Nota bene! Композитор Владимир Рунчак: «Советские почетные звания уже давно дискредитировали себя — и профессионально, и морально»

Поделиться
В сезоне 2007/08 весьма успешного украинского композитора Владимира Рунчака назначили главным приглашенным дирижером Государственного камерного оркестра Азербайджана им...

В сезоне 2007/08 весьма успешного украинского композитора Владимира Рунчака назначили главным приглашенным дирижером Государственного камерного оркестра Азербайджана им. Кара Караева. Тем не менее он немало времени проводит и в Киеве, где его ожидает работа над сериями «Новая музыка в Украине» и «Новая музыка из Украины». Он много гастролирует в Европе — как дирижер и со своими авторскими концертами.

Музыкальная жизнь Владимира Рунчака складывалась отнюдь не просто. Она в большой степени преисполнена парадоксов. Окончив Луцкое музыкальное училище в 1979 году, Рунчак поступил в Киевскую консерваторию как баянист. После двух лет учебы пошел на композиторский факультет, где сначала его произведения признали неубедительными для специальности композитора. Так что только вторая попытка увенчалась успехом. А уже через несколько лет его произведения были обязательными на всеукраинских конкурсах фаготистов, потом саксофонистов и, наконец, флейтистов и баянистов. На государственный экзамен по композиции Рунчак представил Камерную симфонию №1 памяти Б.Лятошинского (1985). Сперва произведение оценили на «двойку», а потом чуть натянули «тройку». И напрасно, все это на совести консерваторских ценителей. С тех пор Рунчак получил три гран-при на международных композиторских конкурсах. А для тех, кто разбирается в западных стандартах современной композиции, он является неопровержимым авторитетом, что подтверждается многими рецензиями в зарубежной прессе (Frankfurter allgemeine Zeitung, Augsburger allgemeine Zeitung, Musical Times, Manchester Evening, Schwabisches Tageblatt, Neue Musikzeitung, Berliner Zeitung, Il Mercotino и др.).

В 2002 году для исполнения на ежегодном фестивале «Золотоверхий Київ» хор «Київ» выбрал хоровые произведения Владимира Рунчака. Но тут же начались проблемы: хотя хоры «Київ» и «Gloria» исполнили несколько его произведений, другие известные коллективы отказались их петь — дескать, «музыка слишком сложная». Она действительно сложна для исполнения, но не для слушателя. Между тем приехал женский хор Высшего государственного училища культуры (даже не музыкального!) из Николаева — и для них она оказалась не такой уж и сложной. Девушки безупречно технически и чрезвычайно трогательно исполнили произведение «На смерть Иисуса» (18 минут). Наверное, для младшего поколения эта музыка вполне естественна. Да и прекрасный педагог и дирижер проф. Светлана Фоминых блестяще справилась со своей задачей. Позднее исполненное хором «Київ» произведение «Нагорная проповедь» — антифон на 16 голосов — взял в свой репертуар Швейцарский камерный хор и теперь поет его по всей Европе.

Вот что говорит Владимир Рунчак об украинских хорах:

— У меня много неисполненных произведений. Например, большая часть хоровой музыки не исполнялась ни разу. Я жалею даже, что потратил на нее столько времени. Но тогда это была моя творческая потребность. Сейчас уже четко понимаю, что надежды на ее исполнение нет. Скажем, произведения для флейты или фортепиано не исполнит Степан, зато исполнит Манфред, Джон или Хаим. А с хором — сложнее: украинские тексты, изучение произведения, написанного новым музыкальным языком, требует много времени и принципиально иных подходов, чем к произведениям классическим. Как это делать, не знает большинство наших хормейстеров. Этого не учат ни в училищах, ни в консерваториях. Единственный шанс исполнить ее — упростить музыкальную лексику. Однажды я спросил некоторых своих коллег, почему их симфонические, камерно-инструментальные произведения написаны естественным для них языком, а хоровые — упрощенным? Ответ: чтобы наши хоры могли их спеть. Для меня это невозможно.

— А как отзываются средства массовой информации о ваших концертах? И вообще музыкальная критика в Украине — какова она, на ваш взгляд, сегодня? Некоторые ваши коллеги говорят о весьма сомнительном профессиональном уровне некоторых газетных постфестивальных публикаций.

— Не могу сказать, что газетных публикаций после наших концертов бывает очень много. Но их очень мало и о филармонических концертах, об общемузыкальном процессе в Украине. Не говоря уже об анализе мировых художественных тенденций. Дело в другом. Даже если бы этих текстов было в десять раз больше, то проблему профессионализма их авторов это не решило бы. Такие статьи имеют обычно обзорный характер, к примеру, звучало то и то, исполнители — такие-то, в таком-то зале, в рамках такого-то мероприятия, ах, как хорошо, что в такое сложное время организаторы провели тридцать девять концертов. Подобных публикаций — подавляющее большинство. Печально, поскольку пишут их дипломированные музыковеды. Такие статьи может писать вахтер концертного зала после ознакомления с буклетом фестиваля. Серьезных статей о проблемах современной музыки — единицы. Писать аргументированные рецензии большинство музыковедов не умеют. Недостаток обоснованных знаний о предмете, называемом «современный музыкальный авангард», порождает страх ошибиться. Тень исторических соцреалистических оценочных ошибок, когда тогдашнее плохое нынче стало классикой, а тогдашнее образцовое сегодня превратилось в ничто, — тяготеет над их логическими и интуитивными выводами. Современные произведения они анализируют на слух, без работы над партитурами. Я неоднократно вел с некоторыми музыковедами даже очень эмоциональные дискуссии. Говорил им, что без тщательного ознакомления с партитурой публикация профанирует профессию музыковеда. Это что-то вроде музыкантов, играющих «за парнас» в ресторанах или «на слух» на свадьбах. Но ведь и ресторанная публика тоже оценивает их «на вкус».

— Ваша деятельность весьма заметна. Не хотелось бы вам получить от государства какую-нибудь премию, почетное звание или руководящую должность как факт признания вашей работы?

— Надеюсь, мой ответ не оскорбит моих друзей и коллег, которые думают иначе. Как и меня не оскорбляет то, что происходит в нашем государстве в вопросах оценки творческой деятельности художников. В частности композиторов, исполнителей. Просто позиция противоположна той, которую имело и имеет Украинское государство вчера и сегодня. В оценке творчества художника властью ничего не изменилось. Почетных званий никогда не было в развитых странах, на которые, как нам говорят политики, мы равняемся! В странах бывшего соцлагеря этот анахронизм уже давно упразднен, как и в странах Прибалтики. И они пошли далеко вперед. Так как советские почетные звания уже давно дискредитировали себя — и профессионально, и морально. Профессионально — потому что высоким профессионалам стыдно, когда государственное отличие, которое есть у них, имеют и десятки посредственностей. Морально — поскольку система получения наших почетных званий, государственных премий часто была связана с политическим конформизмом, деньгами, связями, протекцией, награждением к определенной дате или с учетом каких-то региональных, национальных, а теперь уже и религиозных аспектов. Раньше композиторы получали звание и государственные премии за то, что славили партию, успехи советского народа. Нынче они получают те же отличия за написание «духовной музыки». Наши церкви тоже активно подключились к этому процессу. Когда я работал ответственным секретарем в КО НСК Украины, предлагал, чтобы вместе с композиторским членским билетом вручали и все звания и премии. Поскольку художник так или иначе их будет получать. А если следовать логике дальше — будет писать музыку ради их получения и, соответственно, именно это будет движущей силой «творчества». Если же это не так, а написание произведений является лишь духовной и профессиональной потребностью художника, то почему он хочет получать эти отличия, да еще и от десятого помощника четвертого заместителя, который вообще ни одного произведения этого претендента не слышал. Сейчас в своих предложениях я иду дальше — чтобы новая демократическая власть ввела звания дважды заслуженного и трижды народного артиста Украины. Недавно состоялась премьера моего нового произведения «Дайте Шевченковскую премию всем, кто ее хочет иметь» для двух саксофонов. Извините, но без иронии обо всем этом я говорить не могу.

— Как вы относитесь к вечным морально-этическим проблемам: художник и власть, художник и слава, художник и деньги?

— Это действительно проблемы, с которыми художник так или иначе имеет дело в своей творческой жизни. В цивилизованном обществе настоящий успех художника обратно пропорционален его близости к власти. К современной Украине это пока не имеет отношения.

Слава (не путать со славой КПСС) сопровождает успешного художника независимо от его желания. Важно ее не замечать и относиться к ней не слишком серьезно. Если это не удается, художник, конформируясь с властью, деградирует, хотя окружение продолжает петь ему осанну. Спустя некоторое время этот квазихор будет петь ее другому. На этом пути постоянных нравственных компромиссов настоящая творческая победа нереальна.

Деньги художник должен зарабатывать своим творчеством, а не получать их в виде надбавок за конформизм. В истории искусства много примеров, когда деньги и помогали художнику, и мешали. У каждого на этот вопрос есть свой ответ. Для одного композитора его творчество лишь инструмент для зарабатывания денег. Он будет писать что угодно, лишь бы платили. Другой никогда на это не пойдет, оставаясь верным чему-то далекому, высокому и чистому, и как результат — еле сводит концы с концами. Третьему удается балансировать между первым и вторым. Главное во всем этом — результат творчества.

Лично мне близки мысли ранней Лины Костенко: «Що доля нелегка — в тім користь і своя є, блаженний сон душі мистецтву не сприяє».

Кое-что о музыкальной траектории

Когда старшие выдающиеся украинские композиторы уже переходят в ретро, а то и погружаются в творческий застой или пишут музыкальным языком 200-летней давности, некоторые младшие живо подались в авангард. Таким авангардистом является и 47-летний весьма успешный композитор Владимир Рунчак. Можно, конечно, удивляться — в чем же он, успех авангардной музыки, если «ее невозможно слушать»? Рунчак отрицает этот миф — его музыка ошеломляюще сильная, эмоциональная, авангардная, но вместе с тем красивая, интересная и понятная даже для неопытного слушателя.

Еще в 90-е годы Рунчак стал популярен в авангардных кругах Европы, где представил свою музыку в серии авторских концертов — в London College of Music, Аугсбурге, Мюнхене, Париже (по приглашению Парижского союза композиторов) и других городах. Последние авторские вечера композитора состоялись на фестивале им. В.Лютославского в Люблине, а также в С.-Петербурге, Москве и Лодзи.

Среди его произведений (около сотни) есть и крупномасштабные — четыре симфонии, реквием, три камерные симфонии, концерты, сложные хоровые произведения; и не очень сложные — камерная музыка, сольные инструментальные и вокальные опусы.

Кроме того, Рунчак является признанным дирижером. Он стоял за пультом в самых престижных залах — в Концертхаусе в Берлине и других. Чтобы дирижировать оркестром, исполняющим современную музыку, нужны особые знания, которых в наших учебных заведениях, к сожалению, не дают. Однако энтузиазм и способность легко расшифровывать современные партитуры позволили Рунчаку скомпоновать упомянутую серию «Новая музыка в Украине». И здесь дирижеру следует отдать должное за его просветительскую работу в Украине. За десять лет существования «Новой музыки в Украине» он дал около 400 концертов в Киеве, Львове, Ривном, Одессе, Виннице, Запорожье, Луцке, Кривом Роге, Донецке, Луганске, других городах, на которых звучала как современная мировая академическая музыка, так и современная украинская. Трудно даже представить, кто бы еще мог заполнить эту нишу. Рунчак является сердцем и душой «Новой музыки в Украине»: он сам ищет средства, привозит ноты из разных стран мира, заботится о рекламе концертов (преимущественно аншлаговых) и, разумеется, дирижирует. От государства — ни копейки, а надо же оплатить камерный ансамбль «Новая музыка в Украине» и солистов, с которыми оркестр сотрудничает. Это — струнный квартет Classic-Modern, фортепьянный дуэт О.Рапита—М.Драган, Й.Эрминь (фортепиано), Л.Войнаровская (сопрано), В.Возняк (кларнет, Швейцария).

В 2006 году состоялось заметное событие на украинском рынке записей академической музыки — появилось десять компакт-дисков концертной серии «Новая музыка в Украине». Это первое такое издание произведений современных композиторов в Украине. Наряду с произведениями классиков мирового музыкального авангарда — А.Веберна, В.Лютославского, Г.М. Гурецкого, М.Кагеля, Г.Голигера — здесь представлены произведения украинских композиторов — В.Сильвестрова, С.Зажитько, З.Алмаши, С.Пилютикова, В.Полевой, А.Щетинского, В.Бибика, В.Рунчака. И все эти диски, являющиеся лицензионными, выпустила одна из известнейших украинских рекординговых компаний Atlantic records без единой государственной копейки!

А в этом сезоне начала свое вещание одноименная с упомянутой серией радиопередача — две воскресные программы в месяц в вечерние часы, где звучит мировой музыкальный авангард.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме