В то время как глобальные продажи компьютерной техники замедляют рост (что в сверхдинамичной, привыкшей за последних два десятилетия к условиям перманентного бума отрасли вызывает реакцию, близкую к панической), а временами и падают, в нашей стране основные сегменты рынка выросли на 30—40%. К ним относится в первую очередь рынок персональных компьютеров.
Мировые поставки ПК в 2002 г. увеличились только на 1,5% по сравнению с 2001 г., тогда как в Украине их было собрано и продано на 35—40% больше. На первый взгляд это плохо увязывается с соотношением благосостояния населения и оборотами компаний соответственно в Украине и США, Европе и странах Дальнего Востока, которые, собственно, составляют львиную долю мирового рынка. Но не будем забывать, что массовая информатизация бизнеса и распространение домашних ПК в этих странах прошли уже достаточно давно и перед производителями встала нелегкая задача заставить пользователей выбросить свои в общем-то исправно работающие устройства и купить вместо них новые, а это оказалось не так уж легко. К тому же «процессорная гонка» между Intel и AMD привела к лавинообразному росту производительности систем с одновременным их удешевлением, и вследствие этого даже одно-двухгодичной давности ПК имеет достаточную, а то и избыточную для наиболее распространенных домашних и офисных задач производительность. Это не распространяется на такие ресурсоемкие применения, как обработка больших объемов данных, видеомонтаж, профессиональная работа с изображениями, и особенно компьютерные игры, где быстродействие никогда не бывает лишним. Однако потребность в таких мощных и нуждающихся в постоянном обновлении компьютерах относительно невелика.
В Украине же все еще идет процесс первичной компьютеризации. Государственные организации по мере возможности закупают новую технику, компании расширяются, появляются новые субъекты предпринимательской деятельности, существующие фирмы расширяются или дооснащают компьютерами те рабочие места, которые раньше обходились без них. Все это ведет к росту корпоративного сектора отечественной IT-индустрии. Покупка компьютера лишь два-три года назад перестала быть прерогативой IT-специалистов и зажиточных семей — теперь домашние компьютеры получают широкое распространение и этот процесс еще далек от завершения.
«Мелочь» правит бал
Среди всех сегментов компьютерного рынка Украины пока еще самым емким является сегмент настольных ПК. Он в значительной мере уникален: в мире можно насчитать не так уж много стран, в которых глобальные поставщики ПК, такие как Dell или Hewlett-Packard, не просто не доминируют на рынке, но вынуждены довольствоваться крохотной его долей, а подавляющее большинство систем изготовлено отечественными сборщиками. По данным еженедельника «Компьютерное обозрение», в 2002 г. в нашей стране было продано примерно 620 тыс. ПК украинских марок и всего 20 тыс. — от мировых брэндов. Причины такого положения дел определить несложно. Благодаря наличию достаточного количества квалифицированных кадров бизнес сборки ПК в нашей стране зародился давно и имел хорошие условия для развития, при том что мировые производители, занятые «освоением» более богатых регионов, долгое время не интересовались относительно небольшим потенциальным дополнением к обороту. К тому же государство применило протекционистскую таможенную политику, при которой ввозные пошлины на готовые ПК намного выше, чем на комплектующие. В такой ситуации компьютеры от мировых производителей оказались существенно дороже, чем от отечественных сборщиков, и чувствительный к цене покупатель сделал выбор в пользу последних, сочтя разницу в качестве и сервисе несущественной, — к слову, во многих случаях не без оснований.
Еще одна особенность украинского сборочного бизнеса в том, что даже самые крупные и активные его участники контролируют относительно небольшие доли рынка. Ни одна из компаний не смогла продать больше 20 тыс. устройств за прошедший год (сравните эту цифру с общим объемом рынка), при этом 20 крупнейших фирм поставили только 25% собранных в стране компьютеров. Это говорит о том, что на рынке по-прежнему основной действующей силой являются мелкие и средние сборщики.
Компании этого типа все еще востребованы на рынке. Причина — все та же чувствительность украинского покупателя к цене, а непосредственный повод — тот факт, что небольшие компании могут предложить более низкие цены, чем крупные. Вообще-то, это парадоксальное явление, теоретически все должно быть наоборот, ведь закупки крупных партий комплектующих дают большим производителям право на значительные скидки, а конвейерное производство дешевле и эффективнее. Проблема в том, что рабочая сила в Украине очень дешева, а остальные расходы, которые вынуждена нести крупная компания (аренда помещений, реклама, маркетинг и т.д.), велики относительно размеров зарплат. В итоге дешевый труд «отверточников» (преимущественно студентов) и низкие расходы на аренду небольшого малопрестижного помещения вполне уравновешивают преимущества крупносерийного производства.
Клиент, постой, не уходи!
В самом простом случае порог вхождения в бизнес производства ПК практически нулевой — первые шаги начинающего сборщика вполне могут состоять из консалтинга по подбору конфигурации согласно требованиям заказчика, покупки выбранных комплектующих за его же средства, сборки, настройки и установки ПО. Заработок на одном произведенном таким образом компьютере может составлять $20—30, а круг клиентов изначально состоит из личных знакомых, впоследствии он может быть расширен путем привлечения новых заказчиков через частные объявления. Однако большого объема производства такая схема дать не может по определению.
Для выхода на следующий уровень бизнеса потребуется вложить некоторый капитал в закупку некоторого запаса наиболее ходовых комплектующих и съем небольшого хозяйственного помещения. В таком случае можно предлагать ПК типовых конфигураций непосредственно со склада и выполнять индивидуальные заказы без предоплаты. Такая форма бизнеса долгое время была основной в данном рыночном сегменте и давала хорошие перспективы роста, для которого было достаточно привлекать как можно больше заказчиков через рекламу и объявления, нарабатывать базу постоянных клиентов и расширять ассортимент оборудования. Сегодня такие предприятия составляют основную массу отечественных производителей ПК, однако условия для их работы существенно осложнились. Резкие, порой непрогнозируемые колебания цен на комплектующие несут в себе риск быстрого обесценивания складских запасов, что в случае небольшого размера капитала может привести к потере критической его части. Жесткая конкуренция требует увеличивать маркетинговые затраты, соблюдать более строгие стандарты качества и гарантийных обязательств. Но самой большой проблемой для таких «компьютерных фирм» стали изменения в поведении как корпоративных, так и индивидуальных клиентов. Доступ к крупным корпоративным заказам для маленькой компании закрыт изначально (если только она не создавалась специально для обслуживания заранее известных клиентов), небольшие и средние фирмы при закупке ПК ориентируются на стабильных и известных поставщиков, а частные покупатели постепенно уходят в компьютерные салоны, магазины и супермаркеты.
Сборка подружила с розницей
За прошедшие два года бизнес розничной торговли компьютерами и сопутствующими товарами в Украине пережил настоящий бум. Целый ряд компаний перешел от сборки ПК и дистрибуции комплектующих к развитию крупных сетей фирменных магазинов в Киеве и крупных городах Украины. Компании «Юнитрейд» и МКС на сегодня имеют по 22 салона, «Диавест» — 13, АМИ — 5. Есть и другие способы выхода на розничный рынок и расширения существующих сетей. Один из них — партнерство с небольшими компаниями, владеющими одной-двумя торговыми площадками каждая, и его частная форма — франчайзинг. Именно на такое сотрудничество нацелились «Юнитрейд» и МКС. Компания «К-Трейд» заключила партнерское соглашение с сетью супермаркетов бытовой электроники «Фокстрот», вследствие которого в этих популярных магазинах появились отделы компьютерной техники. На сегодня подобные отделы появились во многих крупных и известных магазинах бытовой техники. Все это великолепие себя вполне окупает: многие неподготовленные или не очень стесненные в средствах покупатели выбирают известный и расположенный в удобном месте магазин вместо обзвона фирм по объявлениям и последующих поисков, «где эта улица, где этот дом».
Но самым действенным средством привлечения покупателей в магазины стала вновь заработавшая за последние два года система потребительского кредитования. Именно крупные фирмы и сети магазинов первыми начали продавать компьютеры в кредит, и они предлагают самые выгодные на текущий момент условия покупки как в качестве временных акций, так и на постоянной основе. Для примера можно привести акцию от e.verest «Кредит под 0%», в рамках которой компания продавала товар в кредит под 9% годовых. Уже были прецеденты, когда ряд фирм предлагали покупателям ПК схемы кредитования без первоначального взноса.
Несмотря на такой бурный рост розничного рынка, на котором покупателями являются преимущественно частные лица, основным для большинства компаний является рынок корпоративный. Для различных компаний среднего и крупного масштаба объем корпоративных заказов составляет 50—75% от общего количества произведенных компьютеров. Для ведущих игроков рынка «корпоративные поставки» означают продажу больших партий компьютеров крупным корпорациям и государственным организациям, что предполагает участие в тендерах, предоставление услуг системной интеграции или взаимодействие с соответствующими компаниями, требует опыта обращения с крупными клиентами и репутации надежного поставщика. Более мелкие производители работают преимущественно с клиентами меньшего масштаба.
Плати $300 и ни в чем себе не отказывай
Что же предлагают сегодня на отечественном рынке компьютеров и что больше пользуется спросом? Наиболее часто предлагаемыми (а значит, и наиболее востребованными) являются ПК стоимостью $300—350 (без стоимости монитора) — примерно 35% от общего количества предложений. Еще столько же приходятся на системы ценой $300. В итоге около 70% всех продаваемых в нашей стране компьютеров относятся к бюджетной категории. Это объясняется не только особенностями экономической ситуации в Украине. Минимальная цена компьютера с производительностью, достаточной для комфортной работы с офисными приложениями, может составлять примерно $150—180 без монитора (системы на базе процессора Celeron 1100—1200 MHz или Duron 1200—1300 MHz), а средняя стоимость таких моделей составляет примерно $250—270. Иными словами, для офисного применения годится любой, даже самый дешевый из новых (в смысле не бывших в употреблении) компьютеров. Естественно, разумный руководитель не будет тратить деньги на закупку ПК с избыточными возможностями. А теперь вспомним, что корпоративные поставки составляют не менее половины объема компьютерного рынка — отсюда и преобладание столь дешевых ПК в общем объеме производства.
Мода на многогерцевые телеги
В формировании конфигураций ПК, наиболее активно продаваемых в Украине, есть еще один интересный аспект. Основным фактором, определяющим привлекательность и полезность конкретной модели компьютера, все еще является тактовая частота процессора. В то же время отечественный покупатель очень чувствителен к цене и часто предпочитает систему подешевле. Производители компьютеров выходят из положения, устанавливая в ПК мощный (и дорогой) процессор и максимально дешевые остальные комплектующие — память небольшого объема, маленький жесткий диск, интегрированный низкопроизводительный видеоадаптер, дешевую (нередко не очень качественную) материнскую плату. Это позволяет совместить в одном решении высокую тактовую частоту, оказывающую почти магическое влияние на покупателя, и дешевизну. Однако такой компьютер работает гораздо медленнее системы с тем же процессором, но оснащенной другими модулями соответствующего класса. К примеру, наиболее часто предлагаемая сборщиками конфигурация на базе Duron 1200 MHz стоит примерно $250, а сбалансированная машина с тем же процессором обойдется примерно в $450, но и работать будет не в пример быстрее. Впрочем, как мы уже говорили, это самое «не в пример быстрее» нужно далеко не всегда, а вот низкая цена нередко оказывается важнее.
На розничном рынке мы видим противоположную тенденцию — рост интереса к более дорогим мультимедийно-игровым компьютерам. Как говорят производители, спрос на дешевые конфигурации со стороны частных покупателей неуклонно падает — благосостояние растет, и домой люди все чаще покупают ПК, рассчитывая использовать их для самых разнообразных, в том числе и ресурсоемких задач — прослушивания музыки в формате MP3, воспроизведения MPEG-4 и DVD-видео, хранения и обработки цифровых фотографий и видеоклипов и конечно же для новейших игр. Пользователь рассчитывает на то, что новый ПК будет в течение года-двух как минимум удовлетворять системным требованиям вновь появляющихся игр и в течение этого срока проработает без модернизации или замены. Поэтому домой обычно приобретаются системы с процессорами частотой 1,7 — 2,4 GHz, 256—512 MB оперативной памяти, видеокартой на базе чипсетов ATI Radeon 9000 Pro или 9500, либо GeForce4 MX440 или GeForece4 Ti4200, цены на которые лежат в пределах $90—180. Стоимость таких ПК вместе с мониторами составляет $600—800, а иногда даже выше.
Ноутбуки: царство брэндов
Еще один сегмент компьютерного рынка принадлежит портативным ПК — ноутбукам. Здесь, в противоположность рынку настольных систем царят мировые брэнды. Ноутбуки производятся и в Украине (в частности, компаниями «Квазар-Микро», «Фолгат», «Версия» и другими), но портативные ПК доступны у нас только относительно небольшому числу обеспеченных покупателей, для которых самыми важными параметрами являются надежность и качество устройства, а также привлекательность брэнда. Все это есть у именитых компаний, которым отечественные сборщики могут противопоставить только более низкую цену (не играющую роли в большинстве случаев) и потенциально более оперативный сервис, однако, как показывает исследование рынка, они не смогли сыграть этим козырем. Ведущими игроками на украинском рынке ноутбуков, общая емкость которого составляет около 20 тыс. устройств в год, являются Toshiba, удерживающая долю в 28% и Hewlett-Packard (вместе с маркой Compaq), контролирующая 21%. Заметными участниками рынка являются также ASUS, IBM, Fujitsu-Siemens и Sony. Ноутбуки отечественной сборки не получили большого распространения, по всей видимости потому, что от них ожидают существенно более дешевых моделей, чем у зарубежных конкурентов. Снижение цены позволило бы привлечь в ряды пользователей ноутбуков тех, кто не может потратить на это удовольствие $1000 и больше. Однако стоимость отечественных портативных систем лишь ненамного ниже, чем импортных, и покупатель выбирает громкое имя. Примечательно, что в России ноутбуки местной сборки под маркой RoverBook пользуются большой популярностью, а просматривая «Hot Line», можно обнаружить, что эти устройства составляют не менее 7% от общего числа предложений — это больше, чем у Fujitsu-Siemens и даже у Sony. В общем, здесь отечественным сборщикам есть над чем работать.
Надежный как сервер
И последний сегмент компьютерного рынка Украины — серверный. Здесь активно конкурируют отечественные и мировые производители и поставщики. Для этого рынка характерно наличие ряда специфических ниш, в которых успешно работают компании различного профиля и масштаба. Но в общем случае продажа серверов радикально отличается от реализации простых ПК. Продавая сервер, производитель предоставляет покупателю в первую очередь надежное, отказоустойчивое решение, важной частью стоимости которого является пакет гарантийных и послепродажных услуг. Производство серверов само по себе не сложнее, чем модульная сборка настольных ПК, однако здесь требования к качеству принципиально другие, и выполнить их и обеспечить надлежащий уровень сервиса могут лишь немногие крупные отечественные компании.
Итак, украинский рынок компьютеров демонстрирует устойчивые тенденции развития, что вселяет оптимизм в производителей и продавцов компьютерной техники. Потребность в новых компьютерах все еще велика, и если не помешают политические или экономические потрясения, в Украине в ближайшие годы останется широкое поле деятельности для отечественных и зарубежных поставщиков.