110 миллионов вожделенных гривен, выделенных правительством Н.Азарова на алчные потребности украинского кино, в последнее время (в очередной раз) «возбудили» общественность. Только и разговоров! Как спасти? Как возродить? Как снять? Как послать (на «Оскар»)...
В этом плане самая метафорическая сцена киноосени образца 2011-го была представлена в УНИАН. Картина маслом называлась так: «Режиссер Олег Фиалко разрывает (как Самсон пасть льва) «чрево» конверта, в котором прописаны «делегаты» на «Оскар» от Украины»
…Сам Олег Борисович, с нотками профессионального шантажиста а-ля герцогиня Мальборо (из телефильма «Стакан воды») и с умелыми манерами человека, который знает гораздо больше, чем мы, этот же конверт сначала приподнимает, встряхивает, а затем разрывает…
Боже, какая тайна, ну кто же там - не томите…
Смешно и глупо в этой сцене - все! И недавние «сборы» наших оскаровских посланцев. Ни один из которых - по всем форматным признакам - заведомо не проходит в американский калашный ряд. И «муки творчества»… С которыми местный, так называемый оскаровский комитет долго и нудно шел к историческому решению… («Некого послать!») И наши самовыдвиженцы... Фильмы которых видели, в основном, их родственники.
Напомню, на рассмотрение было подано несколько лент, в производстве которых участвовала и родина.
Все это, очевидно, выдающиеся произведения?
«Любовь и точка» режиссера В.Ямбурского. Альманах короткометражных фильмов «Мудаки. Арабески». Режиссерский дебют телесценариста К.Коновалова «Аня, Волга, рок-н-ролл». А также драма А. Миндадзе «В субботу»: российский режиссер снял кино в украинском Чернобыле (в копродукции и с нашей стороной).
Интересно, чем тешили себя эти люди, прежде чем себя же куда-то «двигать»?
И о чем думали другие люди, которые публично решили позаседать (как герои Маяковского) и хоть кого-нибудь куда-нибудь выбрать... Если даже дураку пню понятно - здесь исключительно провинциальные «игры» как бы в американского дядюшку. Поскольку ни претендентов (серьезных) нет, ни предпосылок к подобным собраниям тоже нет. Собственно говоря, нет - пока - ничего. А на нет - и суда нет.
Есть, правда, в этом деле некий неистребимый провинциальный пафос… И оный выражен в том-таки массовом желании - представительствовать, заседать, пыжиться, тужиться, якобы «решать судьбы».
И, конечно, есть здесь уже несмываемая тусовочная пена, которой у нас поголовно покрыто тело околевшего кинематографа.
Хорошо, опровергните, если не так… Разве не «пена» - десятки разномастных, часто бессмысленных и регулярно международных(!) - кинофестивалей в стране, которая… Которая кино не производит двадцать лет. (А производит - массово - низкопробное «мыло» по российскому госзаказу). А вот, кажется, уже и не останется скоро мирного населенного пункта на карте Украины, где не будет своего фирменного международного кинофестиваля! В Трускавце таковой есть? Конечно. В Бердянске есть? А как же (даже меня этим летом туда зазывали, да впоследствии что-то у них не склеилось). В Харькове добкинская «Сирень» процветает? Естественно. (Даже Мишель Марсье туда приезжала: это моя любимая в детстве артистка, сыгравшая Анжелику - маркизу ангелов в фильмах 50-х).
А в западном Львове что? Само собой - «КиноЛев». А в южном Севастополе? Был украино-российский кинофестиваль, а потом его заменили фестивалем духовых оркестров (но, очевидно, В.Яцуба скоро восстановит справедливость).
А Одесса-мама? Ну это же просто святое… В правительственной казне на семейный праздник всегда средства найдутся.
Точно не уверен, есть ли международные кинофестивали в Жмеринке, в Житомире, в Конотопе, в Бердичеве (если нет, то давно пора). Но чем ближе к столице - тем и «пены» поболе...
Скажем, проходит (в сентябре) уже третий Киевский - внимание, международный - кинофестиваль. И проходит почти что на проезжей части города. В прямом смысле - под открытым небом (возле Софии Киевской). И по-прежнему все это - неведомо с какой целью. Ведь нет технических возможностей качественно «прокрутить» кино. (Представьте: на два с половиной часа «срывается» запланированная премьера картины М.Ильенко, и половина зрителей, как говорится, тут же «сваливает».) И нет достаточных средств, чтобы предусмотреть для просмотров комфортные залы, а для программы фестиваля - предъявить свои же киноуспехи. Что такое фестиваль? Зри в словарь… «Демонстрация достижений в разных видах искусств». Вот я и не представляю, какие такие «достижения» в области кино мы можем ежегодно демонстрировать (причем, одновременно) - в Трускавце, в Бердянске, в Одессе, во Львове, в Киеве etc… Существуют спорадические - отдельные кинорефлексии (в виде авторского кино). Для которых, очевидно, не нужны высоко бюджетные, обязательно международные, фестивали. С целью экономии средств подошли бы для этого кино попросту специальные премьерные показы
Но здесь как раз и начинается интересное.
И именно в этом месте моего сумбурного сюжета сокрыт поверхностный ответ на вопрос: почему в наших осинах так любят кино, в виде международных фестивалей?
…А потому, что международный (обставленный разными бумажными релизами) - это один бюджет… Естественно, большой, раздутый. Предусмотренный не только для «разливаний» (тусовщикам), но, ясное дело, и «отмываний» (кое-чего). Обыкновенный премьерный показ, пусть даже с пафосной тусовкой, это, как говорится у Старицкого, «что-то одно». Всего лишь «шерсти клок» с захудалой овцы, которая частенько символизирует кинопроцесс. Поэтому дело не в приоритетах, а исключительно в бюджетах.
Вот, скажем, живет себе в цивилизованной Дании странный человек по имени Ларс фон Триер. Страшно боится закрытых пространств. Явно ненавидит род людской. Но очевидно, что любит кино - как воздух. Примерно раз в два года он выдает свой новый фильм. И это непременно шедевр («Доггвиль», «Антихрист» или «Меланхолия»). И при этом - даже ради одного такого Ларса - Союзу датских кинематографистов (если там есть таковой) или шустрым тамошним дельцам вовсе не обязательно организовывать десятки разнообразных международных кинофестивалей во всех городах Дании (Копенгаген, Орхус, Оденсе, Ольборг, все остальные). Поедет Ларс на один фестиваль, естественно, Каннский - и все… И хватит… И уже никому не надо доказывать - «существует ли датское кино?».
А то… Если в нем существует хотя бы один общепризнанный гений!
Была, правда, в допотопные советские времена и другая эффектная практика донесения до народа «важных» достижений тогдашнего киноискусства. Практика «всесоюзных премьер». Выходит, к примеру, нужная картина Е.Матвеева «Победа». И почти во всех залах СССР ее «доносят» до народа (заметно экономя госбюджет на фестивале).
Или выходит «Европейская история» И.Гостева - про то, какой плохой Запад и какой хороший «совок». И снова такое кино на все экраны: при этом минимум усилий…
Архаичный агитпроповский метод? Зато эффективный.
Допустим, получилась у М.Ильенко героическая картина про украинца, который стал индейцем («ТойЩоПройшовКрізьВогонь»)… Так может, ради одной-то ленты и не надо в дальнейшем организовывать десяток «международных» киносмотров в разных городах? А «по отмашке сверху» показать этот фильм (если он того стоит) в максимальном количестве залов.
Министр культуры М.Кулиняк, между тем, тоже не попал на фестивальный просмотр этого фильма «под открытым небом». Но пообещал: будет активно содействовать - уже в будущем году - выдвижению этой ленты… на «Оскар»... (будь он неладен). Мол, есть одна картина (в год) - так ее и выдвинем. (Или задвинем, если не «то»…)
И правда - что толку «конкурентов» искать в местном мире кино? Будь моя воля, давно бы на этого «Оскара» выдвинул единственного «персонажа». Прямо-таки кормильца нашего киносоциума. Сколько там - кажется, уже лет семь - длиннющий сериал «Возвращение Мухтара» поддерживает штаны нашим кинодеятелям?
В лихую годину гниения-гибели художественного кинематографа эта верная сериальная псина прискакала на задних лапах на помощь многим... И «задействовала» во всех закоулках Киева всех прежде бездействовавших - артистов, гримеров, операторов…
«Ко мне, Мухтар!» Вот он лозунг «нулевых» в мире кино. То есть, собачья жизнь вкупе с «золотой костью» многочисленных фестивальных бюджетных амбиций…
Так что немедленно «Оскара» - Мухтару! Лично готов разорвать в нужный момент тот самый «конверт».