Perpetuum mobile отечественной музыки

10 февраля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 10 февраля-17 февраля 2006г.
Отправить
Отправить

Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» (художественный руководитель Валерий Матюхин) в этом году выдвинут на соискание Национальной премии им...

Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» (художественный руководитель Валерий Матюхин) в этом году выдвинут на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко. В репертуаре этого высококлассного камерного оркестра и произведения наших соотечественников, и музыка позднего ренессанса, и барокко, и музыка композиторов классицистов и романтиков, вся классика XX—XXI вв. Недаром коллектив называют «музыкальным полиглотом».

«В различных сферах искусства реализуется его блестящий талант. Я бы назвал его своеобразным perpеtuum mobile. Он настоящий мастер своего дела и знаковая фигура для нашей современной украинской культуры». И еще: «Его исполнительская деятельность в значительной мере способствовала утверждению Украины как современной европейской державы и выходу современной украинской музыки в международный контекст».

В высказываниях, составивших «дружный дуэт» двух композиторов-классиков современной украинской музыки Олега Кивы и Валентина Сильвестрова, мною сознательно «пропущено» имя того, кому повезло быть удостоенным столь пиететных характеристик. Если продолжить начатый портрет несколькими дополнительными деталями, раскрыв, что этот человек дирижер и пианист, а также художественный руководитель одного из ведущих первоклассных камерных оркестров в Украине — Национального ансамбля солистов «Киевская камерата», то ни у кого не останется сомнений, что речь идет о народном артисте Украины Валерии Матюхине.

Его творческая и жизненная судьба тесно переплетена с историей жизни «Киевской камераты». Неутомимая энергия и огромное желание Валерия Матюхина способствовать творческому развитию своего коллектива все годы была направлена на освоение «нетронутого поля» неигранной музыки его современников. Организованный им в 1977 году ансамбль камерной музыки при Союзе композиторов Украины сразу же зарекомендовал себя как исполнитель серьезного украинского современного репертуара. С другой стороны, постоянная творческая активность Валерия Матюхина стала залогом нынешнего высокого исполнительского профессионализма «Киевской камераты.

Главным в плодотворном развитии «Камераты» с момента ее появления на музыкальной карте Украины стало живое сотрудничество исполнителей с талантливыми современными композиторами Валентином Сильвестровым, Мирославом Скориком, Евгением Станковичем, Леонидом Грабовским, Юрием Ищенко, Олегом Кивой, Иваном Карабицем, Ярославом Верещагиным, Владимиром Зубицким, Владимиром Загорцевым, Виталием Губаренко, Львом Колодубом, Олександром Костиным. Ныне этот список можно пополнить именами Игоря Щербакова, Анны Гаврилец, Александра Левковича, Ирины Кирилиной, Людмилы Юриной, Кармеллы Цепколенко, Александра Козаренко, Виктории Полевой, Золтана Алмаши, Сергея Зажитько, Владимира Рунчака и других. Для многих из них «Камерата» стала своеобразной творческой лабораторией. В расчете на ансамбль как на первого исполнителя композиторы писали и пишут свои опусы — камерные кантаты, симфонии, концерты, оркестровые миниатюры. Большинство произведений украинских композиторов так и остались бы никем не услышанными, если бы не деятельное участие маэстро в их концертной судьбе. Практически каждый автор в знак признательности посвятил одно или несколько своих сочинений Валерию Матюхину, тем самым еще крепче скрепив их многолетнюю дружбу.

Еще в 70—80-е годы Валерием Матюхиным был задуман цикл концертов под названием «Музыка братских республик» и именно он приглашал композиторов со всего бывшего Советского Союза принимать в них участие. Исполнялась музыка грузинских, армянских, латышских, литовских, эстонских, российских композиторов. Это было многолетнее сотрудничество, длившееся ни много ни мало 13 лет. Примечательны были оброненные слова замечательного армянского композитора Эдуарда Айрапетяна о том, что Киев для него, как и для многих композиторов регионов постсоветского пространства, благодаря «Камерате» и Валерию Матюхину стал «городом сбывшихся надежд». Союз композиторов Латвии в 1984 году наградил Валерия Матюхина дипломом за значительный вклад в развитие латышской национальной музыкальной культуры. Жаль только, что первая серьезная награда, как говорится, пришла «со стороны»!

Ничего не изменилось в творческой деятельности коллектива и его руководителя и 30 лет спустя, лишь еще больше расширился спектр музыкальных увлечений и предпочтений. Валерий Матюхин, всегда отвечающий за качество художественно продуманных программ «Камераты», и сейчас предлагает своим слушателям наряду с украинской современной классикой всемирно известные имена Вивальди, Манфредини, Баха, Гайдна, Моцарта, Вагнера, Глинки, Чайковского, Бриттена, Шимановского, Шенберга, Веберна, Стравинского, Вареза, Денисова. Так буквально на глазах реализуется идея межкультурного диалога, а украинская музыка достойно заявляет о себе в контексте мирового искусства.

Собрав лучших столичных музыкантов, многие из которых являются лауреатами и дипломантами международных конкурсов, Валерий Матюхин постоянно обновляет музыкально-жанровый репертуар коллектива. Разнообразие концертных программ во многом объясняется феноменальной исполнительской мобильностью коллектива — от дуэта солистов и небольших камерных ансамблей до малого симфонического оркестра. Кроме того, Валерий Матюхин всей
своей упорной творческой деятельностью реализует идею живого сотрудничества музыкантов оркестра с современными композиторами, солистами-инструменталистами, зарубежными дирижерами. Ведь само слово «камерата» в переводе с итальянского означает компания, содружество, корпорация.

Постоянен творческий тандем «Киевской камераты» со всемирно известными вокалистами Украины Ниной Матвиенко, Владимиром Гришко, Тарасом Штондой, Ириной Семененко, Валентиной Степовой, Валерием Буймистером. Валерий Матюхин выступает и с совсем юными исполнителями, только начинающими свой творческий путь в искусстве, тем самым поддерживая преемственность исполнительских поколений.

Perpetuum mobile Валерия Матюхина неустанно утверждает закон своей исполнительской активности в череде своих разнообразных концертных программ и гастрольных выступлений в Украине и за рубежом — во Франции, Италии, Греции, США, Германии, Австрии, КНР, Армении, России. Ведь только за прошлый концертный год «Камератой» было проведено более 70 концертов с исполнением новых сочинений украинских композиторов, авторские вечера Анны Гаврилец, Кармеллы Цепколенко, Игоря Щербакова, а также памятный концерт-посвящение Игорю Шамо. А чего стоят концерты-юбилеи известных зарубежных композиторов Георгия Свиридова и Андрея Эшпая в рамках «Музыкальных диалогов: Украина — Россия» и Арво Пярта в контексте «Музыкальных диалогов: Украина — Эстония», представивших украинских композиторов в созвездии зарубежных! К слову сказать, стало своего рода традицией постоянное проведение Валерием Матюхиным «музыкальных диалогов», которые репрезентуют соседство украинской музыки с австрийской, американской, итальянской, французской, немецкой. Не говоря уже о постоянном участии «Камераты» под руководством Валерия Матюхина в различных международных фестивалях с двумя-тремя, а то и пятью новыми программами. При этом в большинстве случаев концерты «Камераты» на афишах отмечены или как «мировая премьера», либо как «первое исполнение в Киеве». Ведь открытие новых композиторских имен или исполнение редко звучащей музыки классиков — характерная черта оркестра.

Безупречно составленные в своей логичности программы «Киевской камераты» — визитная карточка ее руководителя. Среди них авторские концерты, в «оптически укрупненном» виде раскрывающие творчество художника. Но главное — различные тематические циклы концертов, своеобразные фестивальные марафоны. И в данной сфере Валерий Матюхин предпочитает быть оригинальным. В свое время он был первым, кто проводил циклы концертов из малоизвестных слушателю произведений композиторов с мировым именем, таких как Вивальди, Бортнянский, Бах, Гайдн, Моцарт, Шпор, Гуммель, Сен-Санс, Глинка, Стравинский… Не так давно столичному слушателю были представлены «Клавирные концерты
И.С. Баха в зеркале музыки барокко» и цикл из 10 концертов «Украинская музыка от стародавних времен до сегодня». В этом же концертном сезоне «Камерата» порадует публику продолжением прошлогоднего цикла «Музыка третьего тысячелетия» и своим новым «многосерийным» проектом, целиком посвященным широкоформатному показу творчества гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта в контексте произведений современных украинских классиков.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК