Как украинец индейское племя возглавил

Поделиться
Режиссер Михаил Ильенко о своем новом фильме и «оскаровских» перспективах.

«ТотКтоПрошелСквозьОгонь» (это индейское имя) - долгожданная работа Михаила Ильенко, известного режиссера («Фучжоу»), кинопедагога, руководителя кинофестиваля «Открытая ночь». Над своим фильмом Михаил Герасимович работал четыре года. Как признался режиссер в интервью ZN.UA, уже в ноябре лента появится в тех украинских кинотеатрах, которые технически способны демонстрировать картины с Dolby-звуком.

Сразу отмечу, что на недавнем Киевском кинофестивале фильм Ильенко получил Гран-при (по итогам зрительского голосования). Сам режиссер считает, что, «выбрав украинскую картину, наш зритель утолит и свой неизмеримый голод на родное кино, на украинского героя…»

В основе ленты - сюжет, написанный самой жизнью. О герое - отдельная история. Его прототип, украинец Иван Даценко родился на Пол­тавщине в 1918 году. А в 1937-м, в разгар сталинских репрессий, оказался в сталинградско-катовицком авиа­ционном полку дальней авиации. Во время Великой Отечественной войны Иван осуществил около 300 боевых вылетов. Стал героем Советского Союза. А в 1944-м его самолет был сбит. Сам Иван попал в плен… Со временем ему удалось бежать, однако советская власть «догнала». Наз­начила «предателем». Даценко оказался в Сибири. Потом снова побег… А уже через много лет выяснилось, что судьба забросила этого человека далеко, на берега озера Онтарио, аж в индейское племя, где он стал вож­дем. Известно, что Даценко был женат, у него было четверо сыновей… Экранное воплощение такой необыкновенной судьбы Михаил Ильенко предложил молодому актеру Дмит­рию Линартовичу (роль энкавэдиста в фильме сыграл один из лучших ук­раинских актеров Виталий Линец­кий). Съемки происходили преимущественно в Украине. Хотя некоторые эпизоды были сняты на границе Аргентины и Чили. Именно туда Михаил Герасимович вместе с командой яхты «Купава» добирался из Украины. А на премьере фильма в Киеве побывали даже родственники Ивана Даценко с Полтавщины…

* * *

- Михаил Герасимович, какое, кстати, впечатление произвела романтическая баллада (именно так вы определили жанр ленты) на приглашенных на первый прос­мотр Ольгу Рубан и Григория Титаренко - родственников Ива­на Даценко, чью историю жизни вы воплотили на экране?

- К сожалению, Ольга Васильев­на картины не увидела: задержка с началом показа фильма и расписание движения автобусов в Полтаву не оставили ей выбора. Я попросил прощения за неувязки, и мы с ней договорились встретиться на премьере в ноябре.

Григорий Владимирович исследует историю семьи. Прошлым летом он показал мне дом Ивана Да­ценко (село Чернечий Яр), рассказал много интересного о своих родных, угостил вкусным полтавским медом... Как журналист Григорий Титаренко не отрицает существования двух векторов в одном фильме (потому что осознает четкую грань между выдумкой и фактом) и делится своими версиями развития событий.

- Когда и где планируете показывать фильм?

- В ноябре, в кинотеатрах, которые технически способны показывать фильмы с Dolby-зву­­ком. Меня беспокоит легкость, с которой некоторые люди констатируют: дескать, это первый за годы независимости украинский фильм, который выходит в прокат. В течение «новейших времен», чего греха таить, наше кинопроизводство рассыпалось полностью. Сейчас его собирают воедино. Я же имею основания заверять (в конце концов, это очевидно): в Украине восстановлен полный замкнутый цикл кинопроизводства. Счастлив, что моя лента первой проходит этот путь.

- В прошлом году, попав в очередную «паузу» (задержки финансирования, вероятно, непременный атрибут упомянутого цикла), вы объяснили, что снимаете фильм о том, как стать… президентом.

- В некоторой степени такую ситуацию в картине мы и смоделировали; главный герой, став вождем, условно стал президентом…

- Какие впечатления подарило вам кругосветное путешествие на яхте «Купава» и наложило ли оно отпечаток на завершающие киноработы?

- Во-первых, я не «подписывался» на кругосветное путешествие: друзей, пригласивших в команду «Ку­павы», предупредил: «В мае, что бы ни случилось, должен вернуться в Украину, поскольку обязан доснимать эпизоды, рассчитанные на летнюю натуру». Так и получилось: мое путешествие, которое началось в декабре 2009-го, закончилось в мае 2010 года. Вернувшись на украинскую территорию, я снял запланированное. Ребята же завершают «круг», сейчас они - в Красном море; высвободившиеся весной места (мое и товарища) заняли другие желающие путешествовать.

Находясь в океане, человек контактирует с непостижимой силой. Океан - самый большой храм, в котором я до сих пор побывал.

- Какую молитву в его «стенах» читали чаще всего?

- Вы будете смеяться: в путешествие я прихватил коллекцию фестивальных фильмов «Открытой ночи» (в целом около 70 лент).

В течение долгих месяцев команда охотно смотрела их (когда родина осталась далеко позади, они еще и неплохо поддерживали нас), и, в конце концов, «основала» факультатив «Способы уничтожения национального кино Украины».

Припоминаю, как в ходе дискуссий (иногда жарких) дру­зья не могли понять, почему, имея такой потенциал, ук­раинское кино сейчас находится в уд­ручающе жалком положении. «Молитва» возымела действие: одного в Ар­гентину они меня не отпустили. Правда, там удалось снять не эпизод, а один-единственный кадр, однако чрезвычайно ценный и важный: он - в начале фильма. Я понимаю, что своими силами не воплотил бы в жизнь свой замысел: рад, что этот кадр картины сняла фактически команда «Купавы».

- Запланировали в Аляске, а сняли в Аргентине?

- Да, пейзаж, который я запланировал для этого эпизода, в Украине нечего и искать: пустыня с почти ледяным воздухом... Идеальной локацией я считал Аляску.

Впрочем, переговоры с канадскими коллегами по поводу съемок в Аляске успехом не увенчались. Сов­местное производство обычно базируется на одинаковых вкладах парт­неров; мы же со своими средствами вынуждены были экономить на всем и придумывать вещи подешевле, чем запланированные. Так что пришлось довольствоваться Аргентиной и ее Кордильерами.

- Сколько государственных и частных средств потратили?

- Вложились в 16 млн. грн. (из них около половины - государственные; частично государство все же финансирует производство фильмов). Думаю, на Западе таких лент никто не снимает.

- Как думаете, нужен ли миру украинский блокбастер?

- На мой взгляд, в ряде украинских фильмов сегодня должен быть хотя бы один фильм такого уровня, тогда как большинство «спектра» должны представлять недорогие ленты. Если бы меня спросили, что нам нужно сегодня, ответил бы: как можно больше «запусков»; тогда сама жизнь подскажет, из каких режиссеров, сценаристов нужно формировать, так сказать, боевую группу. Мы должны нарастить «конвейер» (в лучшем смысле этого слова): сейчас его вообще нет. И на его фоне запускать по одному-два «сложных» фильма в год. К сожалению, сейчас нет и законов, которые бы подтолк­нули телеканалы к показу короткометражных фильмов (скажем, работ участников «Открытой ночи»).

- Украинский оскаровский комитет рассматривал фильм «ТотКтоПрошелСквозьОгонь»?

- Нет. О «походе» ленты за «Оскаром» начали говорить после показа на Киевском кинофестивале. Путь к «Оскару» начинает зритель. Ведь оскаровский комитет рассмат­ривает только те картины, которые побывали в прокате. Рассматривать нашу ленту в этом ракурсе преждевременно: сначала нужно получить признание украинского зрителя, а потом думать о «походе». Разговоры по поводу «Оскара» затенили главное - с самого начала, с первого дня работы группа прилагала и прилагает все усилия, чтобы найти окно к нашему, украинскому, зрителю…

Требования американских академиков к фильмам-претендентам я не изучал. Прежде всего мечтаю, чтобы картина имела прокат в украинских ки­нотеатрах и была признана в Украине.

- Несмотря на это, доверяете ли вкусу американских киноакадемиков?

- Да. Они выдвигают интересные критерии относительно оценки фильмов. В конце концов, их мерила мне понятны. Если одни фестивали «специализируются» на арт-хаусном кино, другие - на иных оттенках кинематографа, то оскаровский комитет рассматривает картины, которые уже получили поддержку зрителя. А это дорогого стоит.

В бытовом общении иногда слышишь о том или ином фильме: «Не понравился. Плохой». Есть какая-то большая правда в зрительской любви... Вот существует она (любовь), и довольно! Кстати, эта госпожа поддерживает кинематограф и финансово, а не только морально! Без зрительской любви невозможно представить возвращение денег, потраченных на создание фильмов и воспроизведение кинематографа (в том числе - на съемки сложных арт-хаусных лент, которые зачастую нуждаются в больших финансовых вложениях).

«Оскар» же, никуда не деться, остается немаловажным мотивом для мирового кинематографа.

- В одном из недавних интервью глава Национального союза кинематографистов Украины Сер­гей Трымбач, отвечая на вопрос, кого из украинских художников он «назначил бы» режиссером, а кого взял бы в «копродюсеры», если бы вдруг какой-либо продю­сер (чтобы прославить Украину в мире) предоставил ему серьезные средства, сказал: «Боюсь, что никого. Режиссера начал бы искать за рубежом… Это не означает, что я плохо отношусь к нашим режиссерам. К некоторым - с незаурядным уважением, ценю их творчество, однако понимаю, что они не сделают фильм, который окупит себя»…

- Абсолютно не согласен с таким подходом: указанная стартовая позиция делает невозможным движение вперед. В течение 15 лет, собирая коллекцию фестиваля «От­крытая ночь», небезосновательно заявляю: режиссерский потенциал в Украине неисчерпаем. Другое дело, что его носители не имеют возможности реализовывать себя в работе, приобретать опыт. А как при таких обстоятельствах мир увидит украинский блокбастер?

- Ваш брат Юрий Ильенко однажды отметил, что украинское информационное пространство оккупировано иностранным продуктом…

- Абсолютная правда. Не берусь делать прогноз, как будут развиваться события во время этой оккупации, поскольку кино - большая неожиданность (один дешевый фильм может перевернуть иерархию зрительских вкусов с ног на голову). Те, кто с помощью иностранных имен закрепили свои позиции на украинском рынке, боятся впускать на него «наших». Увидев какую-то дебютную (копеечную, но интересную) ленту, зритель может прийти в негодование: «Стоп! Почему меня пичкают только иностранными харчами?» Когда появятся очереди на украинский фильм, рынок должен будет реагировать на этот, первый, неспокойный для него сигнал.

- …опасаясь убытков?

- Перестройка может быть и прибыльной.

- Национальный кинопроизводитель устранился от попыток занять свою нишу?

- Пока я не замечаю его активности. Ссылка чиновников на законы, которые на самом деле не работают, это только декларации. Реалии же - на афишах кинотеатров и в прог­раммах телевидения.

- Марина Врода совещалась с вами, готовясь везти свою короткометражку в Канны?

- Марина закончила вуз несколько лет назад; мы поддерживаем хорошие отношения. И ситуация, когда самодостаточная личность просит «благословения» у преподавателя, наверное, выглядела бы картинно. Я позд­равил Марину после ее приезда из Канн. Если что-либо из моих «лекций» осело в мировоззрении Марины, рад, потому что и сам кое-чему научился у своих студентов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме