Будущее Украины: глобальные вызовы и возможности

30 сентября, 2011, 14:41 Распечатать Выпуск №35, 30 сентября-7 октября

Стратегический план представлен, приоритеты развития определены. Украине есть что предложить миру.

На восьмом по счету Ялтинском форуме YES меня, что называется, зацепило за живое выступление президента Израиля Шимона Переса. Он сравнил современный мир с кораблем, в котором 193 каюты. «Каждая каюта влияет на жизнь всего корабля, — сказал господин президент. — Когда создается новое государство, оно занимает новую каюту. И то, что в этой каюте происходит, так или иначе влияет на движение корабля».

От себя бы добавил, что и «движение корабля» влияет на состояние каждой отдельной «каюты». Вспомнить хотя бы мировой экономический кризис, который совсем недавно, как цунами, обрушился на Украину и внес серьезные коррективы в темпы и качество ее развития.

Мир меняется ежедневно. Появляются новые вызовы, на которые необходимо реагировать, и новые возможности, которые нужно использовать. Как справедливо отметил господин Перес: «Лидер сегодня — это не тот, кто стоит на вершине, а тот, кто идет вперед».

Сегодня каждая страна пытается найти наиболее эффективную стратегию повышения благосостояния и качества жизни людей, актуальность которой возрастает в условиях нестабильности ситуации на мировом рынке, увеличения рисков в политической, финансовой, военной сферах, сложностей в развитии внешнеэкономических связей и привлечении инвестиций. Вопрос конкурентоспособности национальных экономик — на первом месте в глобальной повестке дня.

Какое место займет Украина в современном мире? Сможет ли она стать субъектом нового мирового порядка? В каком направлении нам двигаться? На эти вопросы предстоит дать ответ уже в самое ближайшее время.

Убежден, что Украина должна придерживаться принципа национального прагматизма в отношениях со всеми партнерами. Имен­но такой подход позволит в полной мере раскрыть и реализовать потенциал нашей страны. Сегодня выбор стратегического направления очевиден — мы движемся в сторону Европейского Союза. Однако, несмотря на европейские устремления, Россия была, есть и будет важным стратегическим партнером для Украины. Мы также внимательно следим за новыми экономическими лидерами — Китаем, Индией и другими. С КНР мы значительно активизировали отношения, прежде всего в экономической сфере.

Примечательно, что мой коллега, министр экономического развития и торговли Республики Казахстан Кайрат Келимбетов, выступая на Ялтинской конференции, заявил, что «у Казахстана крупнейший экономический парт­нер — это Евросоюз, затем Россия, а затем Китай». Именно в таком порядке. Поэтому европейский выбор Украины, стремление к членству в ЕС в этом смысле естественны и понятны. Но с каким багажом наша страна войдет в объединенную Европу?

Мы уже 20 лет обустраиваем каюту под названием «Украина». К сожалению, огромные возможности по многим направлениям до сих пор не раскрыты.

Парадокс ситуации состоит в том, что международные рейтинги высоко оценивают природный, трудовой и интеллектуальный потенциал Украины. Но как только оценка касается сферы управления этими ресурсами — мы оказываемся в хвосте любых рейтингов. Я думаю, вывод прост и очевиден — управленческая система, не отвечающая вызовам времени, лежит в основе большинства стратегических неудач Украины.

Последовательное, шаг за шагом повышение качества государст­венного управления — от выстраи­вания действенной системы планирования и прогнозирования до увеличения результативности бюджетной политики — обязательно даст ощутимые экономические результаты.

Даже несмотря на крайне ограниченные возможности бюджета в условиях вероятной второй волны кризиса, мы заложили в государственный бюджет на 2012 год увеличение финансирования инвестиционных проектов. Инвестиции, которые сделаем сейчас, — это не только новые рабочие места и зарплаты наших граждан уже сегодня. Это прочный фундамент стабильного развития страны в последующие несколько лет. В дальнейшем мы должны наращивать инвестиционную составляющую государственного бюджета, уменьшать коррупционные потери.

На фоне того обстоятельства, что в ближайшие годы у развитых стран очень ограничены возможности, и от них нельзя ожидать значительных темпов роста, я утверждаю: Украина имеет все шансы за ближайшие 10—15 лет превратиться в новую точку роста на карте Европы. Я бы сравнил нашу страну со спящей красавицей, которая ждет своего пробуждения.

Сегодня экономический рост в Украине — 5%. На первый взгляд, по сравнению, например, со средним ростом стран еврозоны в 2011 году в 1,4—1,8% наш показатель выглядит неплохо. Но разница в качестве этого роста колоссальна. Нам необходимо двигаться намного быстрее.

В непростых условиях глобальной конкуренции очевидна необходимость радикальной модернизации украинской экономики. Нам нужны научно-технические новации в промышленности, сельском хозяйстве, системе государственного и корпоративного управления. Только на основании повышения конкурентоспособности украинских товаров на внутреннем и внешнем рынках мы можем повысить экономическую устойчивость страны. В том числе к новым волнам нестабильности, которые продолжают генерировать системные проблемы основных экономических центров мира. А значит, необходимы модернизация промышленных мощностей, внедрение новейших технологий, повышение энергоэффективности всех без исключения отраслей.

Очевидно, что нужно выводить Украину на траекторию устойчивого роста. И это должны быть не краткосрочные колебания повышения доходов населения, вызванные внешнеэкономической конъюнктурой или привлечением коротких кредитов, а долгосрочная тенденция увеличения реального выпуска продукции на душу населения. Мы ставим перед собой задачу по выходу на среднегодовые темпы роста ВВП в 6—8%.

Без экономического роста невозможно достичь роста общего благосостояния населения, в том числе увеличения продолжительности жизни, повышения качества медицинского обслуживания, уровня образования, обеспечения высоких социальных стандартов.

Правительство продолжает процесс стабилизации государственных финансов. Важная задача — проведение крайне взвешенной монетарной политики. Переходим от политики постоянной жизни в долг к политике жизни по имеющимся средствам. Я говорю о стабилизации и последующем снижении уровня государственного долга. Только в текущем году мы выплатим 93 млрд. грн. внешних долгов. Огромные выплаты нас ожидают и в последующие два года. А ведь эти ресурсы можно было бы направить на развитие. Кроме этого, речь идет о наведении порядка в государственных расходах. Мы снижаем дефицит государственного бюджета. В 2012 году планируем выдержать дефицит на уровне 2,5% от ВВП, в 2013-м — 2%. В дальнейшем рост бюджетных расходов должен обеспечиваться за счет более быстрого роста доходов.

22 сентября Верховная Рада приняла за основу Госу­дарс­твенную программу экономического и социального развития Украины на 2012 год и основные направления развития на 2013—2014 годы. Впервые власть создала систему приоритетов государственного развития. Пред­вы­борная программа президента Виктора Януковича нашла отражение в системном стратегическом документе — Программе экономических реформ на 2010—2014 годы. На их основе были разработаны план реализации программы реформ на текущий год и ежегодное послание президента к Верховной Раде «Модер­низация Украины — наш стратегический выбор».

Программа социально-экономического развития Украины на 2012—2014 годы основывается на вышеназванных стратегических документах, служит инструментом их конкретизации. Она содержит механизмы для обеспечения экономического роста при сохранении финансовой стабильности.

Я убежден, Украина обладает значительным научно-техническим потенциалом по ряду прорывных и критических технологий и имеет шанс занять свою нишу в системе международного разделения труда.

Первоочередным приоритетом, заложенным программой, является создание благоприятного инвестиционного климата. Новые инвестиции — это не только финансовые ресурсы для развития экономики, но еще и новые технологии, ноу-хау, рабочие места, маркетинговые стратегии, возможности осваивания новых рынков. И этот ресурс в основном находится вне бюджетных расходов. Наведение порядка в разрешительной системе, эффективная и масштабная дерегуляция стали приоритетом для правительства с первых дней работы. К примеру, на сегодняшний момент отменены 35 тыс. из 58 тыс. ранее действовавших местных регуляторных актов, которые были признаны барьерами для ведения бизнеса в стране. Это очень показательный пример.

Но теперь важно, чтобы на очередных сессиях местные советы не стали плодить новые акты, усложняющие жизнь предпринимателям и простым гражданам, а чиновники, в том числе в рамках «единого окна», — работали для людей, а не создавали новые схемы выкачивания денег. За этим должны будут следить прокуратура и главы региональных и местных администраций.

Но этого недостаточно. Самое важное для успеха дерегуляции, чтобы эффективно работала обратная связь. Я призываю представителей бизнеса быть более активными! С помощью профессиональных объединений и ассоциаций участвовать в выработке политики как местных и региональных властей, так и правительства, оказывать публичное давление на чиновников, которые не выполняют закон.

Впереди еще большая работа, например, значительное сокращение бланков строгой отчетности; в парламенте ждут принятия законы об отмене обязательного использования печатей, о повышении ответственности чиновников за срыв разрешительных процедур; предметно занимаемся темой нотариата, БТИ. Люди устали от бесконечных поборов и ждут нормального качества услуг, предоставляемых властью.

В ближайшее время планируем провести серьезный разговор с экспертами из мировых рейтинговых агентств, которые специализируются на теме свободы ведения бизнеса. Их предложения будут обязательно обобщены и претворены в жизнь. Уверен, до конца года мы существенно продвинемся в деле дерегуляции экономики Украины.

Среди ключевых приоритетов — развитие внутреннего производства. Именно так называется еще одна программа, недавно принятая правительством. Ко­ротко поясню суть ее идеологии. Это далеко не только импортозамещение. Конечно, то, что мы можем производить сами, мы не должны импортировать. На­п­ри­мер, стыдно завозить картофель или другие традиционные для Украины овощи.

Недавно во время совещания с производителями техники для сельского хозяйства кто-то из машиностроителей заговорил о невозможности снизить долю импортных комплектующих в отечественном комбайне менее 20%. Не знаю, как вам, а мне неловко слышать такое в стране, которая производила и производит эффективные ракетоносители и другую космическую технику: купите самое лучшее оборудование и производите эти комплектующие сами! А государство создаст для этого все условия.

Потенциал для реализации планов по импортозамещению есть во всех отраслях — в машиностроении, в том числе сельскохозяйственном, химическом, энергетическом, в легкой промышленности, производстве лекарственных средств, авиационной, космической промышленности и в АПК.

Но мы говорим о важности развития внутреннего рынка в самом широком смысле — от стимулирования внутреннего спроса до создания точечных налоговых и бюджетных стимулов для развития и модернизации приоритетных секторов экономики. Речь идет о более широком подходе, который предполагает повышение доли инновационных и высокотехнологичных производств, создание новых перспективных отраслей. Все это предполагает не только импортозамещение, но и наращивание экспортного потенциала.

Мы ведем постоянный диалог с представителями бизнес-ассоциаций и объединений всех без исключения секторов нашей экономики. В качестве примера приведу фармацевтическую отрасль. Мы говорим производителям: развивайте производство качественных медицинских препаратов, а государство не только создаст для вас максимально благоприятные условия, но и усилит борьбу с некачественным импортом и фальсификатом. Мы говорим дистрибьюторам: те средства, которые вы заработали на отечественном рынке, вкладывайте в создание новых производств в Украине, переходите в разряд производителей.

Мы обращаемся к крупнейшим мировым корпорациям: создавайте производства именно в Украине. А украинское правительство гарантирует максимальное внимание каждому инвестпроекту.

Это стало уже обычной практикой для нас — постоянное взаимодействие с объединениями международных инвесторов. Премьер-министр Николай Азаров и я минимум дважды в месяц встречаемся с представителями таких организаций для обсуждения возможностей улучшения инвестиционного климата, превращения нашей страны в привлекательную площадку для создания новых производств. Единственное наше условие: никаких «отверточных сборок», максимальная локализация производства в Украине. Страте­гическая задача — не менее 80% комплектующих должно производиться внутри нашей страны. Мы понимаем, что на это уйдет некоторое время, но более качественный инвестиционный климат должен стать залогом нашего успеха в этом направлении.

Важнейший приоритет — укрепление энергетической безопасности Украины. Наша экономика слишком энергоемка. Цена российского газа чрезвычайно высока. Я уверен, что в результате переговоров с нашими российскими партнерами нам удастся ее снизить, но она все равно останется высокой. Значительного падения цен на углеводороды в мире в ближайшее десятилетие не прогнозируется. Поэтому, во-первых, мы должны максимальное внимание уделять энергосбережению во всех без исключения отраслях экономики. Практически все приоритетные инвестпроекты по модернизации предприятий содержат в себе энергоэффективную составляющую. Во-вторых, мы должны активно развивать возобновляемые источники энергии.

В-третьих, поставлена задача в сжатые сроки максимально увеличить добычу углеводородов — собственных нефти, газа, угля. Ведется активная работа с рядом международных компаний. Сегодня это Shell, Chevron, ExxonMobil, Halliburton, Eni, «Лукойл», некоторые другие. Началась модернизация отечественной добывающей отрасли. Речь идет о развитии месторождений на шельфе Черного и Азовского морей, добыче сланцевого газа, газа из твердых пород, газа-метана, сопутствующего угольным месторождениям. Мы должны снизить критическую зависимость страны от импорта энергоресурсов.

Лишь при условии успешной модернизации топливно-энергетического комплекса можно надеяться на интенсивное развитие внутреннего производства промышленной и агропромышленной продукции.

Так сложилось, что мировой продовольственный кризис открывает перед Украиной широкие возможности для выхода на внешние рынки. Поэтому развитие сельского хозяйства также является одним из наших приоритетов. Важный момент — адекватное инвестирование в инфраструктуру, от элеваторов до портовых мощностей. Впервые планируется использовать механизмы государственно-частного партнерства для реализации проектов, существенно расширяющих потенциал отечественного аграрного сектора.

Украина берет курс на восстановление производства собственной качественной, экологически чистой и безопасной для здоровья человека сельскохозяйственной продукции в том количестве, которое позволит обеспечить в полной мере потребности внутреннего и частично внешнего рынков.

Аграрный сектор сегодня развивается быстрее других отраслей, что, в свою очередь, может дать общее увеличение числа рабочих мест на несколько миллионов. За счет АПК вырастут смежные отрасли — машиностроение, металлургия, химическая промышленность, ТЭК, строительство и транспорт.

Правительство уделяет особое внимание реформам образования и системы социальной защиты населения. Украине необходима высококвалифицированная рабочая сила, которая обеспечит стране конкурентоспособность на мировой арене.

Мы будем исправлять перекосы, сложившиеся в отечественной образовательной системе. Нам нужны специалисты тех профилей, которые действительно смогут обеспечить модернизацию страны, в том числе и технологическую. Речь идет о биотехнологах, фармацевтах, приборостроителях, электронщиках, строителях, специалистах в энергоэффективности и IT-технологиях.

К сожалению, в последние годы на науку и научно-технические работы государством тратилось лишь 1,2% ВВП, из них из госбюджета — всего 0,4%, что на порядок меньше, чем в развитых странах. Для промышленности эти показатели еще ниже —0,56 и 0,08%, соответственно. Инно­вационную деятельность сегодня осуществляет лишь каждое десятое предприятие, тогда как в развитых странах доля инновационноактивных предприятий достигает 70%. Последний показатель — ориентир и для украинской экономики. В бюджете на 2012 год значительно увеличены расходы на образование и науку, но я уверен, что в последующие годы динамика роста этих расходов должна быть еще более значимой.

Считаю, что важно не только развивать университетскую науку (кафедры), ведущие отечественные научные школы, но и адаптировать их к условиям и требованиям рыночной экономики. Правительство работает над развитием инновационной инфраструктуры, которая будет включать формирование сети научных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. Уже в следующем году планируем создать фонд поддержки малого инновационного бизнеса, фонд патентования изобретений за рубежом, венчурную компанию для финансирования рисковых проектов, лизинговую компанию по внедрению отечественной светодиодной техники и другие механизмы финансовой поддержки инноваций. Только развитие собственного производства высокотехнологичного и энергоэффективного оборудования позволит Украине достичь желаемых темпов и качества модернизации экономики.

И, наконец, большое внимание правительством уделяется сбалансированному экономическому развитию региональных экономик. Приоритеты разработаны на основе специфических нужд каждого региона, а контроль по использованию бюджетных средств осуществляется с помощью конкретных показателей. Такой подход должен создать максимально оптимальные условия для тесного партнерства между частным сектором и органами местного управления с целью эффективного решения критических проблем региона.

Программа социально-экономического развития на 2012—2014 годы определяет ключевые направления повышения конкурентоспособности региональных экономик. В ней также зафиксированы принципы предоставления господдержки инвестиционным проектам регионального и местного значения. Таким образом, должна быть достигнута синергия использования ресурсов государственного, региональных и местных бюджетов для ускорения достижения поставленных государством задач и целей в социальном и экономическом развитии страны.

Итак, стратегический план представлен, приоритеты развития определены. Украине есть что предложить миру. Знания в сочетании с социальным капиталом сегодня создают большие конкурентные преимущества для отдельных стран и регионов, чем их природные ресурсы. В завершение хотел бы еще раз подчеркнуть — национальный прагматизм и системная модернизация позволят Украине состояться как влиятельному игроку в новом глобальном мире.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно