«Я — «самашедший», но не безумный!» Композитор Владимир Рунчак призывает раздать госнаграды всем желающим

Поделиться
В нашем художественном сообществе продолжаются дискуссии по поводу почетных званий.

В нашем художественном сообществе продолжаются дискуссии по поводу почетных званий (их частенько дают не по заслугам). Масла в огонь добавила и Шевченковская премия, вокруг которой не утихают страсти. И, очевидно, не все знают, что украинский композитор Владимир Рунчак несколько лет назад написал произведение для двух саксофонов - «Дайте Шевченківську премію всім, хто її хоче». А потом продолжил эту музыкально-публицистическую тему в новом произведении «Дайте дві Шевченківські премії всім, хто хоче одну!».

Сам композитор, по его словам, к наградам равнодушен. Сейчас он - главный приглашенный дирижер Государственного камерного оркестра Азербайджана им. Кара Караева, гастролирует по украинским и европейским городам, отстаивает место музыкального авангарда под украинским солнцем... Как раз на этой неделе в Малом зале Национальной музыкальной академии состоялся авторский концерт Владимира Рунчака.

- Пан Владимир, скажите, что могло бы стать залогом «перелома» - чтобы общество начало воспринимать серьезную музыку, а не жило в плену попсы?

- Нужно понимать, что серьезное - это всегда элитарное. И не надо стремиться, чтобы оно стало массовым! А попсовое всегда найдет своего зрителя, и себя окупит, прокормит.

Позиция государства в сфере культуры и заключается в том, чтобы поддерживать элитарное, серьезное... Если же поддерживать попсу, то это ошибочная государственная политика!

Мы с коллегами полтора года стажировались в Америке по программе «артистический менеджмент». Так вот, там нет министерства культуры! Там есть закон: если поддерживаешь культуру - твой бизнес меньше облагается налогами. И всем хорошо.

А у нас какой-то замкнутый круг. Раньше речь шла о том, чтобы создать организацию классических менеджеров и изменить законодательство. Но чтобы наш парламент принял такой закон? Да вы что?! Если я из одной фракции, а ты из другой, то это невозможно, ведь мы оппоненты.

- А кто из украинских отечественных дирижеров вам особенно импонирует?

- Бесспорно, Роман Кофман. Также Валерий Матюхин - человек, который всю жизнь занимается современной музыкой, исполняет много произведений украинских композиторов.

Часто большое не замечаешь, но с течением времени - когда речь идет о камерной музыке - можно увидеть, что 90% произведений написаны или для Матюхина, или для оркестра, которым он руководит.

Точно так же Владимир Сиренко - молодое поколение украинских дирижеров. Они не отказываются играть современную музыку как украинских, так и зарубежных композиторов. Такой репертуар исполняется наряду с классикой в обычных филармонических концертах. Много в этом плане работает Николай Дядюра. Но далеко не все...

У нас уже выросло целое поколение композиторов, которые не создали ни одной оперы! Например, у Валентина Сильвестрова нет ни одной оперы. И, пожалуй, уже не напишет.

- А у вас много произведений, которые никогда не исполнялись?

- К сожалению, есть. В прошлом году у меня прошел - хотя об этом вроде и нескромно говорить - фестиваль собственной музыки. Хоровые произведения исполнялись там практически впервые. «Невольничі пісні» по произведениям Леси Украинки пролежали лет тридцать. Какая при коммунизме могла быть молитва, когда государственной политикой был атеизм? Эта музыка благодаря энтузиастам начала звучать только сейчас. Многие из хоровых дирижеров говорят, что все это очень сложно исполнять. Если дирижер говорит, что произведение сложное, значит, это не его уровень исполнения. Поэтому нужен другой дирижер. Есть показатели, свидетельствующие о профессионализме. Даже если не говорить о таланте. Остается одно - или писать то, что они могут исполнить, или положить ноты в стол.

Хочу вспомнить камерный хор «Хрещатик», который под управлением нового дирижера Павла Струца исполнил много моей музыки и моих коллег. Не знаю, как они выживают, поскольку им уменьшили финансирование на 30%. Хор «Київ» также поет много украинской музыки, Национальная капелла «Думка».

- А каковы ваши литературные вкусы? Возможно, уже прочли роман Лины Костенко?

- Пока «Записок українського самашедшого» не читал... Но кагда-то я написал монооперу «Древлянська легенда» по произведению Лины Васильевны «Древлянський триптих». Также писал музыку на ее стихотворения, симфонию «Кредо». Именно тогда, когда писательница фактически была запрещена.

Помню, когда написал «Древлянську легенду» и принес показать «квази»-преподавателю, он мне сказал: никому ее не показывай, потому что мне должность доцента не дадут.

Да, есть такие люди, как Лина Костенко. А есть такие, кому главное «получить доцента». Но одним доцентом больше, одним меньше... У меня даже есть произведение «Homo ludens VIII» для трубы. Гомо люденс - человек, который играет...

- А если бы вам пришла в голову мысль написать музыкальное произведение «Записки українського самашедшого музиканта», что бы из этого получилось?

- Думаю, что такое произведение я пишу всей своей жизнью. Ну какой идиот в нашем государстве будет отказываться от премий, званий, наград? Я же отказался от всего - заранее! Чтобы никогда ничего даже не предлагали. Когда-то давно, только вступив в Союз композиторов, на одном из собраний спросил музыканта: «Если вы не получите «народного», то что, будете писать музыку хуже или лучше?»

Да, именно «самашедший»... Разве не самашедший пишет: «Дайте дві Шевченківські премії всім, хто хоче мати одну»? А разве не является продолжением этого «романа» то, что на государственном экзамене по композиции я получил двойку? Потом они переголосовывали трижды и поставили мне тройку. А на то время у меня было уже четыре симфонии. Когда я пришел к Роману Кофману и показал свои произведения, он сказал: «Уже даже за то, что ты столько времени отсидел за столом, это явно не два!

Очевидно, и в самом деле самашедший, но - не безумный! Знаю, от чего отказываюсь. Господь мне и так дал авансом эту жизнь, я же должен наполнить ее своим профессионализмом.

- У вас много духовных произведений. Вы верующий человек?

- Если скажу «да», это будет показухой. Если скажу «нет», это будет неправдой. Вопрос интимный. Был случай, когда Николай Гобдич организовал конкурс «Духовные псалмы». Многие из композиторов писали для этого конкурса. Я не написал ничего. Меня спросили: «А почему ты не подал свои произведения, у тебя ведь их много?» Говорю: «А откуда вы знаете, что я не подал, произведения ведь не под именами, а под символами...» Но все мы знаем почерк друг друга...

Как по мне, это аморально - объявлять конкурс на написание произведений по Святому Писанию... К этому человек может прийти, а может и не прийти... Если у Штрауса и Шопена нет ни одного «духовного произведения», это не означает, что они плохие композиторы...

И еще вопрос: кто будет оценивать «духовную музыку»? Бывшие коммунисты, которые сегодня руководят культурой? Или «духовные отцы»? Но ведь эта музыка никогда не зазвучит в храме, потому что она сложная. Тогда что исполняют в храмах? Преимущественно музыку дьяконов и священников, которые в музыкальном плане люди малограмотные. Но они грамотны в другом! Какой хор в храме может исполнить произведение современного композитора? Здесь я вижу проблему моей церкви.

Я и дальше буду писать духовную музыку, хотя знаю, что в храме она никогда не прозвучит. Я вообще не общаюсь с «украинской» или «российской» церковью, я общаюсь с Господом, мне не нужны «посредники». В протестантской церкви звучит авангард - и все в порядке.

- Вы весьма смелы и даже авангардны в своих суждениях... Есть ли у вас единомышленники среди музыкантов Украины?

- Единомышленниками можно назвать даже тех людей, с которыми мы, возможно, и не знакомы. Например, художник Александр Дубовик, один из первых художников-авангардистов нефигуративной живописи, который честно пишет свои картины. Я считаю, что мои единомышленники - тот же Кофман, Сиренко...

Таких людей на самом деле много. Настоящую культуру делают настоящие люди, а не те, которые занимают должности. Это «временщики». Убежден: скоро будут ценить тех, кто званий не имеет. Те, кто получает премии, - не самые бедные люди. Я же знаю, как нужно гнуться для того, чтобы тебе «дали»... Люди для этого отдают жизни. Когда-то был такой случай... Одна из лауреаток премии поведала: «Мне сказали сделать концерт из произведений, получивших Шевченковскую премию...» - «Классно...» - «Да нет, некоторые произведения нельзя исполнять...»

- Какие у вас отношения с известными украинскими композиторами Евгением Станковичем и Мирославом Скориком?

- Станкович - один из лучших украинских композиторов. За оперу «Цвіт папороті» композитору когда-то «шили» национализм, поэтому она не получила сценического воплощения в полном объеме, только фрагментарно. Чиновники Национальной оперы часто говорят «дайте нам гениальную оперу!» Определения «гениально» вообще не должно быть. Можно говорить только - удачная опера или нет. Тогда оперные произведения будут ставить люди, которые не заинтересованы в родственных и приятельских отношениях. Следовательно, Станкович - мой старший коллега. Господь таких людей посылает очень редко. Пусть живет еще сто лет!

О Мирославе Скорике говорить не хочу...

- А сотрудничаете с официальным Союзом композиторов Украины?

- Продолжительное время - лет 15 - работал ответственным секретарем в киевском союзе. Сейчас туда пришли другие люди.

К счастью, ныне работаю в организации, где мою работу ценят. Здесь нет зависти и сплетен. Люди заняты работой. Это Национальный всеукраинский музыкальный союз. Структура организации - жанровые ассоциации. Есть, например, ассоциация скрипичных мастеров, которые между собой решают свои цеховые вопросы, обмениваются опытом, общаются с музыкантами. Есть ассоциация фортепианных дуэтов, преподавателей фортепиано. Это довольно большой участок работы. Ассоциации между собой не конкурируют. Просто нет оснований.

А в Союзе композиторов ситуация другая. Там - композиторы, музыканты. То есть люди, которые пишут музыку и которые эту музыку исполняют. Соответственно, интересы сталкиваются.

Если же говорить о союзах вообще, то было ошибкой создавать их еще тогда - в СССР. Другой вопрос, что государство (если уж взяло на себя такую миссию) должно не душить союзы, а поддерживать их. А так, как есть, - это не поддержка. В лучшем случае выделяются копейки, чтобы оплатить помещение и коммунальные услуги. На творческую же деятельность не остается ничего.

- Как думаете, надлежащим ли образом сегодня в Украине пропагандируется творчество современных композиторов?

- Можно сказать, что оно или не представлено, или пропагандируется минимально. И преимущественно усилиями самих композиторов. Это проблема «утопающих». Государство дает средства только на помещение, из которого еще и постоянно хотят выгнать. А на творческие мероприятия денег нет. В Киеве есть два фестиваля: «Премьеры сезона» и Kiev Music Fest. Здесь в значительной степени представлена музыка украинских композиторов. Но я эти мероприятия называю «фестивальные гетто». Государство вроде бы «поддерживает» современную музыку. Но на самом деле на такие концерты ходят мало. Или же только специфическая публика: друзья композитора, члены семьи, подруги, враги.

- Может ли сегодня украинский композитор прожить только на зарплату?

- Музыка, которой я занимаюсь, не кормит. Наоборот, ты «кормишь» музыку, которой занимаешься. Хотя и стыдно об этом говорить.

Каждый год из консерваторий, музыкальных академий выходят пять-семь композиторов. И заработать на жизнь они не могут. Это только хобби. Композитор должен работать преподавателем, исполнителем - кем угодно. А потом - в свободное от работы время - писать музыку. Раньше было одно издательство «Музична Україна». Сейчас оно на коленях. Произведения композиторов не издаются. Государство их не заказывает. В Киеве нет ни одного нотного магазина. Потому композитору приходится работать «где-то», а в свободное время писать музыку, просить музыканта исполнить... Соответственно искать на это средства или платить свои.

Я сам чаще зарабатываю как дирижер. И сейчас работаю главным приглашенным дирижером Государственного камерного оркестра Азербайджана. Уже второй сезон. Часто летаю в Баку. Там хорошие творческие условия, прекрасный уровень коллектива.

Началось все, как всегда, случайно. На концерте в Одессе ко мне подошли представители известного азербайджанского музыкального коллектива и предложили общий концерт. Мы выступили в одном из лучших залов Берлина, после чего поступило приглашение год поработать с этим коллективом.

- Азербайджан - мусульманская страна. Не возникает ли по этому поводу противоречий?

- Да, мусульманская... Но там все достаточно корректно. Нет религиозной нетерпимости, как в некоторых исламских странах.

Мы в основном выступаем в Национальной филармонии Азербайджана. Там раньше нечасто звучала классика музыкального авангарда. Поэтому моя задача - играть минимально 50% современной музыки. И украинской - в том числе.

В прошлом сезоне исполняли «Серенаду» Валентина Сильвестрова, в этом году - «Погребальні танці» Сергея Зажитько. Исполняю с оркестром свои произведения. В целом должен звучать мировой музыкальный авангард - и классика, и современная музыка - вместе с произведениями современных азербайджанских композиторов.

Язык музыки интернационален. Жаль, что наши музыканты часто играют за рубежом и не исполняют там украинскую музыку. Посмотрите, например, с чем ездит за границу Национальная опера...

- Впрочем, именно эта опера и стала триумфатором на недавней церемонии награждения Национальной премией имени Шевченко.

- Знаете, если комитет не дал премию Роману Кофману, то отдельные его представители расписались в своем непрофессионализме! Это даже не то, что несправедливо. Это - тенденциозно.

К премии e меня особое отношение. Как вы знаете, я даже написал произведение «Дайте Шевченківську премію всім, хто її хоче». Представьте, оно всем понравилось - и друзьям, и врагам. И я решил продолжить. И появилось еще одно произведение - «Дайте дві Шевченківські премії всім, хто хоче одну». И тоже для двух саксофонов.

Фигура Шевченко и Шевченковская премия - вещи не тождественные! Далеко не всем эта премия доставалась за выдающиеся заслуги в творчестве. Часто она была и конформистской...

То, что случилось в этом году, - за рамками профессиональных комментариев! Когда на весах равнозначные фигуры, то можно хотя бы выбирать. Но Кофман и его вклад в украинскую музыку, его международный рейтинг... Он пять лет возглавлял театр и оркестр в Бонне! Он - мировая величина...

- Где, кроме Украины, вам выступать комфортнее всего?

- Не хочу жаловаться, потому что и в Украине мне хорошо. Я честен в своем творчестве, не делаю халтуры. Моя музыка может кому-то не нравиться. Однако она никогда не была конформистской. Я не писал «социалистических» кантат. Да и сейчас не пытаюсь кому-либо угодить...

Из досье

Владимир Рунчак закончил Луцкое музыкальное училище в 1979-м. Поступил в Киевскую консерваторию как баянист, со временем перешел на композиторский факультет. На государственный экзамен по композиции представил Камерную симфонию №1 памяти Б.Лятошинского (1985). На международных композиторских конкурсах получил три Гран-при.

В 1998 году основал музыкальный коллектив «Нова музика в Україні», с которым активно работает как дирижер, исполняя современную музыку украинских и зарубежных композиторов.

Его произведения исполнялись на международных фестивалях в Великобритании, Германии, Хорватии, Венгрии, Чехии и др.

В 2005 году министр культуры Польши наградил композитора польским отличием в сфере культуры L’orde du merite culturel.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме