КОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНА... ИСТОРИЯ С САМОЛЕТАМИ ЕЩЕ РАЗ ПОДТВЕРДИЛА ЭТУ НЕУВЯДАЮЩУЮ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ

Поделиться
С полгода назад военное ведомство Германии переживало не самые лучшие времена: при утверждении государственного бюджета на 2002 год не только не были увеличены на 2, 5 млрд...

С полгода назад военное ведомство Германии переживало не самые лучшие времена: при утверждении государственного бюджета на 2002 год не только не были увеличены на 2, 5 млрд. марок расходы на содержание армии и оборону, как оно предлагало, так их еще и уменьшили на 300 млн. Более того, Бундестаг «заморозил» военный бюджет: с 2002-го до 2006-го он не должен увеличиваться.

Тогда министр обороны Рудольф Шарпинг в ряду других похоронил надежды и на обновление воздушных сил транспортными военными самолетами «Airbus 400 М», как это планировалось ранее. Во всяком случае, приобрести их необходимое количество — 73 машин — из-за дороговизны ему не удалось бы. Хотя, как показала война на Балканах, Германия, как и другие страны — члены Североатлантического альянса, испытывает потребность в военных «грузовиках». Ведь тогда пришлось использовать американские транспортные самолеты. Ранее федеративная республика имела предварительную договоренность о приобретении совместного украинско-российского транспортника «Антонов-70». Самолета, по всем статьям подходящего для таких целей, а по некоторым техническим параметрам значительно превосходящего конкурентов.

Но тогда всполошились западные производители подобной техники. Под управлением Министерства обороны Великобритании был разработан проект Eurofighfer. Рассчитанный на 30 лет, он предусматривает тесное сотрудничество с Европейским Союзом в военном и оборонном производстве. Участие в проекте сулит миллиардные прибыли. Чуть позже все участники проекта объединились в европейский воздушно-космический суперконцерн EADS c оборотным капиталом 21 млрд. евро.

Один из участников этого проекта — консорциум DaimlerChrysler Airbus (DASA) предложил собственный вариант транспортного военного самолета «Airbus 400 М», предварительная стоимость которого сначала оценивалась на уровне 155—175 млн. марок (77–87 млн. евро). Теперь она возросла почти до 250 млн. марок, т.е. 125 млн. евро. Несмотря на это, восемь европейских стран — Бельгия, Франция, Германия, Португалия, Италия, Испания, Турция и Великобритания — подписали договор о создании и приобретении новой машины. Однако правительство Германии — коалиция социал-демократов и «зеленых» — отодвинуло эту дорогостоящую покупку на более отдаленные времена: Бундесвер не принадлежал к числу его приоритетов.

Но события 11 сентября изменили отношение правящей коалиции к армии. Объявив о «неограниченной солидарности» с Соединенными Штатами в борьбе с международным терроризмом, правительство заявило о своем участии в американских военных операциях в Афганистане, куда только самолетом и можно долететь. Как и в другие места зарубежья, где треть немецкой армии — около 60 тыс. военнослужащих — выполняет миротворческие миссии. Туда ведь тоже нужно доставлять живую силу и военную технику.

Но немецкий транспортник «Трансаль», который использовался для этих целей ранее, хорош на более коротких дистанциях, да и необходимое количество грузов он уже «не тянет». И хотя это стало известно не сейчас, министр обороны Рудольф Шарпинг срочно сделал заявку европейскому воздушно-космическому концерну EADS на покупку 73 военных транспортных самолетов «Airbus 400 М» с предположительной стоимостью 125 млн. евро каждый. По его мнению, они должны усилить возможности Бундесвера в военном международном участии.

Запротестовали эксперты по бюджету, которые считают, что правительство этим решением переступило через установленный ему лимит. Министерство обороны имеет только 5 млрд. евро для оплаты 40 самолетов, а требуется еще 3,5 млрд., которые на военные траты пока не предусмотрены. А ведь чтобы еще создающийся концерн смог поставить первые заявленные самолеты в 2009 году, деньги за них следует внести уже сейчас. Оборонное ведомство вынуждало Бундестаг дать согласие, чтобы эту сумму внесли в «замороженный» им же военный бюджет 2003 года. Но это невозможно, так как уже осенью, после парламентских выборов, в Германии, вполне вероятно, будет новое правительство. Захочет ли оно финансировать столь дорогостоящий проект? Но у военных свои резоны, и они продолжали настаивать.

Такой спорный метод получения средств из бюджета вызвал бурные дискуссии и в парламенте, и в обществе. Германия действительно ранее пообещала участвовать в проекте по созданию европейского самолета, а стало быть, и его приобретать. Правда, не предполагалось, что стоимость военного «грузовика» может быть столь высокой. Кроме этого, отказ приобрести самолеты мог бы серьезно повлиять на отношения с Францией, которая особо настаивала на реализации проекта и участии в нем Германии. Да и проект имеет решающее значение для Европейского Союза: он позволяет создать около 40 тыс. рабочих мест.

Но эти аргументы перечеркивались аргументами федеральной Счетной палаты: проект слишком объемный, а стоимость новых самолетов «чрезмерна» для бюджета Германии. Чтобы его реализовать, нужны деньги, которых нет. И не видно источников, из которых их можно взять. Опасаясь, что Бундестагу решением простого большинства удастся обязать будущее правительство искать деньги для покупки самолетов, оппозиция (Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы) обратилась с иском в Конституционный суд.

Семь европейских стран — участниц проекта потребовали от Германии определиться с суммой, иначе ей придется выйти из проекта, уплатив штраф, равный стоимости почти всей намечавшейся покупки. Однако подобная жесткость не помогла залатать дыру в бюджете оборонного ведомства. Разразился скандал, который правящей коалиции удалось все-таки погасить: правительство пообещало деньги на самолеты из других источников. Правда, пока неизвестно из каких. Понимание ситуации проявили и участники проекта Eurofighter — они согласились подождать до конца марта, чтобы Германия все-таки нашла средства для покупки самолетов.

И военным все-таки удалось добиться своего: Бундестаг дал согласие на покупку первых 40 машин стоимостью 5 млрд. евро. Правда, эксперты не уверены, что этих денег будет достаточно, ведь до сих пор стоимость Airbus не определена, а в печати каждый раз называется другая. Депутаты Бундестага также постановили, что 3,5 млрд. евро на приобретение еще 33 самолетов должен взять на себя следующий парламент, выборы которого состоятся в сентябре. Однако финансисты сомневаются, что Германия не только в ближайшем, но и в более отдаленном будущем сможет изыскать средства для приобретения всех 73 самолетов. Или же ей придется отказаться от реализации многих других важных военных проектов.

Пока специалисты и политики ищут источники финансирования для новых аэробусов, перевозить военную технику в районы миротворческого участия сил Бундесвера нужно уже сейчас. Для этого Германия арендует украинско-российские самолеты «Антонов» и «Руслан».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме