ГАЗОТРАНСПОРТНЫЙ КОНСОРЦИУМ ВЫГОДЕН ВСЕМ

Поделиться
На будущей неделе нас, скорее всего, ожидает продолжение сериала с рабочим названием «Международный газовый консорциум»...

На будущей неделе нас, скорее всего, ожидает продолжение сериала с рабочим названием «Международный газовый консорциум».

Как известно, политическое решение о его создании принято президентами Украины, России и поддержано канцлером ФРГ в ходе трехсторонней встречи 9 апреля 2002 года. Но этому предшествовало несколько этапных событий. К тому же до и после этого решения уже был задан алгоритм взаимоотношений в сфере транспортировки газа потенциальными участниками «газового» консорциума. И хотя в Украине продолжаются дебаты о том, нужен ли этот консорциум, логика событий последнего десятилетия заставляет искать ответы на более прагматичные вопросы: в какой форме, на какой законодательной базе и в каком составе может создаваться такой консорциум?

Внешнеэкономическая политика государств и весомых в этом контексте компаний, как-то «Нафтогаза України» и «Газпрома», определяется многими факторами, которые зачастую трудно разделить на сугубо политические и экономические. Но даже если абстрагироваться от политических аспектов, экономика газового баланса предоставляет массу поводов для размышления.

Посмотрим для начала на объемы экспорта российского газа через территорию Украины (табл.). По мере того, как ОАО «Газпром» всерьез занялось диверсификацией газоэкспортных маршрутов и параллельно выработкой четкой стратегии взаимоотношений с Украиной, как основным транзитором своего газа в Европу и на Балканы, Украина в свою очередь попыталась закрепить за собой статус основного транзитора российского газа, и закрепить этот статус надолго.

В результате многосложных переговоров российской и украинской сторонами был достигнут ряд соглашений, обеспечивающих Украине достаточно рентабельную работу ее газотранспортной системы. В частности, 5 июня в Москве был подписан протокол на 2002 год и соглашение между правительствами Украины и России о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов.

21 июня 2002 года был подписан долгосрочный контракт между НАК «Нафтогазом України» и ОАО «Газпром» об объемах и условиях транзита российского природного газа по территории Украины на период с 2003 по 2013 годы. 1 июля был подписан контракт на 2003 год между газовыми компаниями двух стран и долгосрочный контракт об объемах и условиях закачки природного газа в подземные хранилища газа, сохранении отбора и его транспортировки на период до 2013 года, а также дополнительное соглашение к этому контракту на 2002—2003 годы. Сегодня речь идет уже о скорректированности газовых балансов двух стран.

Подписанные контракты и соглашения между НАКом и «Газпромом» гарантируют стабильную загрузку газотранспортной системы Украины и мощностей по хранению газа, создавая тем самым основу, в частности финансовую, для их дальнейшего развития.

Логическим продолжением транзитного бизнеса НАКа является проект создания международного консорциума по управлению и развитию ГТС Украины, направленный на создание дополнительной прибыли в процессе эксплуатации украинской ГТС за счет вовлечения в ее работу стран-экспортеров и стран—импортеров природного газа. Международный статус проекта позволит активнее привлекать в газотранспортную систему дополнительные объемы газа, ускорить ее модернизацию и развитие с учетом потребностей как поставщиков, так и покупателей топлива. Поэтому вполне понятно, что 7 октября 2002 года главы правительств Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Как юридическое лицо этот консорциум был зарегистрирован в Киеве в январе 2003 года. И уже в апреле состоялось первое заседание совета участников вышеназванного ООО. На тот момент речь не шла о создании самого консорциума. Эксперты рассматривали техническое задание консультантам, которое касается оценки и анализа технического состояния ГТС Украины, перспектив расчета потоков газа, инвестиций, которые потребуются для модернизации и развития украинской ГТС, а также разработки концептуальных моделей функционирования консорциума. В частности речь шла и о таких моделях, как передача ГТС Украины в концессию, аренда, приватизация. Однако тогда было только предложено рассмотреть эти модели.

В последствии участники рабочей группы по созданию «газового» консорциума, к слову, уже и с участием третьей стороны — Германии, а точнее компании «Рургаз», обнаружили массу юридических и законодательных нюансов, которые не позволяют достаточно быстро решить эту задачу, а вернее головоломку. Поэтому следующее заседание назначено на 20 августа. И стороны высказывают надежду на то, что принципиальная договоренность будет достигнута.

И если прежде «Газпром» настаивал на скорейшей реализации этого проекта, то теперь уже и в Украине задумались: ведь россияне, а они основные газопоставщики, могут и передумать на предмет своего участия в «газовом» консорциуме.

Безусловно, «Нафтогаз України» управляет второй по величине в Европе системой магистральных газопроводов (первенство принадлежит российскому «Газпрому»). И естественно эффективность использования украинской газотранспортной инфраструктуры напрямую воздействует на состояние компании. Отдавая себе в этом отчет, НАК в течение последних пяти лет, насколько мог, модернизировал и расширял транспортный комплекс Украины. Например, в 2002 году была введена в эксплуатацию наиболее современная пограничная газоизмерительная станция «Гребеники» на газопроводах Ананьев—Тирасполь—Измаил и Шебелинка—Кривой Рог—Измаил. В этом году планируется закончить аналогичную реконструкцию газоизмерительной станции «Орловка» и приступить к работам на аналогичной станции «Ужгород». Продолжается создание метрологического центра НАК «Нафтогаз України» под Киевом. Центр, проект строительства которого реализуется в рамках программы TACIS-Inogate, станет центром внедрения стандартов ISO в Украине, СНГ и Восточной Европе.

Однако при этом «Газпром» не может не беспокоить нынешнее состояние ГТС Украины, что прямо сказывается на обязательстве россиян перед импортерами их газа. А технические аспекты украинской ГТС явно дают повод для беспокойства. По различным оценкам, от 60% до 80% всех труб требуют замены в ближайшее время. На компрессорных станциях ГТС Украины работает немногим более 800 агрегатов, 60% из которых уже отработали свой ресурс. А свыше 190 агрегатов требуют полной замены. Только на краткосрочные ремонты и реконструкцию НАКу ежегодно требуется не менее 2—2,5 млрд. долл. При этом в прошлом году НАК смог запланировать на эти цели 180 млн. долл. Запланировать… В этом году ситуация не намного лучше, так как «Нафтогаз України» объективно стал дойной коровой для бюджетов всех уровней и неплательщиков. Соответственно средств для серьезной реконструкции украинской ГТС просто нет. Сейчас НАК пытается привлечь кредиты на эти цели. Но пока это только попытки.

Решением этой проблемы мог бы заняться международный консорциум. Однако его создание затягивается, что в очередной раз заставляет и «Газпром», и европейских покупателей его газа обратиться к на время отложенным проектам и ускорить реализацию наиболее актуальных. Ведь построили же «Голубой поток» — газопровод, равных которому практически нет в мире. Теперь «Газпром» может ежегодно поставлять в Турцию до 16 млрд. кубометров газа. А при введении в эксплуатацию второй нитки этого газопровода его пропускная способность увеличится до 30 млрд. кубометров газа в год. Прежде весь этот газ шел через территорию Украины и Балканские страны. Теперь от посредников российские поставки газа не зависят.

Осенью 1999 года начались поставки российского газа по 1-й нитке газопровода Ямал—Европа. Сегодня производительность этого газопровода составляет 20,4 млрд. кубометров газа в год. Другими словами, на такой же объем «похудеют» украинские газоэкспортные магистрали. В 2005 году планируется достройка и второй очереди этого газопровода. Так что пока между Украиной и Россией действуют долгосрочные соглашения, первой стоит всерьез подумать о наполнении своих газомагистралей экспортными потоками газа. Тем более что россияне всерьез готовятся к реализации еще одного проекта — строительства Северо-Европейского газопровода с тем, чтобы поставлять свой газ в Германию и далее в Западную Европу, в зависимости от спроса. «Газпром» ожидает, что этот газопровод станет принципиально новым маршрутом поставок газа в Европу, а опыт строительства магистралей под водой россияне уже имеют («Голубой поток»). К тому же не за горами реализация проекта экспорта российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что обеспечит не только «Газпрому» новые растущие рынки сбыта газа, но и укрепит политический вес России в этом регионе.

Можно пока, оставаясь еще на некоторое время основным транзитором российского экспортного газа, беззаботно сидеть на «газовой» трубе. Но в таком случае очень скоро может оказаться, что, кроме как заниматься этим «высокоинтеллектуальным» трудом, больше и делать нечего будет. А средств, даже минимальных, эта самая труба уже не будет приносить. Так не лучше ли действительно со всеми заинтересованными компаниями (экспортерами и импортерами российского газа) позаботиться о взаимной выгоде газотранспортного бизнеса, например, в рамках международного «газового» консорциума?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме