«ХОТЕЛИ БЫ ВИДЕТЬ ВАС НЕ РАЗ В ГОДУ…»

13 июня, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 13 июня-20 июня

Накануне назначенной встречи Президента Украины Леонида Кучмы с исполнительным директором и гла...

Накануне назначенной встречи Президента Украины Леонида Кучмы с исполнительным директором и главой совета директоров британской компании British Petroleum (ВР) Джоном Брауном ООО «Торговый дом ТНК-Украина» анонсировал пресс-конференцию с участием, помимо их представителей, вице-президента выше названной британской группы. Журналистов намеревались посвятить в «особенности» меморандума об инвестициях в украинский топливно-энергетический комплекс, подписанный между Кабмином и объединенной компанией «ТНК-ВР»...

Однако вечером того же дня (11 июня) все желающие могли услышать, что одна из принципиальных идей «Тюменской нефтяной компании» (ТНК) — использовать украинский нефтепровод Одесса-Броды не в западном, а в реверсивном южном направлении не нашла поддержки не только у оператора украинской нефтетранспортной системы ОАО «Укртранснафта», но и у главы Украинского государства. Л.Кучма определенно выразился в том смысле, что пока не будет решена задача использования нефтепровода Одесса-Броды для транспортировки нефти из Каспийского региона, говорить о реверсивном его использовании в Украине не намерены. И даже невероятная кампания в СМИ в поддержку этого варианта, и даже «соучастие» компании с мировым именем и имиджем — ВР — «танкистам» не помогли. По крайней мере, пока.

Напомню, что в предыдущем выпуске «ЗН» сообщало своим читателям о недавно подписанном протоколе между российскими «Транснефтью», ТНК и украинскими компаниями, предусматривающем возможность транспортировки российской нефти по системе Одесса-Броды в направлении порта «Южный» на черноморском побережье. В среду россиянам четко дали понять, что ту же российскую нефть можно спокойно транспортировать к Черному морю по системе «Приднепровских магистральных нефтепроводов». Тем более, что после постройки россиянами обходящего Украину нефтепровода (Суходольная-Родионовское) эта часть отечественной нефтетранспортной системы оказалась как бы в стороне от так называемого большого нефтяного транзита.

Что же касается British Petroleum, то Президент Украины отметил заинтересованность Украины в активизации деятельности этой компании на территории отечества. Помнится, последние более-менее предметные переговоры с ВР украинская сторона проводила года три тому назад.

«Хотели бы видеть вас не раз в году, а чаще», — сказал Л.Кучма. Украинский Президент отметил, что рад встретиться с руководителем BP, назвав эту встречу «хорошей приметой не только для компании в Украине, но для Украины с Великобританией».

Не ради красного словца, похоже, Л.Кучма сказал о «хорошей примете» для Украины и Великобритании. Неделей раньше украинская делегация в ходе 10-й ежегодной международной конференции «Нефть и газ Каспия» (Баку, 3-6 июня 2003 года) провела консультации с операционной компанией ВР в Азербайджане. Как известно, в 21-м международном контракте, которые были в 90-е годы заключены в Азербайджане, именно ВР играет первую скрипку. На сегодня в силу различных причин реальную отдачу дает только один, правда, самый крупный контракт, который по сути является парафией той же ВР.

И еще несколько нюансов. Прошедшей зимой компании, добывающие или только транспортирующие нефть из региона Каспийского моря, понесли невероятные убытки. Известный КТК отправлял нефть в основном через российский порт Новороссийск, где, как известно, часто штормит. Танкеры простаивали в море, что обходилось нефтетрейдерам, их фрахтовавшим, весьма недешево. К тому же легкая каспийская нефть в процессе транспортировки через российскую трубопроводную систему смешивалась с нефтью других сортов, что однозначно сказывалось на качестве экспортируемого нефтесырья. Таким образом, уверяют некоторые нефтетрейдеры, они теряли до 40 долларов на каждой тонне нефти. Не всегда своевременно отгружали нефть и через грузинский нефтетерминал. Тем более, что к нему приходится доставлять нефть железнодорожным транспортом. Доходило до того, что в очереди на перевалку нефти простаивало по 3000 цистерн. А далее все танкеры попадали в «горлышко» пролива Дарданеллы возле Турции. Снова простои, штрафы, неустойки. А затем еще неблизкий путь вокруг материка, чтобы попасть в Европу…

«ЗН» столько рассказывало своим читателям о перспективах различных нефтетранспортных маршрутов, что, наверное, нет смысла сейчас все это повторять. Что же касается двух принципиальных вариантов, уточним последние события. Нефтепровод Баку-Джейхан, на который делали ставку Азербайджан и работающие там иностранные компании, а также сопричастные правительства весьма влиятельных государств, что называется, прошел точку принятия решения. И рано или поздно он будет построен. А до тех пор единственным реально уже существующим нефтепроводом, альтернативным транспортировке нефти через Дарданеллы, является украинский участок Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора — нефтепровод Одесса—Броды. И хотя тот же Азербайджан приоритетным всегда считал магистраль Баку—Джейхан, недавно один из лидеров правящей партии этого государства, сын президента страны Гейдара Алиева официально заявил в прессе, что Азербайджан считает возможным использовать именно украинский нефтемаршрут. На фоне поддержки проекта Одесса—Броды (а в перспективе — Гданьск) со стороны США, Еврокомиссии и Польши заинтересованность Азербайджана тем более примечательна. Разумеется, это не означает, что уже завтра или на днях в порт «Южный» поступит каспийская нефть. Однако, похоже, что и проект Одесса—Броды близок к точке принятия решения относительно направления его использования.

Выступая на вышеупомянутой международной конференции, заместитель начальника управления стратегии развития ЕАНТК «Укртранснафти» Игорь Рубан представил весьма исчерпывающую информацию о проекте Одесса—Броды—Гданьск и о самой компании «Укртранснафта», отметив при этом, что нефтепровод Одесса—Броды — первый и единственный маршрут, обеспечивающий обход проливов Босфор и Дарданеллы, и что этот нефтепровод и морской нефтяной терминал «Південний» создавались как составные части Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора.

Украина рассматривает этот проект как один из наиболее реальных шагов на пути интеграции в общеевропейский рынок нефти и важный шаг на пути диверсификации источников энергоснабжения нашей страны

Согласно разработанной концепции бизнес-плана, процесс коммерциализации проекта предусматривает три этапа, о которых мы подробно расскажем в следующих выпусках «ЗН».

Представители «Укртранснафти» отметили в ходе международной конференции, что концепция бизнес-плана разрабатывалась на основании исследований рынка и подтверждает возможность получения экономического эффекта от использования проекта уже на первом этапе его реализации.

А то, что в последнее время уж слишком активно стали критиковать и проект ЕАНТК, и его украинский участок, и особенно «Укртранснафту», — лишнее подтверждение тому, что все это и нефтетранспортная компания приближаются к цели. И чем она ближе, тем агрессивнее оппоненты и конкуренты. Если хотите, таков алгоритм поведения участников любого бизнеса. И не только бизнеса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно