С 2012 года Россия и Беларусь работают в нефтяной сфере по-новому - в рамках Таможенного союза. Стороны шли к этому долго. Как и любому худому миру, этому предшествовала добрая ссора, отголоски которой были слышны не только в Украине, но и в далекой Венесуэле. В начале этого года все было вроде бы нормально, российская нефть хлынула на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, залив их на 100%. Казалось бы, вот оно, счастье. Однако уже весной новая реальность заиграла не особо яркими красками, а осенью, говорят информированные источники, небо для белорусов и вовсе могут затянуть облака. Все увереннее звучат сообщения о том, что вскоре россияне поглотят белорусскую «нефтянку» так же, как и газовую отрасль. В этой истории есть масса интересных параллелей с нашей ситуацией, не говоря уже о возможности примерить костюмчик, который Москва так навязчиво предлагает Украине.
Отношения Минска и Москвы в нефтяной сфере всегда носили оттенок таинственности и признаки большой политики. Долгие годы россияне фактически дотировали сябров дешевой нефтью, которую те перерабатывали в нефтепродукты и экспортировали в Европу. На бумаге существовали обязательства по перечислению россиянам экспортных пошлин, но долгие годы белорусам удавалось забывать это делать. Именно такое «везение» многие считают основным источником социального и экономического благополучия Беларуси до кризисного во всех смыслах 2009 года.
В отличие от Украины, где российские компании - владельцы НПЗ в первой половине «нулевых» по большей части распихивали по карманам полученную прибыль, в том числе и за счет массового использования схем ухода от налогообложения, белорусы направили вырученные деньги на развитие нефтепереработки.
В результате сегодня республика имеет два мощных НПЗ суммарной мощностью более 22 млн. тонн, которые производят топливо по стандартам Евро-4 и все больше - Евро-5. Для этого за последние 15 лет в два предприятия было инвестировано около 2 млрд. долл. Подчеркнем, это примерно вдвое больше, чем за тот же период было вложено во все шесть украинских НПЗ, из которых сегодня работает только один.
Сравнение с Украиной позволяет выделить еще один фактор, который, помимо реинвестирования прибыли, объясняет успех белорусов в развитии своей нефтепереработки. Это плотное участие государства в данном процессе. Новополоцкий «Нафтан» полностью государственный, а в Мозырском НПЗ 43% акций принадлежат «Газпромнефти» и ТНК-ВР. Тем не менее в правлении завода вы не найдете представителей этих компаний. Все эти годы частные акционеры тихо стояли в сторонке и довольствовались тем, что наблюдали, как государство накачивает деньгами их актив, повышая капитализацию путем модернизации. В Украине, как известно, государство не только распродало за копейки свои нефтеперерабатывающие заводы, но и устранилось от контроля за развитием этой отрасли. Чем это закончилось - читайте конец предыдущего абзаца.
История «любви»
Однако всему хорошему приходит конец. В 2009 году Россия начала наступление. Сначала ввела на поставки нефти в Беларусь экспортную пошлину, правда, «льготного» размера - 35,6% от ставки этого налога на другие направления. В 2010-м Москва согласилась на беспошлинную поставку нефти, необходимой для внутреннего потребления (6,3 млн. тонн), но с уплатой полной российской пошлины на остальные 15 млн. тонн.
Александр Лукашенко пришел в ярость. В считанные недели были проведены переговоры с Азербайджаном и Венесуэлой, в Беларусь пошла нефть по таким маршрутам, которые этой отрасли не снились даже в самых страшных снах. Нефтяные поставки буквально развернули вспять, российский транзит через республику тоже был поставлен под вопрос (позже это обернется интенсивным строительством второй очереди Балтийской трубопроводной системы, которая начинает работать в текущем году, забирая транзитные объемы не только из Беларуси, но и из Украины).
Но «прикурить» от «нефтяных» проектов Александра Лукашенко украинцы все-таки смогли. Осенью 2010 года Киев согласился развернуть нефтепровод Одесса-Броды для прокачки в Мозырь 4 млн. тонн азербайджанской нефти. Кроме того, с «Укрзалізницею» было достигнуто соглашение о перевозке из Одессы миллиона тонн венесуэльской нефти в год.
Хотя экономика альтернативных поставок сырья на белорусские НПЗ была сомнительной, а их скорое и неизбежное окончание очевидным, в Беларуси считают, что такой демарш позволил изменить тональность разговора с Москвой и в конечном итоге добиться лучших условий в рамках Таможенного союза, начавшего функционировать с 2012 года. Представители российской стороны эти утверждения не комментируют, ограничиваясь улыбкой.
Но перед «нефтяной благодатью» 2012 года россияне преподали белорусам еще один урок. Несмотря на отмену с 2011-го пошлин и квот в отношении Беларуси, не связанные между собой и аполитичные российские нефтяные компании дружно установили премию на поставляемую в республику нефть в размере 46 долл./т. Это они объяснили тем, что белорусские НПЗ будут слишком много зарабатывать на переработке российской нефти, поэтому данную дополнительную прибыль решили переполовинить (как-никак братские народы). Хотя почему нужно отдавать часть прибыли, если она была получена благодаря высокой эффективности в результате массированных инвестиций в техническое перевооружение?
В чем же суть новых договоренностей с 2012 года, которые СМИ назвали началом золотого века белорусской нефтепереработки? Внешне все выглядит чинно. Россияне обязуются поставить в Беларусь по внутренним российским ценам 22 млн. тонн нефти. В то же время весь экспорт нефтепродуктов облагается пошлинами, полностью унифицированными с российскими. Премьер-министр республики Михаил Мясникович заявил, что прямая экономия от новых условий поставок нефти составит около 700 млн. долл.
Далее. Поставка 50% указанного объема отводится Белорусской нефтяной компании (БНК, контролируется государством), остальное делит между собой пятерка российских нефтяных гигантов - ТНК-ВР, «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». При этом они получают право вывоза всего объема полученных нефтепродуктов на экспорт и обязуются обеспечить свои местные АЗС, тогда как БНК из своих ресурсов должна снабжать внутренний рынок Беларуси. Здесь и начинает просматриваться обратная сторона медали.
Дело в том, что цены на топливо в республике дотируются государством (бензин А-95 стоит около 0,6 долл./л), при том что правительство исправно повышает налоги на топливо для покрытия бюджетного дефицита. Но, с другой стороны, дефицит бюджета начинает образовываться у переработчиков, для которых такая цена - чистый убыток. То есть около 5 млн. тонн нефти, необходимых для внутреннего рынка, или почти половину от своего объема переработки в 2012 году белорусские НПЗ сработают в убыток.
Казалось бы, ничего, наверстают на экспорте. Но не тут-то было. Более мощные и гибкие российские нефтяные компании (НК) начали «нырять» по ценам, вытесняя БНК с самых ликвидных рынков. Основная борьба развернулась за Украину. Так, если БНК планировала продавать самый популярный бензин А-92 со скидкой 18 долл./т по отношению к балтийскому экспорту, то уже в начале апреля российские давальцы готовы были отдавать продукт с дисконтом 50-55 долл./т, а к его концу - 80 долл./т. Украинские трейдеры воспользовались данной ситуацией в полной мере. Белорусы не оставляют попыток как-то обуздать своих российских партнеров и конкурентов в одном лице, но пока не очень успешно.
Но и это еще не все. Есть еще один аспект, который ставит под вопрос экономику переработки нефти для БНК. Речь идет об огромной экспортной пошлине на бензин, которая временно была введена Москвой весной 2011 года для борьбы с топливным кризисом в России (фактически была приравнена к размеру пошлины на нефть). Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное. В России началась подготовка к парламентским, а затем и к президентским выборам, когда рост цен и дефицит никому не нужны… Словом, снизить пошлину на бензин в Кремле сначала «забыли», а потом сказали, что так надо для стабильности рынка. И если для российских нефтяных гигантов это лишь своего рода дискомфорт (не на бензине зарабатывает крупнейший нефтедобытчик планеты), то для белорусов это смерти подобно. Ныне действующая пошлина на бензин составляет 403 долл./т, или около 40% от его экспортной стоимости (пошлина на дизтопливо составляет сегодня 296 долл./т, или около 30% цены продажи).
Но и это еще не все. Недавно стало известно, что российское правительство рассматривает проект увеличения пошлины на мазут до уровня бензиновой. «Мы еще точно не знаем, чем для нас обернется такая пошлина на бензин, но такая же пошлина на мазут нас точно положит», - делится мнением в частном разговоре один из руководителей «Белоруснефти».
Для полноты понимания ситуации, в которой оказались белорусы, вспомним о контрактах на закупку и прокачку «альтернативной» нефти в 2010-2011 годах. По имеющимся данным, белорусы выплачивают огромные неустойки за невыполнение договорных обязательств, которые также тянут экономику их страны вниз. В числе выгодополучателей, по идее, и «Укртранснафта», которой Минск обещал качать 4 млн. тонн азербайджанской нефти в год. Вроде бы, контракт был подписан на условиях «качай или плати», т.е. Украина должна получить плату в любом случае. Однако молчание украинского энерговедомства и самой нефтетранспортной компании, истосковавшейся по успехам, заставляет предположить, что все не совсем так.
Есть ли выход?
Он, как известно, есть всегда. На сегодняшний день большинство мнений сводится к неизбежной продаже Минском своих чудо-НПЗ и поглощению россиянами всей нефтяной отрасли вслед за газовой. Власти Беларуси не отрицают готовности проститься с заводами, но всячески подчеркивают необходимость их достойной оценки. Но, по сведениям из различных источников, сегодня наиболее вероятным сценарием является создание нефтяного мегаконцерна с включением в него всех предприятий отрасли и дальнейшая его продажа инвестору. В качестве подтверждения многие обращают внимание на то, что в прошлом году, к немому удивлению нефтегазовой общественности республики, несколько ключевых постов в госконцерне «Белнефтехим» (занимается стратегией развития отрасли) заняли ранее никому не известные российские граждане…
Безусловно, многое неясно в этой истории, как неясно и то, когда и как она закончится. Однако диагноз очевиден - равноправное сосуществование в рамках Таможенного союза Москве не нужно. Похоже, пример расправы с Беларусью уже увидели в Казахстане - третьей союзной державе, которую россияне оставили «на потом». Скудная официальная информация позволяет понять: переговоры о сотрудничестве в нефтяной сфере проходят очень сложно. Об этом говорит и неожиданное сокращение поставок российской нефти на Павлодарский НПЗ, что создало в Казахстане напряженную ситуацию накануне посевной.
Скорее всего, в ближайшее время будут получены ответы на многие вопросы, в том числе и в украинско-российских «энергетических» отношениях. Прояснение ситуации связывают с предстоящими в ближайшее время визитами Владимира Путина в Минск, а потом и в Киев.