Сегодня состоится уже двенадцатый по счету «дубль» киновидеофеста «Відкрита ніч», который традиционно курирует известный украинский режиссер Михаил Ильенко. «ЗН» г-н Ильенко сообщил, что в этом году на фест подано около 90 заявок, а деньги на этот форум «запланированы».
Что бы там ни было, а «Відкрита ніч» развивается. В этом году, помимо уже традиционной, третий год подряд, прямой трансляции по УТ-1 (с продуваемой всеми ветрами горы Уздыхальницы с интерактивным голосованием телезрителей за фильмы) фестиваль заметно расширит «внетелевизионное» присутствие — почитай, на всю Украину.
Одновременно с началом программы на Андреевском спуске пройдет показ фестивальных работ в столичном кинотеатре «Киев».
«Это — не по приглашениям, просто желающих посмотреть фестиваль «наживо» очень много. Те, кому удалось попасть на Андреевский, впервые смогут заранее обратиться в кассы», — объясняет мне арт-директор «Відкритої ночі».
По словам Ильенко, программа в кинотеатре будет шире, чем на опен-эйр фестивальном показе, — более 50 картин (против 30 плюс до 10 анимационного, совместного со студией «Червоний собака», «кампуса талантов» на Уздыхальнице).
«На экране все будет идти с дисков, не будет рекламных пауз, как принято на ТВ, и не будет комментариев ведущих. За счет этого мы добавим ретроспективные фильмы». Желающие могут окунуться в атмосферу Уздыхальницы, в фойе кинотеатра будут работать мониторы с трансляцией феста по УТ-1 и комментариями ведущих. Кстати, вести программу в этом году вновь согласились братья Капрановы.
Самым нестандартным ходом феста станет его расширение в сторону… украинского села. Прямая трансляция запланирована… в клубе села Петривцы Киевской области, а также на местном фестивале в Ржищеве. «В Петривцы (это недалеко от Киева — в сторону Дымера) нас пригласили, чтобы мы тоже воспроизвели программу в более полном объеме. Петривцы — вообще интересное село. Там современный клуб, и местные жители интересуются актуальным искусством», — говорит г-н Ильенко.
Предполагаются и другие контакты. В частности, в Тернополе намерены смотреть программу в прямом эфире в клубном режиме.
Отвечая на вопрос, как случилось, что еще год назад «Ніч» едва не закрыли из-за безденежья и «квартирного» вопроса (фест несколько лет кряду пытались выжить с Андреевского спуска под предлогом, что он якобы мешает спать жильцам), а сейчас «ВН» вдруг взяла и стала проходить по всей Украине, режиссер говорит: «Просто интерес к фестивалю заметно повышается. Как показала практика наших странствий (а только в прошлом году «ВН» была в Ивано-Франковске, Луцке), заинтересованность в молодом украинском кино в стране вообще очень большая. По ТВ и в кинотеатрах у нас показывают, в основном, зарубежное кино. Вот и получается, что интерес к национальному продукту, который, к тому же, в большом дефиците, — достаточно ощутим. Когда мы предлагаем посмотреть наше, украинское кино — откликаются и молодые, и пожилые люди, и обеспеченные, и живущие, «как все».
Произнося последнюю фразу, режиссер Ильенко на глазах расцветает.
***
В этом году на «ВН» было подано около 90 заявок. Впервые заявки на участие в конкурсе поступили от независимых продакшн-студий, два фильма предоставила студия УТ-1.
Расширяется и география участников. «Вдохновляет, что участвовать в 12-м «дубле» фестиваля будут не только студенты — в программе есть работы взрослых режиссеров. К примеру, со студии им.Довженко. Спрос порождает предложение», — говорит арт-директор.
Членами фестивального жюри-2008 станут супруги Александр и Татьяна Логуш («Коронация слова»), редактор «Телекритики» Наталья Лигачева, оператор Анатолий Химич, режиссер Влад Троицкий. Из иностранцев — небезызвестный Сергей Землянухин (представитель нескольких российских кинофестивалей, в том числе директор программ фестиваля «Киношок»). Также ждут приезда именитого польского кинокритика и члена оргкомитетов нескольких польских кинофестивалей Гжегожа Пиньковского.
— Михаил Герасимович, получается проблем с финансированием у фестиваля, в кои-то веки, нет?
— Деньги запланированы. Но у нас с финансированием фестивалей вообще перекос. В Украине по закону на акции с международным статусом 25 — 30% средств перечисляются заранее. Вот только «ВН» — не международная акция, и уже поэтому как бы второй сорт. Деньги нам перечислят только после того, как фестиваль состоится. В общем с финансами сложновато — но Минкульт и Главное управление культуры г.Киева нас действительно поддерживают. А главное, времена все-таки изменились. Нам пришлось обращаться к частным компаниям — скажем так, одолжить средства на фестиваль. Как видите, получилось.
Несмотря на платный показ в кинотеатре «Киеве», «Відкрита ніч» сохраняет статус некоммерческого мероприятия. Цена на билеты окупит только затраты кинотеатра, отчисления фестивальному оргкомитету и участникам не предусмотрены.
«Когда речь заходит об украинском кино, так сложилось, что принято удивляться: «Что, вы за это еще и денег хотите?», — сокрушается Ильенко. — А ведь кино — тяжелая работа, и она должна окупаться хотя бы для того, чтобы процесс самовоспроизведения не прекращался. Из-за неокупаемости наше кино по-прежнему — на грани выживания. Главное, что рынок захвачен, и мы туда проникнуть не можем. Только если есть добровольная помощь, как в случае с кинотеатром «Киев». Несмотря на проблемы с неокупаемостью, «ВН» по-прежнему принципиально принимает к просмотру только украиноязычное кино продолжительностью 10—15 минут. «У нас тактика какая? Снимайте хоть на мобильный телефон: хорошие стихи, как говорится, не зависят от качества бумаги. Но при этом «Вікрита ніч» — фестиваль отечественного кино. Отказываться от украиноязычности мы не собираемся, озвучивать кино родным языком — это не грех. В конце концов, иностранных фильмов у нас и так много».
— Так все-таки, правы ли те, кто говорит, что украинское кино сегодня — на подъеме?
— Слава Богу, что-то и в самом деле начало происходить! Мне кажется, больше всего нам по традиции не хватает каких-то много раз названных обязательных компонентов — вроде законодательной базы. В связи с этим не хватает денег. Есть и еще одна составляющая нормального кинопроцесса, которая требует внимания. Не так давно вышла коллекция наиболее заметных фильмов нашего кино-видеофестиваля под названием «Червоні сторінки українського кіно». Это — 75 фильмов на восьми дисках. Коллекция не для коммерческого использования, но в связи с большим интересом публики мы планируем выпускать дополнительный тираж. Примерно две трети из коллекционных фильмов после «ВН» получили призы и награды на международных кинофестивалях, включая Берлиннале. Коллекция разбежалась — глазом не успели моргнуть, у меня самого есть один-единственный экземпляр. Получается, есть в стране 75 действительно очень хороших режиссеров, операторов, чье мастерство признано коллегами? В контексте сказанного непонятно другое: почему в сферах, связанных в Украине с кинопроизводством, зачастую возникают некоторые непонятные, малокомпетентные люди и снимают «кинопродукт», что называется, «как умеют»? Кино — это же профессия! А неплохих профессионалов в Украине готовят соответствующие вузы. Может, владельцам отечественных теле- и кинокомпаний кто-то, наконец, объяснит, что пора обратить внимание на молодых, чьи способности в сфере кино отмечены и оценены профессионалами кино? Не знаю, удобно ли так выражаться, но сегодняшняя практика «внутреннего» лоббирования «своих знакомых» вместо создания конкурентной среды приводит к весьма плачевным результатам.