Идея создания музея современного искусства витала в украинской художественной среде уже давно. В необходимости музея, который должен был бы стать показателем окультуренности социального пространства, а заодно и высокого общественного статуса актуального искусства, никто никогда не сомневался. Но до поры до времени воплощению мечты в реальность препятствовало отсутствие потенциальных меценатов, убежденных в том, что «молодое» актуальное искусство, которое существует здесь с середины 1980-х, занимается серьезными вещами и является частью элитарной культуры. Все-таки нашему культурному сознанию сжиться с его ценностью не так-то легко. На Западе, который сосуществует бок о бок с художественным авангардом уже около столетия и успел основательно проникнуться его духом ниспровержения авторитетов и критическим пафосом, барьера неприятия между обществом и художниками нет. На сленге тамошних культурбюрократов современное искусство провозглашается «гарантом демократических ценностей», а заинтересованные обыватели — от маленьких детей до пенсионеров — не выглядят случайными посетителями в музеях современного искусства. Местные же ценители «прекрасного и возвышенного» настроены на тенденциозно негативное восприятие сегодняшней версии искусства, они упорно выискивают в его высказываниях «опасные», с точки зрения морали и идеологии, «шокирующие» моменты… Поэтому-то, материализация идеи создания Музея современного искусства в Украине оказалась неожиданностью для самого современного искусства, которое уже и свыклось с собственной невостребованностью и «бездомностью»...
Музей создает частное лицо, в чем нет никаких отступлений от прецедентов мировой практики. Декларацией о намерениях Виктора Пинчука начать формировать публичную коллекцию стала прошедшая в ноябре прошлого года в Доме художников выставка «Первая коллекция». Выставленные там произведения Василия Цаголова, Александра Гнилицкого, Арсена Савадова, Олега Тистола, Ильи Чичкана, Олега Голосия, Алесандра Ройтбурда, Павла Макова и других были приобретены фондом В.Пинчука «Современное искусство в Украине» и составили первоначальное ядро собрания.
Следующим шагом стала выставка под литературным названием «Прощай, оружие», которая экспонировалась с 1 по 14 октября в здании недавно переданного в ведение Министерства культуры Арсенала. Здесь и будет располагаться будущий музей — с появлением экспозиционного пространства идея все больше обрастает плотью. Цитата из Хемингуэя не только намекает на переоборудование военного объекта в храм муз, оружейного арсенала — в арсенал искусств. Хочется думать, что в сложении оружия есть и метафорический смысл: установление долгожданного мирного договора между искусством и украинским обществом.
Выбор места кажется очень удачным. Современное искусство, демонстрируя демократичность вкуса, все чаще отказывается от стерильных стен «белого куба» в пользу альтернативных урбанизированных пространств с их мощнейшей энергетикой, чаще всего, старых промышленных и складских зданий — это модный трэнд во всем мире. Пространство киевского Арсенала, к примеру, напоминает Арсенал в Венеции, где располагается интернациональная часть Венецианской бьеннале. А экспозиционные возможности этого здания с более чем двухсотлетней историей действительно впечатляют — что позволило куратору выставки Александру Соловьеву сконцентрировать в этих стенах действительно масштабную пинакотеку (собрание живописи) и сделать акцент на пространственных медиа-инсталляциях, развернутых фотосериях… Вскоре будет объявлен международный конкурс проектов реконструкции здания, ну а пока, на промежуточном этапе «гуманитарной конверсии» произведения примерно 70 авторов выставляются в походных условиях…
По сравнению с «Первой коллекцией» обойма авторов дополнилась и расширилась, тем не менее, сохраняя общую тенденцию: куратор выстраивает свою версию развития актуального украинского искусства 1990—2000-х годов, отмечая его наиболее значимые вехи. Из вещей, вошедших в коллекцию, выставлен известный проект Арсена Савадова «Донбасс-Шоколад» — фотографии с выпачканными угольной пылью шахтерами — «трансвеститами» в балетных пачках. Сам художник считает эти фото не обычной постановочной съемкой, но частью перформанса, осуществленного им для достижения коллективного экстаза, духовного единения групп социальных маргиналов — шахтеров и художников… Публике будет представлена и не столь эпатирующая, но более тонкая савадовская серия с татуированными «Ангелами» на морском берегу.
Экспонируются вошедшие в коллекцию 11 работ Олега Голосия, жизнь которого в искусстве продлилась всего около пяти лет — с 1988-го по 1992-й, год его трагической гибели. Тем не менее он был самым артистичным из украинских живописцев «новой волны», непринужденно транслировавшим на холст кадры внутреннего потока образов — «внутреннего видео». Его картины уникальны подлинностью переживания полноты настоящего момента, присущей концу ХХ века, — момента падения в космическую бездну. У Голосия популярная тогда «наркотическая эстетика» обретает убедительную внутреннюю мотивацию преодоления неизбывной клаустрофобии — изначального человеческого страха… В таких вещах, как «Кораблик», «Да», «Космос», «Летящая лодка», «Тройка», открывается вход в бесконечное пространство морских глубин и закатов у кромки пляжа, прерий и необитаемых островов… В них вновь воскресает романтический панорамный взгляд, стремящийся вобрать в себя всю Вселенную.
Что же касается свежей «картинной продукции», то она уже отнюдь не стремится быть сама собою, но считает себя фальшивкой, чистой воды «симулякром». В этой категории фигурируют «Фантомы страха» Василия Цаголова — в разыгравшемся приступе клаустрофобии в метро ему померещился сам Кощей Бессмертный и вылетающая из тоннеля в ступе Баба-яга…
В разделе видео выставлено много ретроспективных вещей, но есть забавные новинки, такие, как «Очевидное-невероятное» Ильи Чичкана, где разрабатывается его «вечная» анималистическая тема. Купив на Сенном старые детские шубы, он сшил из них «шкурки» для обитающих в лесу «невиданных зверушек», живущих вполне естественной жизнью. Креативная идея фильма заключается в том, что легальное наблюдение за этой жизнью, как то, которое предлагают образовательные каналы, ничем не отличается от вуайеризма…