Вернисаж некоммерческого формата — 3 марта, галерея университета — напоминал семейное торжество «для своих» Публика, сбежавшаяся на открытие династической выставки Рапопортов, друзья и знакомые, оказалась без примесей «новых» хозяев жизни, подыскивающих очередную «картину — повесить над камином». Потому прелесть мероприятия, помимо хорошего искусства, дополнялась хорошим тоном общения.
Живопись, графика, эскизы моделей одежды трех творческих поколений — родителей Бориса Рапопорта и Анны Файнерман, дочерей Любови Рапопорт и Елены Агамян и внучки Ануш Агамян — наводят на мысль, что ценившиеся в недавнем прошлом преемственность ремесла и укорененность в семье — никому не во вред. Тем более когда семейные традиции не препятствуют индивидуальному самовыражению, о чем свидетельствуют абсолютно разные работы художников, в них не наблюдается никакого навязчивого «семейного» сходства манеры.
Пейзажи Бориса Рапопорта, в 20-х годах в трехлетнем возрасте попавшего в Киев (семья эмигрировала из Румынии), учившегося в Киевском художественном институте во время второй мировой войны, — классика жанра. Они радуют тех, кто способен ценить профессионализм, видеть в неброских мотивах среднеевропейской природы, растворенных в зимних бессолнечных днях, тонкую сдержанность, аскетизм эмоций и светотеневых отношений. Лишенные мишуры внешнего блеска, они наполнены строгим внутренним аристократизмом — Б.Рапопорт настраивает свое творчество камертоном традиционного русского и украинского лирического пейзажа. Живописный темперамент Анны Файнерман был совсем иным — открытым, жизнерадостным, «громкоголосым». Этюды, привозимые художницей из периферийных глубинок, отличались от усредненного соцреалистического цветоощущения «неприлично» экстравертированной яркостью и декоративностью, что не наилучшим образом влияло на развитие ее карьеры.
Елена Агамян своими деликатно-прозрачными акварельными натюрмортами и пейзажами продолжает отцовскую линию художнического подвижничества. Это мастерство, заблокированное в самом себе, влюбленное в самое себя — и в таком эстетском «нарциссизме» оно оттачивается до виртуозности. Дочь Елены, Ануш Агамян — модельер, считает свое занятие искусством, тяготея к простоте формы.
Семейную талантливость аккумулирует Любовь Рапопорт. Ее пейзажное творчество — совсем особенное, ни на что не похожее, близких аналогий ему не подобрать. Как ни на что не похож Подол, автономный «город в городе», со своим особенным архитектурным строем и ритмом, привычками и взглядами обитателей. Мы любим Подол, несмотря на все его мещанское дурновкусие и провинциальность. Возможно, не «несмотря на», а именно за это и любим. Поэзию ветхости захолустья (она все еще доступна за декорациями отреставрированных фасадов) Л.Рапопорт чувствует как никто другой. Комбинируя несочетаемое — взвинченную экспрессионистскую страстность и ясность «детского» взгляда на мир а-ля примитив — Любовь создает свой пылающий «дикими» красками уютный и гармоничный хаос.
Я попыталась прозрачно намекнуть, что выставка в галерее Университета не скучна, и, надеюсь, у читателей возникнет желание убедиться в этом.