Тема аукционной продажи энергоресурсов госкомпаний, которая неоднократно заставляла обращать на себя внимание из-за происходящих там странных процессов, в апреле снова оказалась в объективе участников топливного рынка и наблюдателей.
Отвечающий за проведение торгов Аукционный комитет уже более месяца не может собраться, чтобы продать очередные объемы нефти. И это несмотря на то, что апрельские торги позволили бы реализовать украинскую нефть по рекордной цене, так как к этому подстегивала конъюнктура мирового рынка. Но, как известно, дорого продавать государственные ресурсы у нас не принято (зато принято дорого покупать за государственные средства). Скорее всего, такая жизненная установка и стала причиной срыва торгов, которые, следуя данной логике, вероятно, состоятся в ближайшее время, ведь мировые цены уже провалились более чем на 10%. Не исключено также, что выгодная для всех - за исключением государства - схема «слива» украинской нефти «в рамках действующего законодательства» может натолкнуться на неожиданное препятствие в лице нового участника процесса.
В очередной раз аплодировать сценаристам так называемых аукционов (открытыми торгами они не являются где-то с 2008 года) позволил рассеявшийся туман вокруг проведения мартовских торгов. Как сообщало ZN.UA, они состоялись 27 марта, и на них компания «Укрнафта» продала 163 тыс. тонн нефти по стартовой цене 7765 грн./тонна (эквивалентно 808 долл./тонна без НДС).
Стартовые цены на торгах определяются Аукционным комитетом (о его составе мы еще поговорим) на основе данных Гостаможслужбы о среднем уровне цен на импортную нефть за 15 дней до подачи заявок на участие в торгах. По данным источников в таможне, к очередной дате подачи заявок, 16 марта, было оформлено три поставки нефти удельной стоимостью 911 долл./тонна.
«Аукционы проводятся с соблюдением таких общих принципов: добросовестная конкуренция; открытость и прозрачность на всех стадиях проведения аукциона; недискриминация участников аукциона; объективность и непредвзятость; недопущение коррупционных действий и злоупотреблений».
Из порядка проведения торгов по продаже энергоресурсов собственной добычи*
Эти данные полностью совпадают с данными Минэнергоугольпрома, которое в своем письме №04/31/1537 сигнализировало Кабинету министров: на 16 марта текущего года (запомним эту дату) средняя цена нефти составляет 910,53 долл./тонна, соответственно, стоимость украинской нефти на ближайшем аукционе составит 8724 грн./тонна, что на 21,7% выше стартовой цены на февральском аукционе.
На этом основании глава Минэнергоугольпрома попросил у правительства внести в порядок проведения торгов норму о применении понижающего коэффициента 0,85 при расчете стартовых цен (читай - цен реализации) на украинскую нефть относительно импортной нефти, поставляемой по железной дороге.
Кабмин чаяния отраслевого министерства не поддержал, тем не менее 27 марта украинская нефть была продана по 808 долл./тонна, т.е. на 100 долл. дешевле, чем ранее заявленная стартовая цена!
Говорят, якобы таможня дала некую уточненную справку о ценах. Но как они могли снизиться, если во всем мире еще с января наблюдалась устойчивая динамика роста, достигшая пика в конце марта - начале апреля?
Изучая статистику, приходишь к выводу, что сложившаяся по факту стартовая цена на мартовском аукционе практически полностью отвечает уровню цен в последние три дня февраля, на которые приходится оформление более дешевых объемов российской нефти для Лисичанского НПЗ. Очень похоже, что сформировавшаяся за 15-дневный период мониторинга, с 1 по 15 марта, первоначальная цена 911 долл./тонна, о которой идет речь в письме Ю.Бойко, кого-то не устроила. И совместными с таможней усилиями период мониторинга был сдвинут на три дня назад, таким образом из расчета выпали дорогие мартовские поставки. Одновременно вошли дешевые февральские.
Не исключено, что в поисках путей удешевления ресурса вспомнили, что в порядке проведения торгов сказано о привязке стартовых цен аукциона к российскому сорту Urals, который с марта в страну не поступает. Осталась только дорогая «колесная» нефть из Казахстана сорта «Тенгиз». Но чем украинская нефть хуже казахской, почему не использовать это сырье в качестве ориентира? Тем более что по качеству сорта примерно одинаковы, чего нельзя сказать о сернистом Urals.
Но вся история проведения торгов украинской нефтью показывает: если есть хоть малейшая лазейка продать госресурс дешевле, она будет использована. В свою очередь, такие же законные возможности получить намного более высокую цену будут проигнорированы. Стоит ли удивляться мартовским выкрутасам Аукционного комитета, если большую часть 2010 года этот же состав «специалистов» на глазах у всех умудрялся продавать украинскую нефть без НДС, использовав недостаточно четко прописанную норму в порядке определения стартовой цены?.. Благодаря этому размер упущенной выгоды «Укрнафты» в 2010-м составил 262 млн. долл. (см. рис.).
И никто не писал писем в Кабмин с просьбой в однодневный срок согласовать изменения в этот порядок, чтобы повысить цену на украинское сырье. Зато когда нужно цену снизить, как в рассмотренной мартовской ситуации, из Минэнергоугольпрома такие телеграммы именно летят.
Согласитесь, внешне странное поведение. Более понятно оно, если посмотреть на ситуацию с другой стороны. Фактические потери «Укрнафты» на мартовском аукционе составили около 135 млн. грн. Если же говорить о некой оптимальной цене, например, по сравнению со средней таможенной стоимостью импортной (казахской) нефти в марте (959 долл./т), то цена вопроса возрастет до 200 млн. грн.
Ну а если же попытаться представить, что в марте чиновники из Аукционного комитета преследовали одну цель - получение максимальной цены за национальное достояние, то цена украинской нефти должна была составить 991 долл./тонна. Именно такой была средняя таможенная стоимость казахского ресурса, закупленного кременчугской «Укртатнафтой» в конце марта.
Не вызывает сомнений, что именно по такой цене, максимальной или близкой к ней, по итогу была продана украинская нефть конечному потребителю - той же «Укртатнафте». (В последнее время между аукционом и нефтеперерабатывающим заводом вновь появилось некое ООО «Реализ Ойл» из Днепропетровска.) В таком случае наполовину государственная «Укрнафта» получила бы дополнительно почти 240 млн. грн. Спросите, куда ушла эта разница? На этот вопрос предлагаю ответить каждому самостоятельно.
Есть ли «порох» у Порошенко?
Для тех, кто еще не в курсе, сообщаем: как минимум с
2008 года музыку на аукционах единолично заказывает группа «Приват», контролирующая и продавца нефти отечественной добычи («Укрнафту»), и конечных покупателей (НПЗ «Укртатнафта», «Галичина», «Нафтохімік Прикарпаття»). Проблема лишь в том, что не всегда удается контролировать чиновников из Аукционного комитета. Но, как показывает история торгов, эта проблема решаемая. Как говорят сведущие люди, если разговор с новыми чиновниками о вариантах снижения цен на украинскую нефть сразу не клеится, в ход идут намеки на повышение цен на нефтепродукты (днепропетровцы контролируют 25% АЗС в стране) и на остановку заводов с вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями. И хотя с профессиональной точки зрения этот блеф не вызывает ничего, кроме улыбки, это работает. Тем более что есть аргументы и иного рода. В итоге все счастливы. Судя по всему, в апреле наступил очередной такой период, связанный с появлением новых людей.
«Возмездие» в виде высоких цен на украинскую нефть, казалось бы, будет неизбежным на апрельском аукционе. Котировальный период двигать уже некуда, а поставок российской нефти нет и в помине. Но весь ужас в том, что цены на нефтепродукты в начале апреля на внешнем рынке начали падать, а в мае первая волна снижения прокатилась и по украинским АЗС. Закупив на апрельском пике дорогую нефть, «Приват» неизбежно оказался бы в сложном положении в мае, когда более оперативные импортеры топлива начали бы поддавливать крупнейшую сеть в рознице, заставляя и ее цены тоже двигаться вниз.
Судя по всему, пойти навстречу «клиенту» решили и в этой сложной ситуации - апрельский аукцион по продаже нефти не состоялся до сих пор. По имеющимся данным, причиной является отказ Ю.Бойко утверждать новый состав Аукционного комитета. По данным того же источника, необходимость в смене состава появилась, в частности,
после прихода Петра Порошенко к рулю Минэкономразвития и торговли, которому в Аукционном комитете принадлежит квота из трех представителей.
Прошлой осенью Юрий Бойко одержал серьезную кулуарную победу над своим давним оппонентом Андреем Клюевым, проведя через Кабмин свой вариант поправок к порядку проведения аукционов. Отныне в комитете семеро представителей Бойко (формально четверо от «Нафтогаза» и трое непосредственно от министерства), тогда как Минэкономразвития отведено всего три места. В то же время Клюев предлагал отдать по три места Минэкономразвития и не постороннему Министерству экологии, возглавляемому на то время Николаем Злочевским, ну и столько же отдать Бойко, оставив его таким образом в меньшинстве. Однако в битве двух мощнейших группировок при поддержке дружественных подразделений победил нефтегазовый министр и фактически получил контроль над аукционами, так как заседание Аукционного комитета легитимно при участии двух третей членов. Загвоздка в том, что легитимность торгов устанавливается только в случае подписания документов всеми членами вышеуказанного комитета.
Говорят, новый министр экономразвития и торговли пока отказывается сотрудничать, из-за чего уже имел несколько неприятных разговоров со старшими товарищами. Не исключено, что отказ Бойко визировать новый состав Аукционного комитета и, как следствие, срыв апрельских торгов как раз и вызваны трудностями в диалоге с новым коллегой. В свою очередь, источники в Кабмине сообщают, что П.Порошенко пока старается всячески дистанцироваться от «мутных» тем, которыми насквозь пронизаны все и вся. А нефтяные аукционы - самая заметная и масштабная из них. Устраивает пока такое промедление и «Приват», ведь таможенные цены снижаются, значит, будет ниже и стартовая цена на очередном аукционе, на который, скорее всего, выставят двухмесячный объем. А там, глядишь, состоится более близкое знакомство с новыми лицами в Аукционном комитете и их кураторами. Итоги этого знакомства станут ясны очень скоро.
* Постановление Кабинета министров от 3 октября 2011 года №1064 «Некоторые вопросы организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа».