сеть не только родственников и знакомых, но и всех желающих.

Как это выглядит. Подключение в корпоративный тарифный план обычно предлагается по объявлениям. Оператор, мягко говоря, сильно недолюбливает фиктивные «корпорации», так как из-за них теряет часть дохода, и поэтому ведет борьбу с дилерами и даже частными компаниями, подключающими в свои абонентские группы всех желающих. Так что бизнес корпоративных подключений ведется полулегально, со всеми вытекающими отсюда «процедурными особенностями». Потенциальному абоненту предлагают встретиться с частным агентом, который вручит ему уже подключенную и активированную карточку в обмен на наличные. Оплата долгое время проводилась по принципу «платишь 200 грн. — получаешь 500 грн. на счет», однако большая популярность такого способа подключения и выгодные условия, обещающие дальнейшую экономию, привели к постепенному удорожанию услуги, и теперь она «продается» иногда даже дороже «номинала» — скажем, 600 грн. за 500-гривневый депозит.

Как это работает. Подоплекой всех возможных махинаций с корпоративными подключениями является тот факт, что право распоряжаться всеми средствами на счетах всех абонентов корпоративной группы принадлежит одному человеку — менеджеру (координатору) корпорации, а сами абоненты управлять ими не могут. Даже большинство дополнительных услуг заказывается не напрямую, а через менеджера. Соответственно, корпоративное подключение у незнакомых людей с большой вероятностью означает обман с последующим отъемом денег. Делается это следующим образом: менеджер переводит деньги со счета, на который подключилась жертва, на другой, которым пользуется, например, он сам, а карта незадачливого абонента блокируется оператором из-за обнуления депозита. Деньги вернуть очень сложно, так как для этого требуется найти агента, продавшего карточку, и доказать его связь с недобросовестным координатором. После крупных афер Internet-форумы пользователей мобильной связи обычно пестрят сообщениями вроде «Помогите найти менеджера такой-то корпорации». Прямо как в кино: «Дайте его хоть за горло подержать»…

Как уберечься. Очень просто — не подключаться к корпоративным тарифным планам у незнакомых людей. Благо, в последнее время операторы активно вводят тарифные планы и дополнительные услуги для индивидуальных клиентов, предусматривающие существенные скидки на звонки по нескольким номерам. Так что проблему дешевой связи с супругой или родителями вполне можно решить без риска. Если же у вас много хороших знакомых и у одного из них есть возможность оформить корпоративное подключение на свою фирму — это достаточно надежный способ, воспользуйтесь им. Если вы уже «прогорели» на фиктивной «корпорации» — не бойтесь обращаться в правоохранительные органы. Хотя подключение было осуществлено неофициально, вы тем самым нарушили только правила, установленные оператором, а перед украинской Фемидой вы чисты, так что не стоит опасаться преследований. Зато и органы внутренних дел, и особенно службы безопасности операторов заинтересованы в том, чтобы прекратить деятельность «корпоративных» мошенников.

Без документов, без контракта,.. без права голоса

Контрактное подключение всегда предусматривает ответственность сторон друг перед другом. Предлагая бонусы при вхождении в сеть, оператор обязательно попросит что-то взамен. Обычно это «что-то» представляет собой обязательство не отключаться в течение определенного времени, оплачивая при этом абонплату или некоторый минимальный объем услуг. Если пренебречь этим обязательством, можно попасть в «черный список» и столкнуться с проблемами при следующем подключении или даже поучаствовать в юридическом разбирательстве в качестве ответчика. Казалось бы, всего этого можно избежать, подключившись под чужим именем и не подписывая контракт. Однако как раз здесь ловкие дельцы получают все карты в руки…

Как это выглядит. Вы находите частное объявление, в котором предлагается контрактное подключение по принципу «платишь 200 грн. — получаешь 500 грн. на счет»; при этом предъявлять или подписывать какие-либо документы не требуется. Как и в предыдущем случае, предстоит частная встреча с агентом и передача денег и карточки из рук в руки. Карточка действительно уже активирована, и на счету находится оговоренная сумма. Счастливый покупатель идет по своим делам…

Как это работает. Счастливый продавец тем временем идет прямиком в центр обслуживания абонентов в офисе оператора. Формально он все еще является владельцем номера, счета, а следовательно, и карточки. Жертва опять-таки формально не имеет ко всему этому никакого отношения, так как факт продажи номера документально не зафиксирован. Пользуясь этим, мошенник пишет заявление: «У меня украли телефон и SIM-карту, прошу заблокировать мой номер и выдать мне дубликат карточки». Только что купленная жертвой SIM-карта вдруг перестает работать, а обманщику выдадут новую, с тем же номером и той же суммой на счету, что была до «продажи».

Как уберечься. Побороть стремление к «халяве» и оформлять подключение только на свое имя, с заполнением всех необходимых документов. «Наказать» обидчика в суде практически нереально, так как факт купли-продажи депозита ничем не подтверждается — разве что вы позовете на встречу нескольких верных друзей, которые выступят в качестве свидетелей.

* * *

Как видите, мошенники от мобильной связи хитры и изобретательны. Сегодня мы рассказали вам о самых распространенных схемах «развода» доверчивых граждан, но завтра преступники непременно придумают что-нибудь новенькое. Так что в заключение можем только повторить известную поговорку: «Вора надо видеть». Здравого смысла вам, дорогие читатели.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно