Есть ли будущее у альтернативной энергетики Украины. Сможет ли президент стать гарантом для инвесторов?

12 ноября, 2010, 18:14 Распечатать Выпуск №42, 12 ноября-19 ноября

«Энергия природы» — второй по значимости национальный проект из десятки, определенной президентом Виктором Януковичем в рамках национальных приоритетов...

«Энергия природы» — второй по значимости национальный проект из десятки, определенной президентом Виктором Януковичем в рамках национальных приоритетов. Он предусматривает создание новой энергетики на основе чистого ресурса ветра и солнца. «Украина должна сконцентрироваться на реализации проектов, которые смогут качественно изменить лицо государства, откроют для него новую перспективу, будут иметь решающее значение для экономической безопасности и гуманитарного развития, — заявил президент на августовском заседании Комитета по экономическим реформам, который он возглавляет. — Эти проекты получат статус национальных и каждый будет доведен до успешного завершения».

Более того, президент предложил взять реализацию национальных проектов под свой патронат. По его же указанию было создано Национальное агентство Украины по выполнению этих проектов.

Не забыт и иностранный инвестор. «Взаимодействие с международными организациями, иностранными инвесторами, донорами, частными партнерами — это будет нашей постоянной заботой», — пообещал президент. Он обратил особое внимание на важность активной работы с инвесторами, которая должна включать не только поиск и интересы потенциальных партнеров, но и сопровождение их в отношениях с украинскими органами центральной и местной власти.

Итак, политическая воля есть, единая вертикаль для ее исполнения построена, законодательная и нормативная база спешно дорабатываются. Казалось бы, что еще нужно для успешного результата? Тем не менее практика свидетельствует, что зеленый свет из центра гасится на местах чиновниками и функционерами, интересы которых часто не совпадают с общегосударственными…

Государственные стимулы и коррупция на местах

Почему именно альтернативная энергетика занимает столь важное место в планах президента? Для начала несколько цифр. По оценкам ученых НАНУ, уже к 2030 году построенные ветроэлектростанции (ВЭС) смогут обеспечить стране до 25% всей потребляемой электроэнергии. При этом достигаются следующие результаты:

— экономия газа — 417 млрд. куб. м. на сумму 125 млрд. долл.;

— снижение потерь электроэнергии на 4 млрд. кВт-час;

— сокращение на млрд. долл. расходов на экологию;

— создание 50 тыс. новых рабочих мест.

Суммарный же экономический эффект специалисты оценивают в астрономические 136 млрд. долл. при общем объеме инвестиций в строительство ВЭС 23,4 млрд. долл.

Естественно, денег на это у государства нет. Не беда — невзирая на мировой экономический кризис, найти частный финансовый ресурс под перспективный проект не так уж сложно. Одно из первоочередных условий — благоприятный инвестиционный климат. Правда, с этим вопросом в Украине, вопреки всем заверениям и стараниям на властном Олимпе, дела обстоят далеко не так радужно, как хотелось бы.

Наверняка читателя не очень удивит, что руководитель делегации ЕБРР, директор от Европейской комиссии Вассили Лелакис в конце сентября в Киеве, сообщая об обширной программе финансирования проектов ЕБРР (в том числе в альтернативной энергетике), не упустил случая напомнить, что «большое значение для увеличения объема инвестиций в Украину имеет также принятие антикоррупционного законодательства».

Отсюда же нервозность так называемых кредитных (долговых) инвесторов, которые должны обеспечить около 70% всего инвестиционного капитала в соответствующих проектах. Ведь посольства их стран настоятельно рекомендуют пока повременить с финансированием даже очень привлекательных проектов в Украине.

Правда, есть и те, кто не ждет общей команды стартовать, а готов рискнуть, чтобы быть в числе первых. Особенно привлекают инвесторов проекты строительства ВЭС. В данном случае их прельщает в Украине один из самых прогрессивных в Европе закон о зеленом тарифе: 1) размер зеленого тарифа — 11,3 евро-цента/кВт-час; 2) срок его действия — 20 лет; 3) обещание государства обязать облэнерго подключать ВЭС к электрическим сетям.

Да и льготы для готовых идти на риск беспрецедентны: 1) освобождение от ввозного НДС и таможенных сборов; 2) освобождение от налога на прибыль при изготовлении оборудования на украинских предприятиях.

Однако, несмотря на столь неординарные стимулы, пионеров инвестирования в украинскую ветроэнергетику немного. (Шутка ли, строительство современной ВЭС обходится в сотни миллионов евро?) Инвесторы (к ним относится и ЕБРР) хорошо информированы о том, что в стране плохо выполняются действующие законы, стало быть принятие новых вряд ли кардинально изменит ситуацию. Поэтому прежде чем принять решение о реализации инвестиционных проектов, они хотят не только обещаний о поддержке, но и реальной помощи со стороны первых лиц государства. Жизнь же почему-то подбрасывает в основном негативные примеры. Наиболее свежим из них является судебный процесс по одному из крупных проектов в альтернативной энергетике — строительству Южно-Украинской ВЭС мощностью 300 МВт в Николаевской области.

Землю дали и забрали

Инвесторы, намеревающиеся вложить в проект Южно-Украинской ВЭС около 450 млн. евро, начали работать в Украине с середины 2007 года, за эти годы определились с земельным участком для установки ветровых турбин, получили разрешение на его использование, провели все необходимые исследования ветра (а это несколько лет дорогостоящей скрупулезной работы), разработали и согласовали проект строительства, провели переговоры с поставщиками оборудования, полтора года боролись с «Николаевоблэнерго» за получение технических условий для подключения своей электростанции к линиям электропередач. И после всего этого, вместо того, чтобы начать собственно строительство ВЭС, столкнулись с тем, что глава Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов без какого-либо предупреждения выносит распоряжение №355-р от 24.09.2010 г. об отмене… распоряжения своего предшественника №265-р от 15.07.2009 г., которым был утвержден акт выбора земельных участков для размещения Южно-Украинской ВЭС…

Делается это со ссылкой на письмо главы госадминистрации Очаковского района (от 13.08.10 г. №С157-КО), на территории которого отводились участки под строительство ВЭС. Причем районная власть, закрыв глаза на свое совершенно противоположное по сути распоряжение годичной давности и даже не дожидаясь окончательного решения области, еще 3 августа 2010 г. в нарушение действующих норм и правил, дала компании ООО «Вітряний парк Очаківський», созданной 9 июля 2010 года, разрешение на разработку градостроительного обоснования размещения ВЭС аналогичной мощности и в пределах той же территории.

Кому-то еще хочется инвестировать в Николаевской области? Туда, где инвестор с проектом почти в половину миллиарда евро сначала годами «стоит на задних лапках» перед монополистом «Николаевоблэнерго», который наотрез отказывается делать то, что обязан, в частности выдать в течение не более чем 15 дней технические условия на подключение будущей электростанции. И ни Минтопэнерго, ни НКРЭ, ни доводы ученых профильных проектных институтов, ни местная облгосадминистрация ничего не могут сделать с монополистом, который, прикрываясь формальными «отмазками», преследует собственные интересы, никак не связанные с общегосударственными.

А затем в область приходит новый губернатор и отменяет распоряжения своего предшественника. Трагикомизм ситуации в том, что Закон «О местных госадминистрациях», на который он ссылается, как раз делать это ему не разрешает. Согласно ст. 43 этого закона, распоряжения главы госадминистрации «отменяются президентом Украины, Кабинетом министров, главой местной администрации более высокого уровня или в судебном порядке».

В настоящее время судьей Окружного административного суда г. Николаева О.В.Малых по иску, подготовленному международной юридической компанией «Бэйкер энд МакКензи», открыто дело «Южно-Украинская ВЭС против главы Николаевской облгосдминистрации».

По мнению же адвоката Виктора Петруненко, ситуацию следует рассматривать не только в плоскости административного судопроизводства и отмены распоряжения №355-р, но и на предмет соответствия антикоррупционным законам действий чиновников аппарата обладминистрации, инициировавших, а также готовивших и представивших на подпись главе области явно незаконное решение.

В результате этих двух незаконных действий со стороны областной администрации у иностранных инвесторов по сути отнимают, без компенсации, проект, в который они вложили значительные средства и усилия и который имеет все шансы на успех. Кто непременно хочет поступить так разрушительно и почему?

Частный случай или устоявшаяся практика?

Непрогнозируемость чиновников и отсутствие у них уважения к законам своей собственной страны — это как раз то, чего больше всего боятся законопослушные инвесторы. А очевидный факт противозаконной отмены ранее выданного законным образом разрешения на использование земли в данном случае должен вызвать у международных инвесторов опасения относительно незаконного изъятия собственности, им принадлежащей.

Еще более печально, что разрешение не просто отменили, а перед этим издали другое распоряжение, на основании которого предоставили землю новосозданному ООО «Вітряний парк Очаківський» с учредителями из Донецкого региона (ООО «АЛМАТРЕЙД» из Краматорска и физлицо из Донецка). В июле фирму зарегистрировали, а в августе она уже получила разрешение на использование предназначавшейся иностранным инвесторам земли для строительства ВЭС.

А задавался ли губернатор либо его помощники, прежде чем оттеснять иностранных инвесторов, вопросом, сможет ли ООО с уставным капиталом менее 20 тыс. евро осилить грандиозный проект? И сколько времени ему на это потребуется? И почему владельцы и покровители этой компании решили строить именно на той земле, которую уже выделили для проекта строительства Южно-Украинской ВЭС, хотя вокруг много свободной земли?

А ведь иностранный инвестор уже практически готов начать строительство ВЭС мощностью 300 МВт. Теперь же все, на что хватило финансовых возможностей учредителей ООО «Вітряний парк Очаківській», это попытаться построить на всей территории ВЭС мощностью всего 20 МВт. Выходит, что остальные 280 МВт «поднять» ООО «Вітряний парк Очаківській» не в силах, что, собственно, и отражено в распоряжении главы облгосадминистрации №322-р от 13 сентября 2010 года на выделение соответствующей земли.

Зарубежные аналитики, изучавшие эту «операцию», указали на возможную причину изъятия земли у зарубежного инвестора, который планировал строительство сверхмощной ВЭС в Николаевской области. А именно, подлинные собственники ООО «Вітряний парк Очаківській» в дальнейшем намерены реализовать заблокированный ими проект вместе с зарубежным инвестором (инвесторы Южно-Украинской ВЭС тоже не исключение), предложив ему заплатить за «наработанный» ими за июль—сентябрь 2010 г. административный ресурс. Понятно, что платой со стороны иностранного инвестора за дальнейшее участие в проекте должна стать, как это принято в Украине, часть активов, которыми он вынужден будет поделиться c обладателями админресурса.

Впрочем, эта схема вряд ли будет успешной. По мнению указанных аналитиков, такую операцию невозможно классифицировать как рэкет в чистом виде, но это очень близкая к нему схема. Ясно, что ни один здравомыслящий международный инвестор и, безусловно, ни один инвестор, достаточно солидный для того, чтобы построить ВЭС мощностью 300 МВт не позволит себя шантажировать таким образом. После этого вряд ли найдется инвестор, желающий вложить деньги в регион со столь пренебрежительным отношением власти к закону, где его прав не может гарантировать никто.

Как бы не завершилось дальнейшее судебное разбирательство по данному конкретному делу в николаевском регионе (принимая во внимание «гибкое» отношение судов к действующим законам), для инвесторов, в том числе и для ЕБРР, — этот случай должен быть серьезным предупреждением об их незащищенности от произвола должностных лиц. Не позавидуешь и репутации Николаевской области, для которой перспективы привлечения инвестиций могут оказаться весьма призрачными.

Если мы действительно столкнулись с таким правовым нигилизмом в регионах, не стоит возлагать особой надежды даже на новые антикоррупционные законы. Их просто не будут выполнять. Т.е. судьба инвестиций во многом будет зависеть от президента страны, от того, как он будет осуществлять добровольно взятую на себя функцию патронажа национальных проектов.

По этой причине, как сообщил адвокат Виктор Петруненко, инвесторы Южно-Украинской ВЭС таки намерены обратиться к президенту Украины с просьбой отменить два противозаконных распоряжения главы Николаевской облгосадминистрации. То есть в точном соответствии с буквой закона. Они надеются, что реакция главы государства на данный конкретный случай послужит ответом и на более общий вопрос, «сможет ли президент Украины в это столь непростое для страны время стать гарантом для инвесторов?»

P.S. Как стало известно «Зеркалу недели», определением Николаевского окружного админсуда от 28.10.2010 г.
приостановлено действие распоряжения Николаевской облгосадминистрации №355-р от 24.09.2010 г.,
которым была отобрана земля у инвестора, так как обжалование в суде решений органов местного самоуправления по вопросам земельных ресурсов приостанавливает их выполнение. Редакция держит руку на пульсе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно