Если с визой в Великобританию не успеваете, но очень хочется пройтись по набережной Лондона и даже прокатиться на катере или яхте (кто на чем горазд) с видом на колесо обозрения, величественный парламент и другие небезынтересные архитектурные формы, поезжайте в столицу Азербайджана Баку - не прогадаете. Вид с бакинской набережной, называемой бульваром, очень похож. Да и цены те же.
Открывать мероприятие должен был президент Азербайджана Ильхам Алиев. Однако в последний момент он отбывает с визитом во Францию - там есть дела поважнее для Азербайджана. Вместо него журналистов и экспертов приветствует другой Алиев, по имени Натиг - министр промышленности и энергетики Азербайджана. Он хорошо говорит на английском и, очевидно, комфортно чувствует себя на трибуне. «Вы были в Баку в начале 90-х? Азербайджан был погружен в хаос!» - говорит журналистам Натиг Алиев, подчеркивая роль Гейдара Алиева, который, собственно, весь этот хаос и превратил в контракты, деньги и процветание.
Шахмар Мовсумов пояснил нам свое негодование:
- Если вы (Украина или ее компании. - Авт.) хотите покупать нефтяные вышки или другое аналогичное оборудование, так покупайте их у производителя - у Keppel (Сингапур). Зачем для этого столько сложностей и посредников?!
Чтобы не иметь никаких проблем в этом смысле, Азербайджан уже договорился о создании судоверфи необходимого класса и масштаба по технологии Keppel. Это значительно проще, нежели подвергаться в том числе журналистским расследованиям на эту тему. К тому же Каспийский регион относительно закрыт для транспортировки из других регионов и континентов даже таких необходимых нефтегазовых объектов в мегамасштабах.
Однако повисшим в воздухе остается один очень важный и принципиальный вопрос. Действительно ли в высших органах власти Азербайджана нет коррупции, или просто нет людей, готовых об этом открыто и честно сказать? Там, где много нефти и денег, необходимо много профессиональных и смелых журналистов. Только путь прозрачности и открытости подтвердит, что Азербайджан действительно хочет быть полноценным игроком на международной арене.
«Газ из месторождения Шах-Дениз пойдет в трубу»
«В ближайшее время по проекту AGRI завершится разработка технико-экономического обоснования. На первом этапе предполагается экспорт по AGRI до
2 млрд. кубометров газа, на втором и третьем этапах - 5-8 млрд. кубометров», - заявил заместитель министра промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Аббасов 28 сентября на международной конференции «Налаживание мостов».
«К проекту AGRI также проявляют интерес Украина и Болгария», - сказал замминистра. Он отметил, что ряд стран выступают с предложениями строительства терминалов для приемки этого газа.
Проект AGRI предусматривает транспортировку каспийского газа из Азербайджана в Грузию и по Черному морю в Румынию и Венгрию, а затем, возможно, на другие потенциальные рынки Европы.
Участниками проекта являются азербайджанская SOСAR, Грузинская нефтегазовая корпорация, венгерская MVM и румынская Romgaz.
Предполагается, что природный газ будет транспортироваться на черноморское побережье Грузии, там будет сжижаться и танкерами доставляться в румынский порт Констанца (хотя это мог быть и украинский порт). После регазификации газ пойдет из Румынии в Венгрию и далее.
Эксперты считают, что транзит сжиженного каспийского газа по морю обойдется гораздо дешевле, чем строительство газопровода Nabucco...
TANAP - самый актуальный проект
Для Азербайджана и Турции сейчас на повестке дня прежде всего реализация проекта строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) и обеспечение доставки газа из Азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Турцию и Европу.
Азербайджанская сторона уже провела переговоры с BP об увеличении пропускной способности трубопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум до 35 млрд. кубометров газа в год. Также Азербайджан готов быть транзитной страной и «позитивно относится к проекту транспортировки туркменского газа через свою территорию в Европу». Официальный Баку также готов создать для этого все необходимые условия.
26 июня Азербайджан и Турция подписали межправительственное соглашение о реализации проекта Трансанатолийского газопровода. В декабре прошлого года эти страны подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума для строительства газопровода и поставки газа из
месторождения Шах-Дениз в Европу через территорию Турции. В настоящее время доля турецкой BOTAS в TANAP составляет 20%, а доля SOCAR - 80%.
Изначально пропускная способность газопровода должна составить 16 млрд. кубометров в год. До 6 млрд. кубометров будут поставляться в Турцию, остальное - в Европу.
Окончательный вариант маршрута газопровода TANAP в Европу консорциумом участников на сегодняшний день не определен.
Пока что активность азербайджанской госнефтекомпании наблюдается в основном на рынке нефтепродуктов - в Украине SOCAR продает топливо через сеть фирменных АЗС. Компания начала работу в Украине в 2008 году с сети, включавшей около 20 автозаправочных комплексов. А летом 2012 года резко нарастила свое присутствие за счет нефтебазы в Харьковской области и еще 26 заправок, которые выкупила у группы «Калина». Сеть АЗС SOCAR в ближайшие годы может перевалить за сотню.
Азербайджан также делает небольшие транзитные поставки по украинской территории и продает сырую нефть «Нафтохіміку Прикарпаття» и НПК «Галичина».
Но Украина могла бы извлекать большую пользу из сотрудничества с богатой нефтью Республикой Азербайджан. На конференции «Нефть, газ и медиа» в Баку министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев затронул именно эту тему.
«Мы хотим выстроить надежную систему транспортировки нефти через Украину в Польшу, в Гданьск. И оттуда в Германию и страны Балтии».
Речь идет об использовании нефтепровода Одесса-Броды для создания нефтемаршрута в польские Плоцк и Гданьск, который получил условное название «Сарматия». Польско-украинское СП с таким названием было создано в 2004 году. К 2007-му в него вошли SOCAR (Азербайджан), Oil and Gas Corporation (Грузия), Klaipedos Nafta (Литва), PERN Przyjazn (Польша) и украинское ОАО «Укртранснафта».
Техническая документация достройки участка нефтепровода от Брод до Плоцка была готова в 2009 году, еще при президенте Викторе Ющенко. Но по разным причинам ни украинская, ни польская стороны не приступили к строительству участков трубопровода на своих территориях. Например, в 2012 году Варшава назвала такой причиной большие расходы на проведение чемпионата Европы по футболу.
«Польша должна построить свою часть нефтепровода для соединения с общей системой, Украине надо немного достроить нефтепровод Одесса-Броды до польской границы. Наша задача - доставить сырую нефть, загрузить трубу. И мы это сделаем, как только будет готов нефтепровод», - подтвердил министр Алиев.
Но Польша и Украина не горят желанием тратиться на достройку трубопровода. Весной 2012 года официальная Варшава заявляла, что проект должен быть самоокупаемым, а деньги на постройку могли бы дать заинтересованные в азербайджанской нефти владельцы нефтеперерабатывающих заводов.
О проекте «Сарматия» и других на конференции «Нефть, газ и медиа» говорил и вице-президент SOCAR Виталий Беглярбеков.
«Развитие нефтепровода Одесса-Броды, соединение его с польским трубопроводом должно быть интересно Украине. Нам важно иметь как можно больше возможных вариантов продвижения нашей нефти на рынке к потенциальным потребителям. Если трубопроводное соединение с Польшей будет осуществлено, то Азербайджан сможет поставлять нефть не только в Чехию с использованием элементов так называемой южной «Дружбы» или в Беларусь, но и на польский рынок и дальше. Сказать при этом, что мы зависим от этого маршрута, я не могу. Потому что уже поставляем нефть в 37 стран, с успехом доставляем ее танкерами на все континенты».
Разрубить узел трубопроводных противоречий могут деньги Евросоюза. По словам вице-президента SOCAR, СП «Сарматия» может использовать потенциально доступный грант Евросоюза в 120 млн. евро для строительства своей системы на территории Польши. На территории Украины достроить нужно немногим более 100 км. Если деньги Евросоюза будут получены, если SOCAR будет в проекте как минимум в качестве продавца нефти, то проблем с инвестициями в украинскую часть трубопровода с азербайджанской стороны не будет.
Правда, Баку не возьмет на себя строительство украинской части трубы, но часть денег может одолжить.
«Я не могу сообщить, что проект «Сарматия» не двигается. SOCAR вместе с другими украинскими предприятиями инвестирует в этот проект, поддерживает его, нанимает лучших подрядчиков… Но проект не идет. Нет поддержки на правительственном уровне. Нам говорят: дайте гарантии загрузки трубы. Купите нефть! Подпишите контракт о долгосрочных поставках нефти - это будет вам лучшей гарантией. Нефти у нас не неограниченное количество, более 50 млн. тонн никогда не было. Но то, что есть, мы все продаем», - заявил представитель SOCAR.
Еще одним аспектом сотрудничества Азербайджана с Украиной могла бы стать покупка компанией SOCAR нефтеперерабатывающего завода. Как вы знаете, все шесть НПЗ, то есть их владельцы, готовы обсуждать этот вопрос.
«Постоянно в поле зрения SOCAR находится работа по украинским НПЗ. Здесь интерес обоюдный, он был обозначен со стороны частных предпринимателей из Украины и вашего правительства. Мы тоже в этом заинтересованы. Но конкретных достижений в этой отрасли назвать не могу», - пояснил В.Беглярбеков.
Уже после конференции в Баку украинское правительство заявило о введении пошлин на импорт нефтепродуктов в Украину с декабря 2012 года. Возможно, это положит конец пустым разговорам о покупке азербайджанцами НПЗ в Украине.
Когда этот материал был сверстан, пресс-служба «Черноморнефтегаза» (словно подгадала) ритуально сообщила: самоподъемная плавучая буровая установка «Незалежність» в текущем году начнет буровые работы на Одесском месторождении газа. Для этого в Турции ее распилили на три части (это уже немалые деньги), а после еще предстоят затраты на монтаж всего этого уже оплаченного добра.
Вы хотите такой «незалежності»?! Тогда не удивляйтесь счетам за коммунальные услуги, электроэнергию, бензин или другое топливо.
Поездка организована при поддержке совместной программы Совета Европы и Европейского Союза «Содействие европейским стандартам в
украинской медиасреде»
АННА БАБИНЕЦ, ЖУРНАЛИСТ "СЛІДСТВО.ІНФО",
АЛЛА ЕРЕМЕНКО, РЕДАКТОР ОТДЕЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ZN.UA
АРТЕМ ШЕВЧЕНКО, ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММЫ "ЗНАК ОКЛИКУ" TBi.UA,
АНДРЕЙ ЯНИЦКИЙ, РЕДАКТОР ОТДЕЛА ЭКОНОМИКИ LB.UA