Безналоговая «дочь лейтенанта Шмидта»

14 января, 2011, 14:29 Распечатать Выпуск №1, 15 января-21 января

В первый рабочий день 2011 года, 10 января, стало известно, что еще 22 декабря 2010-го Высший администрати...

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

В первый рабочий день 2011 года, 10 января, стало известно, что еще 22 декабря 2010-го Высший административный суд оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций, которыми украинско-польскому совместному предприятию «Тайстра» и всем его дочерним предприятиям были предоставлены права на безналоговый импорт. Решение суда обжалованию не подлежит.

В прошлом году появление безналогового импортера — компании «Ливела» (дочерняя структура «Тайстры») стало одним из ключевых событий на топливном рынке Украины. С начала ее работы в августе 2010-го и к ноябрю через эту полтавскую фирму «прошло» около 80% импорта нефтепродуктов, что составило порядка 30% всего рынка нефтепродуктов. За указанный период «Ливела» «оформила» более 1 млн. тонн бензина и дизтоплива, а также около полумиллиона тонн нефти. По подсчетам Антимонопольного комитета, бюджет Украины недополучил 3 млрд. грн.

Однако в конце ноября 2010-го, словно по команде, «Ливела» остановилась. Потом стало известно о поручении Виктора Януковича Антимонопольному комитету разобраться. Всплыла на поверхность и таможня, в лучших традициях поблагодарившая президента за прекращение этого беззакония. Все как по детскому классику Чуковскому: «Саблю вынимает, и ему на всем скаку голову срубает…» Казалось, вот и сказочке конец.

Хэппи-энда не случилось. Главный вопрос, над которым сегодня ломают голову участники рынка нефтепродуктов: «Решение суда — подстраховка от претензий по былым «подвигам» или начало нового этапа работы «Ливелы»?» Большинство мнений сводится к тому, что судебное решение такого уровня в нашей стране является серьезной инвестицией. А деньги, как известно, нужно возвращать. Иными словами, рынок спорит уже лишь о дате возобновления безналоговых поставок. По имеющимся данным, «льготники» уже провели переговоры с владельцами нефтеперерабатывающих заводов, предлагая «оптимизировать» НДС на импортную нефть. Между тем услуга по «очистке» от акцизного сбора, говорят, в прейскуранте пока не значится.

Владельцы НПЗ, к слову, в данной ситуации являются главной пострадавшей стороной. Как ранее сообщало «Зеркало недели», в октябре 2010 года под напором безналогового импорта и контрабанды через южные порты был вынужден остановиться Одесский НПЗ «Лукойла». Переработка нефти на Лисичанском НПЗ компанией ТНК-ВР была снижена до минимума (и резко увеличена после ноябрьской остановки «Ливелы»). Выход из ситуации обозначил третий ключевой представитель украинской нефтепереработки — «Укртатнафта», контролируемая группой «Приват»: поставки импортной нефти на предприятие пошли через «Ливелу». В ноябре была отработана и схема по «обезакциживанию» бензина путем псевдоэкспорта: «кременчугский» бензин отправлялся на экспорт в морском порту, но, не покидая акватории порта, возвращался в режиме «импорт». Разумеется, через «Ливелу».

Появление судебного решения и новых ожиданий безналогового ввоза нефтепродуктов в Украину, вероятно, имеет серьезные предпосылки. Если проще — сулит большие деньги.

Во-первых, с 1 января 2011 года в Украине на 40% повышен акцизный сбор — со 132 до 182 евро/т
для бензинов и в среднем с 65 до 90 евро/т для ДТ. Поскольку льготник получил право не платить акциз, его увеличение будет лишь приятным бонусом в размере 50 евро/т (плюс дополнительный бонус в 10 евро/т в виде НДС на акциз). С немного меньшим, но все равно завидным результатом проходят операции с дизтопливом. Но и на этом «подарки» не заканчиваются: с 1 января впервые будет облагаться акцизом сжиженный газ. Это еще 40 евро/т.

Во-вторых, продолжаются дебаты о введении пошлины на импорт нефтепродуктов. Размеры возможной пошлины будоражат воображение: 130 евро/т для бензина, 80 евро/т — ДТ и 40 евро/т — пропан-бутана. Если эта норма будет принята, пошлина автоматически станет «добычей» льготника, ведь он получил гарантии сохранения режима налогообложения образца 1992 года. Тогда, как известно, в независимой Украине не было ни НДС, ни акциза, не говоря уж о пошлинах. Размер возможной оптимизации (а это три перечисленных налога) может составить 620 долл. на тонне бензина и 400 долл. — на тонне дизтоплива.

Намного меньшая премия в прошлом году загнала в оптимизационную дыру почти весь топливный импорт, а резко возросшие ставки при описанном раскладе вообще не оставят ему шансов попасть в Украину иным путем. Год такой «работы», и на «сэкономленные» средства можно будет купить все, что на этом рынке вообще есть, — и заводы, и заправки. Тем более что стоить они будут недорого.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно