С расстояния равноудаленности от партийных страстей и цветов предстает довольно непривлекательная картина политического действа, за которой не видны жизненные интересы рядового украинца и которое игнорирует человеческое измерение потерь настоящего и будущего. Александр Шнипко, кандидат экономических наук, вицепрезидент Украинского союза промышленников и предпринимателей. В разные периоды занимал должности первого заместителя представителя президента Украины и одновременно первого замглавы Киевской городской государственной администрации, первого заместителя министра Кабмина Украины, заместителя секретаря СНБО. Сегодня работает в общественной организации.
— Александр Сергеевич, как вы оцениваете политическую ситуацию в Украине с позиции своего нынешнего статуса? Какие, на ваш взгляд, перспективы нас ожидают?
— Острая политическая борьба, свидетелями которой сегодня мы являемся, не всегда оправдана с точки зрения не только общего интереса, но и просто здравого смысла. Противостояние в парламенте и за его пределами, которое довольно часто доходит до грубых физических стычек, не столько отображает нестабильность в обществе (народу нечего делить, в отличие от политиков и олигархов), сколько провоцирует опасность раскола нации по коренным вопросам существования.
Каждая политическая сила имеет «свою правду». Но можно ли таким образом защищать демократические ценности, гармонизировать духовную жизнь общества, развивать у граждан любовь к своей стране и ответственность за ее судьбу? Все мы сегодня так увлеклись опасными политическими играми, что даже не замечаем, как мало-помалу теряем нравственное здоровье.
Именно из-за потери чувства реальности и безудержного стремления к «университезации» образования мы уже опередили Болонский процесс и оказались перед перспективой... обострения проблем беспризорности и малограмотности нового поколения. Наши локальные достижения частного здравоохранения сопровождаются наступлением средневековых эпидемий и признаками демографического кризиса. Заявления о необходимости улучшения инвестиционного климата звучат на фоне масштабного оттока капиталов за границу. А хвалебные отчеты об экономическом росте стыдливо замалчивают «инвестиционные» вклады в отечественную экономику миллионов граждан и гражданок Украины, из-за нищеты вынужденных искать лучшей доли за границей. К сожалению, некоторые политики, которым не хватает интеллигентности, считают, что подобное положение дел в государстве — это оправданные «издержки рыночных реформ».
— Думаю, этот список можно было бы продолжить. Но что вы предлагаете? Апеллировать к совести наших политиков?
— Не только апеллировать, но и публично стыдить. Сегодня для многих действующих политиков их «дело служения народу» превратилось во вполне прибыльный бизнес. На наших глазах происходит деградация довольно неординарных личностей. Сначала «засыпает» совесть, потом, как заявил один из депутатов Верховной Рады, «куры тянутся к кнопке», а дальше «государство превращается из страны в территорию для получения материальной выгоды».
Вопреки существующим неурядицам и несправедливости, представители научно-технической и гуманитарной интеллигенции, промышленной и бизнес-элиты работают на будущее украинского народа. Их заслуга заключается в том, что наше государство все еще сохраняет какую-то часть научно-технического, технологического и интеллектуального потенциала.
Такие люди нечасто на виду у общественности. Они и не добиваются этого. Но, на мой взгляд, следовало бы, чтобы СМИ и социологические центры посредством опросов общественных организаций, трудовых коллективов положили начало традиции составления списков наиболее уважаемых в обществе персон. А чтобы это не превратилось в очередное шоу, которых у нас и так слишком много, нужно соблюдать жесткие условия и объективные неполитические критерии по опыту европейских стран.
В этом есть своя логика. Считаю несомненной роль интеллигенции в обеспечении гармоничного вхождения Украины в мировую экономическую систему, а также европейское научное, культурное и образовательное сообщество.
— Вы считаете, что Украина имеет перспективы вступить в ближайшее время в Европейский Союз?
— Украина была, есть и будет европейским государством. Но наша «европейскость» и соответствующее самоощущение украинского гражданина зависит исключительно от нас самих. Это касается не только достижения соответствующих экономических стандартов жизни, но и овладения гуманистическим достоянием цивилизованных обществ, прежде всего в сфере обеспечения прав и свобод человека, уважения его личности и самовыражения.
К сожалению, наш научный интеллект почти не имеет непосредственного влияния на концентрацию материальных ресурсов государства для приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований. Государство в лице недальновидных чиновников так и не смогло позаботиться о формировании в стране соответствующей инновационной среды. Отечественные «кулибины» блуждают в бюрократических лабиринтах, из которых часто находят единственный выход — за границу. И это при том, что Украина занимает одно из ведущих мест в мире по количеству сертифицированных специалистов по программированию и информационным технологиям.
При других обстоятельствах можно было бы гордиться достижениями международного сотрудничества в сфере современных технологий. Но и здесь государственная поддержка зачастую ограничивается очередными декларациями. Например, в июне 2005 года было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между украинским правительством и французско-немецким консорциумом ЕАВС, являющимся ведущей компанией в аэрокосмической отрасли. Характерно, что зарубежный партнер провел основательное исследование возможностей сотрудничества с Украиной в различных сферах и определил приоритетные направления, но так и не смог, по собственному признанию, «получить поддержку соответствующих должностных лиц с украинской стороны».
— Так, может, крупный бизнес возьмет на себя ведущую роль в содействии развитию отечественной науки?
— Украинские большие деньги имеют совершенно иную природу, нежели капиталы, например, Гейтса, и потому их направленность на разработку и внедрение наукоемкой продукции будет оставаться проблематичной до тех пор, пока не заработают законы добросовестной конкуренции и станет невозможно зарабатывать только на разного рода преференциях. То есть нам не обойтись без утверждения цивилизованной бизнес-культуры и формирования соответствующих условий для мотивации капиталовложений. Особенно, если речь идет о таком стратегическом направлении, как создание национальной инновационной системы, которая базировалась бы на интеграции образования, научно-технологической сферы и производства высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции.
Имеем большие надежды на инициированный президентом Украины диалог «власть — бизнес». Главный его подтекст — организация эффективного взаимодействия органов государственной власти с субъектами хозяйствования, привлечение общественных организаций к разработке и внедрению эффективной экономической политики и пр. К сожалению, продуктивные предложения промышленников, предпринимателей, бизнесменов, гуманитариев, высказанные во время диалога, зависли в воздухе. Между тем и это обидно констатировать, Украина в международном рейтинге экономической свободы по итогам 2006 года съехала с 99-го на 125-е место, оказавшись между Нигером и Мавританией.
— В интеллектуальных кругах бытует мнение, что многие наши проблемы связаны с отсутствием стратегии развития. Разделяете ли вы такое мнение?
— Не только разделяю, но и утверждаю, что это именно так. По собственному опыту знаю, как трудно реализуются требования президента Украины о разработке и воплощении в жизнь Стратегии национальной безопасности. Во исполнение указа главы государства и распоряжения занимающего в то время должность секретаря СНБО А.Кинаха проект этого важного документа был подготовлен рабочей группой (в составе которой я отвечал за гуманитарную составляющую) еще в апреле 2006 года. Проект стратегии действительно стал интеллектуальным продуктом компромисса общественно-политических взглядов, существующих в нашем обществе. Его соответствие современному правовому полю, а главное — целеустремленность в плане гарантирования национальной безопасности в прогнозируемом будущем (до 2010 года) почти никем не отрицались. Предлагалось изложить принципиальные положения этой стратегии новому составу ВР Украины. И если бы это произошло, то, возможно, не нужно было бы вести изнурительные переговоры между политическими силами о создании коалиции и подписании Универсала национального единства.
Но, увы. Президенту Украины пришлось издать еще два распоряжения о доработке и подаче ему на рассмотрение проекта стратегии. И причина тут, на мой взгляд, не столько в качестве документа, сколько в отображении общей тенденции «кадровой кадрили», происходящей в госструктурах, а также в соответствующей исполнительской дисциплине.
— Как, на ваш взгляд, надлежит исправлять ситуацию?
— Необходимо осознание персональной ответственности, которая всегда является определяющей чертой интеллигентного человека. И не важно, касается это будничных вопросов или государственных интересов. К сожалению, за годы независимости этот принцип не был положен в основу функционирования украинского властного олимпа, в культуру его управленческой деятельности, что в значительной степени обусловило бессистемность стратегического прогнозирования и планирования в государстве.
Вот и сегодня бурлят страсти вокруг закона о моратории на продажу земли. Нашей независимости уже 15 лет, а вопрос всех времен и народов так и не решен. Уместно будет напомнить, что в Древнем Египте еще во времена Геродота был земельный кадастр. И в соответствии с ним, учитывая плодородие земельных угодий, определялись налоги.
— Если мы уже коснулись этой темы, вы «за» или «против» моратория на продажу земли?
— Я за то, чтобы мы сначала обосновали необходимость продажи нашего национального богатства — украинских черноземов. А уже потом принимали соответствующие законодательные акты, проекты которых, кстати, уже несколько лет «ходят по кругу» в ВР. Неужели сертификатная приватизация 90-х годов, от которой подавляющее большинство граждан Украины не получило никакой выгоды, нас ничему не научила?
— В Украине уже действует «черный» рынок продажи земли. Не произойдет ли так, что ко времени принятия закона продавать уже будет нечего?
— Никто не отменял мораторий на продажу украинских земель сельскохозяйственного предназначения. Поэтому все соответствующие сделки следовало бы признать недействительными. Для кого-то такое решение может быть болезненным, но ведь когда-то нужно начинать с уважением относиться к законодательству. Закон должен выполняться независимо от того, хорош он или несовершенен. Если есть понимание необходимости внесения изменений, в частности и в Конституцию, — это нужно делать спокойно и обдуманно. Прежде всего это касается Основного Закона, отношение к которому нельзя подменять конъюнктурными договоренностями политических сил.
— Считаете ли вы необходимым, чтобы как можно больше интеллектуалов шли в Верховную Раду, институты власти?
— Это был бы идеальный вариант. Однако интеллект нации у нас не востребован. Как говорят, и «физики», и «лирики» в загоне. Оказавшись на грани выживания, они преимущественно вынуждены были идти на отечественные и зарубежные рынки дешевой рабочей силы и на рынки в прямом понимании этого слова. Значительная часть интеллигенции обрела статус среднего класса, однако не может соревноваться с крупным капиталом, определяющим сегодня технологическое содержание украинской политической жизни. Это очевидные вещи. Есть и не совсем очевидные тенденции.
Настоящая интеллектуальная элита, которая еще не перевелась в Украине, дистанцируется от власти, считает неприемлемым для себя принимать участие в политическом отечественном «армреслинге» и не очень претендует на то, чтобы изменить дело всей своей жизни на депутатство или чиновничий портфель. Умные люди, как и положено интеллигентам, склонны делать именно то дело, в котором они профессионалы и к которому лежит их душа, в чем они видят возможность самовыражения и свою общественную полезность.
А вот повышение уровня интеллигентности тех, кто представляет сегодня власть, было бы уместным. По крайней мере, это способствовало бы оздоровлению нравственной атмосферы в стране.
Отечественная интеллектуальная элита должна осознать необходимость своего участия в гуманизации отечественной политической сферы. Она могла бы способствовать, во-первых, формированию в обществе демократического мышления, утверждению в политике легитимных, корректных процедур деятельности ветвей власти, прежде всего судебной, на условиях четкого определения их гуманистической ориентации; во-вторых, внедрению в национальные стратегии и политическую практику настоящих элементов новой этики, рассматривающей человека как средоточие гармоничного сочетания приоритетов общественных и государственных институтов; в-третьих — уходу правящей элиты от схем доминирования государства в сфере регулирования общественных отношений посредством развития гражданского общества, в котором гражданин осознавал бы себя не только объектом, но и полноценным субъектом политики; в-четвертых — овладению гражданами базовыми знаниями о сути и специфике функционирования политических институтов в условиях демократии; и, наконец, в-пятых, усвоению политикумом норм цивилизованного поведения и культуры общения между политическими организациями и государством, избежанию чрезмерной политизации, подмены аргументов одномерными идеологическими клише в перманентном процессе партийных споров.
Уверен, что среди научных работников, да и интеллигенции в целом, есть много тех, кто задумывается о нашем настоящем и будущем, а главное — радеет за судьбы людей, живущих на украинской земле.