Мобильная связь, как и любая сфера нашей жизни, где замешаны деньги, находится под прицелом мошенников. За последнее время мы стали свидетелями ряда нашумевших афер, жертвами которых стали сотни абонентов сотовых сетей. Казалось бы, в сфере, находящейся на острие технического прогресса, деятельность новоявленных Остапов Бендеров должна бы иметь «цифровые» формы, превратиться в манипуляцию с цифрами, данными, паролями и обрести прочие атрибуты хакерской романтики. Ан нет — способы отъема денег у честных пользователей практически не изменились, и «слабым звеном» в системе безопасности оператора остается человек, чье стремление к экономии или «халяве» толкает его прямо в руки обманщиков.
Закон о бесплатных исходящих
Что ни говори, услуги мобильной связи в Украине относительно дороги, особенно по сравнению со средним уровнем заработков. Это побуждает многих соотечественников экономить, всячески ограничивая свои потребности в разговорах. И от этого, и от обычной жадности появляется соблазн решить вопрос радикально, избавившись от необходимости платить за связь вообще. Тем более если предложение о помощи само находит вас…
Как это выглядит. Пожалуй, нет ни одного человека, пользующегося электронной почтой, который не получил бы письмо примерно такого содержания: «Здравствуйте! Сколько вы тратите в месяц на мобильную связь? $40? $50? Это грабеж! В цивилизованных странах абонент получает неограниченное количество эфирного времени не более чем за $20». Далее для восстановления справедливости предлагается воспользоваться «взломанной» микропрограммой для телефона, которая позволяет звонить бесплатно. Эту услугу автор письма предлагает оказать за некоторое вознаграждение — обычно $50, которые следует заплатить вперед и без личного контакта с «продавцом» — якобы для сохранения конфиденциальности. Человек осторожный и технически грамотный без труда учует подвох, но далеко не все у нас технически грамотные и особенно — осторожные…
Как это работает. Механизм аферы прост: выманить у жертвы деньги в виде предоплаты, а затем исчезнуть, оставив ее ни с чем либо подсунув «пустышку». У того, кто ответит на письмо или посетит указанный в нем Web-сайт, вежливо попросят сообщить модель телефона, его IMEI (международный идентификатор мобильного оборудования) или другие данные — якобы для индивидуальной настройки взломанной «прошивки». Естественно, все это — чистейшая «ширма», реально никто ничего делать и не собирается. Далее потребуется перевести «гонорар» мошеннику по почте или телеграфу на указанное имя. После этого события могут развиваться по-разному. Вероятнее всего, просто ничего не произойдет. Возможно, пришлют ссылку на файл, который необходимо загрузить из Internet — скорее всего, она нерабочая. В «лучшем» случае жертва получит программу, но та ничего не делает. На гневные письма, разумеется, никто отвечать не будет — афера вошла в финальную фазу под девизом «Главное — вовремя смотаться». Пострадавшему остается лишь с грустью вспоминать о выброшенных на ветер деньгах.
Как уберечься. Раз и навсегда запомнить: никогда, ни при каких обстоятельствах, никакие изменения в программной части GSM-телефона не могут повлиять на оплату услуг связи. Учет длительности разговоров и объема других услуг выполняется в сети оператора, и микропрограмма «трубки» не имеет никакого доступа к этим процессам. Сотовая сеть отмечает момент начала разговора, измеряет его длительность и передает эту информацию в биллинговую систему, где компьютер решает, сколько денег списать со счета, в зависимости от условий тарифного плана. Идентификация звонящего производится по данным из SIM-карты. Теоретически их можно подделать, но даже если и удастся, сделает это отнюдь не обычный мошенник, заваливающий ненужными письмами ваш почтовый ящик. И не ради вашего блага.
Победитель получает… ничего
Акции и розыгрыши — любимый прием операторов, привлекающих новых клиентов и старающихся удержать старых. Большинству абонентов довелось поучаствовать в них, многие оказались в числе победителей и получили ценные призы или просто приятные сюрпризы. Но не все акции доставляют радость — иногда люди, которые приносят радостную весть абоненту, не имеют ничего общего с компаниями-операторами. Потенциальными жертвами этого вида мошенничества становятся пользователи предоплаченных услуг связи, пополняющие свои счета дистанционно, при помощи скрэтч-карт и электронных ваучеров.
Как это выглядит. Потенциальной жертве звонят и сообщают, что она победила в акции, устраиваемой ее оператором, и получает ценный приз — как правило, новый телефон престижной модели. Звонок производится с мобильного из той же сети, причем иногда используются даже номера из диапазонов, зарезервированных для служебных телефонов компании-оператора. Видя на экране своей трубки такой номер, многие верят, что звонят действительно представители фирмы. Далее предлагается сообщить свой почтовый адрес, на который обещают выслать приз. Приятный разговор завершается предложением поучаствовать в дополнительной акции. По ее условиям, если пользователь немедленно купит ваучер на определенную сумму, затем позвонит устроителям акции и сообщит им код пополнения, на его счет будет зачислена, скажем, втрое большая сумма.
Как это работает. Цель аферы — получить неиспользованный код пополнения, который можно узнать, лишь купив скрэтч-карту или получив распечатку кассового аппарата в пункте продаж электронных ваучеров, а также выиграть немного времени, чтобы пополнить им счет, но, как нетрудно догадаться, не жертвы, а свой собственный. Разговоры о победе в акции — всего лишь психологический трюк: узнав о крупном выигрыше, человек приходит в состояние легкого шока, что притупляет бдительность. Для «организатора» главное — удачно «заговорить» клиента, а уж общительности, поверьте, им не занимать. После того как код продиктован мошенникам, жертва остается владельцем своих денег не более минуты, пока аферисты дозваниваются до службы пополнения счета и вводят данные…
Как уберечься. Твердо запомните, что сотрудникам оператора, причастным к вашему обслуживанию, в том числе и при проведении акций, никогда не нужно самостоятельно узнавать от вас какие-либо сведения, в особенности любые коды и пароли. Вся эта информация доступна в электронной картотеке компании, если речь идет о контрактных клиентах, либо не нужна по условиям акции для анонимных пользователей предоплаченных услуг.
Службы безопасности операторов ведут охоту на аферистов, злоупотребляющих доверием клиентов, и их дело далеко не безнадежно, так как «вычислить» даже абонента предоплаченного сервиса можно по номерам, на которые он звонит. Так что если вы позвоните оператору и сообщите об обмане (причем чем быстрее, тем лучше), вполне возможно, окажете весомую помощь следствию: выяснить, какой именно счет был пополнен украденным кодом, вполне реально. Денег вам, скорее всего, не вернут, но плохие парни получат по заслугам.
Операция «Корпорация»
В поисках тарифного пакета, обеспечивающего минимальный уровень расходов на мобильную связь, очень многие рассматривают так называемые корпорации. Корпоративные тарифные планы операторы предлагают юридическим лицам: они оформляются на имя компаний, которые хотят обеспечить своих сотрудников мобильной связью за счет фирмы. Обычно такие абоненты говорят довольно много и приносят оператору неплохой доход, поэтому и пользуются определенными льготами. Стандартными условиями являются меньшие тарифы на звонки по Украине и внутри сотовой сети, скидки на всю сумму счета и главное — очень низкий (2—5 центов США) тариф на разговоры между абонентами одной корпорации. Это отличные условия для того, чтобы подключиться всей семьей или компанией друзей — именно в таком случае получается очень существенная экономия, хотя и в других случаях она тоже есть. Но что делать, если руководство вашей фирмы не соглашается подключить к своей корпоративной группе вашу жену или маму? Есть спрос — будет и предложение. И начали появляться фирмы, реальные и фиктивные, готовые подключать в свою сеть не только родственников и знакомых, но и всех желающих.
Как это выглядит. Подключение в корпоративный тарифный план обычно предлагается по объявлениям. Оператор, мягко говоря, сильно недолюбливает фиктивные «корпорации», так как из-за них теряет часть дохода, и поэтому ведет борьбу с дилерами и даже частными компаниями, подключающими в свои абонентские группы всех желающих. Так что бизнес корпоративных подключений ведется полулегально, со всеми вытекающими отсюда «процедурными особенностями». Потенциальному абоненту предлагают встретиться с частным агентом, который вручит ему уже подключенную и активированную карточку в обмен на наличные. Оплата долгое время проводилась по принципу «платишь 200 грн. — получаешь 500 грн. на счет», однако большая популярность такого способа подключения и выгодные условия, обещающие дальнейшую экономию, привели к постепенному удорожанию услуги, и теперь она «продается» иногда даже дороже «номинала» — скажем, 600 грн. за 500-гривневый депозит.
Как это работает. Подоплекой всех возможных махинаций с корпоративными подключениями является тот факт, что право распоряжаться всеми средствами на счетах всех абонентов корпоративной группы принадлежит одному человеку — менеджеру (координатору) корпорации, а сами абоненты управлять ими не могут. Даже большинство дополнительных услуг заказывается не напрямую, а через менеджера. Соответственно, корпоративное подключение у незнакомых людей с большой вероятностью означает обман с последующим отъемом денег. Делается это следующим образом: менеджер переводит деньги со счета, на который подключилась жертва, на другой, которым пользуется, например, он сам, а карта незадачливого абонента блокируется оператором из-за обнуления депозита. Деньги вернуть очень сложно, так как для этого требуется найти агента, продавшего карточку, и доказать его связь с недобросовестным координатором. После крупных афер Internet-форумы пользователей мобильной связи обычно пестрят сообщениями вроде «Помогите найти менеджера такой-то корпорации». Прямо как в кино: «Дайте его хоть за горло подержать»…
Как уберечься. Очень просто — не подключаться к корпоративным тарифным планам у незнакомых людей. Благо, в последнее время операторы активно вводят тарифные планы и дополнительные услуги для индивидуальных клиентов, предусматривающие существенные скидки на звонки по нескольким номерам. Так что проблему дешевой связи с супругой или родителями вполне можно решить без риска. Если же у вас много хороших знакомых и у одного из них есть возможность оформить корпоративное подключение на свою фирму — это достаточно надежный способ, воспользуйтесь им. Если вы уже «прогорели» на фиктивной «корпорации» — не бойтесь обращаться в правоохранительные органы. Хотя подключение было осуществлено неофициально, вы тем самым нарушили только правила, установленные оператором, а перед украинской Фемидой вы чисты, так что не стоит опасаться преследований. Зато и органы внутренних дел, и особенно службы безопасности операторов заинтересованы в том, чтобы прекратить деятельность «корпоративных» мошенников.
Без документов, без контракта,.. без права голоса
Контрактное подключение всегда предусматривает ответственность сторон друг перед другом. Предлагая бонусы при вхождении в сеть, оператор обязательно попросит что-то взамен. Обычно это «что-то» представляет собой обязательство не отключаться в течение определенного времени, оплачивая при этом абонплату или некоторый минимальный объем услуг. Если пренебречь этим обязательством, можно попасть в «черный список» и столкнуться с проблемами при следующем подключении или даже поучаствовать в юридическом разбирательстве в качестве ответчика. Казалось бы, всего этого можно избежать, подключившись под чужим именем и не подписывая контракт. Однако как раз здесь ловкие дельцы получают все карты в руки…
Как это выглядит. Вы находите частное объявление, в котором предлагается контрактное подключение по принципу «платишь 200 грн. — получаешь 500 грн. на счет»; при этом предъявлять или подписывать какие-либо документы не требуется. Как и в предыдущем случае, предстоит частная встреча с агентом и передача денег и карточки из рук в руки. Карточка действительно уже активирована, и на счету находится оговоренная сумма. Счастливый покупатель идет по своим делам…
Как это работает. Счастливый продавец тем временем идет прямиком в центр обслуживания абонентов в офисе оператора. Формально он все еще является владельцем номера, счета, а следовательно, и карточки. Жертва опять-таки формально не имеет ко всему этому никакого отношения, так как факт продажи номера документально не зафиксирован. Пользуясь этим, мошенник пишет заявление: «У меня украли телефон и SIM-карту, прошу заблокировать мой номер и выдать мне дубликат карточки». Только что купленная жертвой SIM-карта вдруг перестает работать, а обманщику выдадут новую, с тем же номером и той же суммой на счету, что была до «продажи».
Как уберечься. Побороть стремление к «халяве» и оформлять подключение только на свое имя, с заполнением всех необходимых документов. «Наказать» обидчика в суде практически нереально, так как факт купли-продажи депозита ничем не подтверждается — разве что вы позовете на встречу нескольких верных друзей, которые выступят в качестве свидетелей.
* * *
Как видите, мошенники от мобильной связи хитры и изобретательны. Сегодня мы рассказали вам о самых распространенных схемах «развода» доверчивых граждан, но завтра преступники непременно придумают что-нибудь новенькое. Так что в заключение можем только повторить известную поговорку: «Вора надо видеть». Здравого смысла вам, дорогие читатели.