Конкурентоспособная экономика через призму коммунальной сферы

10 июня, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 10 июня-17 июня

Оранжевая революция пробудила в украинском обществе чувство гордости за свою страну, породила на...

Оранжевая революция пробудила в украинском обществе чувство гордости за свою страну, породила надежду на достижение экономического процветания, позволила всем нам подняться на ступеньку выше в глазах мирового сообщества. Не все наши ожидания пока оправдались, но мы все еще настроены на успех, на широкое международное сотрудничество, на кардинальное изменение системы и принципов хозяйствования. И главное — у нас есть все предпосылки для прорыва: высокопрофессиональные кадры, демократическая власть, уважение и интерес со стороны международного сообщества, богатые природные ресурсы, привлекательное географическое положение.

Теперь дело за малым — разработать стратегию конкурентоспособности страны и приступить к ее реализации. Как бывшему научному работнику, кибернетику, мне импонирует идея, изложенная в статье Ю.Полунеева («ЗН» №19 (547) от 21 мая 2005 г.), о переходе к экономике знаний, о формировании национальной инновационной модели. Именно такая ориентация экономики является наиболее выигрышной для Украины, и я бы сказал, что только такая стратегия в состоянии сделать нашу страну конкурентоспособной на мировых рынках.

Однако не менее важным, на мой взгляд, является вопрос об условиях, при которых подобная стратегия может стать успешной. Ведь конкурентоспособность страны в мировой экономической системе оценивается по состоянию экономики, финансового сектора, макроэкономической среды, структуры экспорта, инвестиционного климата. Это уровень развития человеческих ресурсов и науки, госполитика и, наконец, инфраструктура. Именно на последнем я и хотел бы остановиться подробнее.

Почему-то мы предпочитаем об этом не говорить, но состояние нашей инфраструктуры (тепло-, электро-, водообеспечение, дороги) и окружающей среды (нерешенность вопросов переработки промышленных и бытовых отходов) может отпугнуть любого инвестора. Согласитесь, о какой конкурентоспособности страны, то есть о ее привлекательности для бизнеса и вложения инвестиций, можно говорить, если мы не в состоянии навести порядок в жизнеобеспечении населения и промышленности. Коль мы не можем сделать это даже в ключевой для страны сфере, то что толку говорить о высоких технологиях и передовых управленческих подходах.

Мы привыкли к существующему положению вещей, и многим оно кажется естественным. Но наших зарубежных партнеров состояние украинской жилищно-коммунальной инфраструктуры и окружающей среды зачастую повергает в шок. Им трудно понять, как можно жить в подобных условиях. Мне сложно говорить о состоянии окружающей среды — это вне моей компетенции, но если посмотреть на жилищно-коммунальную сферу, то здесь существует целый ряд серьезных проблем, которые должны быть решены в самом ближайшем будущем. Вот основные из них.

Техническая оснащенность сферы коммунальных услуг

Иногда удивляюсь, насколько высок запас прочности у наших предприятий, ведь порой они эксплуатируют оборудование и сети, которые по всем техническим показателям работать уже не должны. Например, сегодня в Украине более трети водопроводных и канализационных сетей и пятая часть тепловых сетей находятся едва ли не в аварийном состоянии, большинство очистительных сооружений эксплуатируются 20—60 лет. К чему это приводит? Прежде всего, к снижению надежности тепло- и водообеспечения, что с каждым годом повышает вероятность системных аварий, которые могут привести к серьезнейшим последствиям для населения и бизнеса.

Недавно на примере Москвы мы смогли убедиться в масштабности последствий подобных аварий — отсутствие электричества на протяжении суток принесло миллиардные убытки городу, я уже не говорю о моральном ущербе, который был нанесен его жителям. А если подобное произойдет с тепло- и водообеспечением или водоотводом, то, во-первых, последствия могут быть значительно серьезнее (вплоть до эпидемий, экологических катастроф), а во-вторых, локализация и устранение таких аварий — затратное по времени и деньгам занятие. Не будем забывать и о том, что в этом случае коммунальные предприятия станут ответчиками по искам от пострадавших вследствие подобных аварий, что окончательно подорвет их финансовое положение. Кроме того, плачевное состояние оборудования предопределяет неэффективность его использования и высокую ресурсозатратность (угля, газа, мазута, электроэнергии).

И последнее — неудовлетворительное техническое состояние оборудования приводит к огромным потерям в сетях горячей и холодной воды, тепла. Так, например, происходит с питьевой водой, потери которой по Украине в среднем составляют 30%, а в некоторых городах достигают 72%.

Состояние жилищного фонда

В этой сфере ситуация сегодня крайне сложная, а видимое благополучие весьма призрачно. Приведу лишь некоторые цифры — 33% жилых домов сегодня требуют капитального ремонта, 70% жилья построено до 1970 года и его большую часть составляют так называемые хрущевки, проектный срок эксплуатации которых закончится уже через пять лет.

Не лучше обстоит дело и с обслуживанием жилого фонда — около 85% всех домов повышенной этажности (выше 10 этажей) не имеют противопожарной защиты, более 10% лифтов отработали 25 лет. Какие угрозы таят в себе эти цифры? Прежде всего, это растущая опасность, которая подстерегает людей в их домах и квартирах (поломки лифтов, разрушение внутридомовых сетей, аварийность домов), и, конечно же, неоправданная дороговизна обслуживания жилья, связанная с высоким потреблением тепла в домах устаревших серий, частые поломки внутридомовых сетей, потери и т. п.

Транспортная инфраструктура

Состояние дорог и тротуаров в населенных пунктах вызывает много нареканий. Даже в Киеве его нельзя назвать хорошим, что же говорить о других городах Украины. В цифрах это выглядит так: половина всего дорожного покрытия имеет значительные дефекты, только 9% дорог и тротуаров обеспечены ливневой канализацией; более 20% мостов и путепроводов имеют ограниченную пропускную способность, а 13% из них требуют капремонта или реконструкции.

Если же говорить о городском транспорте, то особенно сложное положение с электротранспортом — более 80% трамвайных вагонов и троллейбусов подлежат списанию, около 40% трамвайных линий, контактных и кабельных сетей требуют капитального ремонта. А ведь это безопасность движения.

Переработка бытовых отходов

Цивилизованная переработка отходов — это отдельная тема для разговора. Будем говорить лишь о бытовых отходах, хотя с промышленными ситуация не проще. Цифры, которые я приведу, могут сразить любого потенциального инвестора из цивилизованной страны. Бытовые отходы в основном размещают на полигонах и свалках, где они занимают общую площадь в 3000 га; 80% этой территории эксплуатируется без обеспечения мероприятий, препятствующих загрязнению сточных вод и воздуха. Лишь 2,5% отходов сжигаются на двух действующих мусоросжигательных заводах в Киеве и Днепропетровске, использование современных технологий сбора, сортировки и утилизации отходов только начинается. Каменный век!

Вот где простор для внедрения новых технологий, инноваций, могущих дать значительный эффект и в улучшении состояния окружающей среды, и в энергосбережении, и в диверсификации поставок энергоносителей, и в оптимизации теплоснабжения, и даже в создании ресурсов для дорожного строительства. В этом отношении мы могли бы позаимствовать опыт США, ведущих европейских стран (Дании, Финляндии, Швейцарии). И не только перенять опыт, но и привлечь инвестиции. Ведь сфера переработки бытовых отходов во всем мире является чрезвычайно прибыльной.

Нарисованная картина способна вызвать пессимистические настроения, но не для этого я привел все эти цифры и показатели. Лично я не считаю, что ситуация безнадежна. Да, она чрезвычайно сложная, и преодолеть существующие проблемы нам вряд ли удастся кавалерийским наскоком — за год-два. На это даже не нужно рассчитывать. Предстоит серьезная работа по выведению жилищно-коммунального хозяйства на цивилизованный уровень. У нас уже есть утвержденная в конце прошлого года программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реализация которой позволит решить многие из перечисленных выше проблем. К сожалению, ее финансирование уже сейчас сокращено, что значительно замедлит наше продвижение вперед. Но если мы настроены на экономический прорыв, на достижение высокого уровня конкурентоспособности Украины, то должны интенсифицировать свои усилия по реформированию жилищно-коммунальной инфраструктуры. Мы не можем рассчитывать лишь на те ресурсы, которые привлекаются за счет бюджета, они ограничены.

В чем выход?

Во-первых, в разработке и реализации новых моделей функционирования жилищно-коммунального хозяйства, с учетом опыта Эстонии, Казахстана и других стран, добившихся значительных результатов в этой сфере благодаря системному подходу к реформированию отрасли, построению принципиально новых моделей функционирования ЖКХ, стимулирующих внедрение учета и контроля, энергосбережение, инновации и инвестиции. Это потребует поддержки на государственном уровне предложений по реформированию и развитию отрасли, созданию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, повышению инвестиционной привлекательности отрасли, которые были поданы правительству Украины, и серьезной работы над усовершенствованием нормативно-правовой базы. Госкомитет уже провел большую работу в этом направлении, и создание профильного министерства даст весомые дополнительные возможности.

Во-вторых, нам необходимо привлечь инвестиции в предприятия жилищно-коммунальной сферы, без этого им просто не выжить. Ведь эта отрасль потенциально очень интересна и прибыльна — рынок гарантирован, особенно для естественных монополий. И помимо улучшения инвестиционной среды и содействия коммунальным предприятиям в грамотной подготовке инвестиционных предложений, мы должны серьезно подумать о повышении информированности потенциальных инвесторов об условиях ведения бизнеса в Украине и о возможностях реализации инвестиционных проектов в ЖКХ.

Мне вспоминается период второй волны приватизации облэнерго. Ситуация в энергетике тогда была патовая: платежи за электроэнергию осуществлялись в основном на условиях бартера или не осуществлялись вообще, потери электроэнергии в сетях превышали четверть объема ее производства, областные энергоснабжающие компании были в долгах как в шелках. Веры в чудодейственную силу инвестора после первой волны приватизации облэнерго не было. В таких условиях правительство приняло решение о приватизации облэнерго и о привлечении к конкурсам стратегических инвесторов. И чтобы добиться поставленной задачи, тогдашний премьер-министр Украины Виктор Ющенко лично провел серию роад-шоу в ведущих странах мира с презентацией инвестиционных возможностей страны в сфере электроэнергетики, показав всему мировому сообществу, какое значение придает решению этой задачи правительство Украины.

Прошло пять лет, ситуация на энергорынке изменилась коренным образом, и не только в приватизированных, но и в государственных облэнерго. Пришедшие в Украину компании не только наладили эффективную работу на приобретенных ими предприятиях, но и стали локомотивом развития нормативно-правового регулирования в этой сфере, показали пример эффективного хозяйствования другим субъектам предпринимательской деятельности.

Конечно, очень многое в этом направлении сделал ТЭКовский блок правительства Украины, однако нельзя недооценивать роль и влияние стратегических инвесторов, создавших благоприятную среду для развития электроэнергетики. Они не давали дремать ни правительству, ни потребителям, привлекли к участию в реформировании энергорынка авторитетные международные финансовые организации (Всемирный банк, ЕБРР), да и сами активно участвовали в создании нормативно-правовой базы. В результате сегодня платежи за электроэнергию находятся на уровне 100%, потери электроэнергии в сетях сокращаются; регулирование деятельности естественных монополий в электроэнергетике может служить образцом для всех других сфер.

Я не случайно привел этот пример, говоря о жилищно-коммунальном хозяйстве. Сегодня эта отрасль требует особого внимания со стороны государства, а программы по развитию и реформированию отрасли — включения в число приоритетных для Украины на современном этапе.

И в заключение еще раз напомню, что конкурентоспособность — это способность страны производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка и повышающие уровень жизни граждан. В этом контексте пристальное внимание к проблемам в сфере ЖКХ — ключ к решению наиболее острых социальных проблем Украины и необходимое условие построения конкурентоспособной экономики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно