СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ…

Поделиться
Этот человек не принадлежит себе. Его жизнь расписана по годам, месяцам, дням и часам. Репетиции, выступления, съемки, записи - всем этим руководит Его Величество Контракт...

Этот человек не принадлежит себе. Его жизнь расписана по годам, месяцам, дням и часам. Репетиции, выступления, съемки, записи - всем этим руководит Его Величество Контракт. Он редко бывает дома, в Киеве. Но и здесь, вдали от агента, его жизнью управляют многочисленные обязательства: перед родными, близкими, не очень близкими и просто посторонними людьми. Он щедро делится с нами своим удивительным голосом - даром Бога и природы. Несмотря на мировую известность и признание, этот молодой, высокий и статный человек напрочь лишен позерства и напыщенности, прост в общении. Хотя работает на одной сцене с Паваротти, Доминго, Дзифирелли, Рицци, Санти, а в оркестре играет Ростропович.

Народный артист Украины, солист Национальной оперы, Метрополитен-опера, Мариинского театра Владимир Гришко дал эксклюзивное интервью специально для «ЗН».

- Владимир, в 1992 году вы открывали сезон в Пражской национальной опере, исполняя Герцога в «Риголетто». Затем были выступления в Вашингтоне, в City-opera: партия Лыкова в «Царской невесте», Пинкертона в «Мадам Баттерфляй». Позже - сцена Метрополитен. С тех пор вы, как и многие талантливые исполнители, реже звучите на родной сцене. Можно ли объяснить массовый выезд артистических талантов из Украины только материальными соображениями?

- Материальный аспект в жизни, согласитесь, трудно игнорировать. Однако уезжают не только ради материальных благ, но и ради творческого развития. Здесь можно добиться лишь регионального успеха. Назовите хоть одного выдающегося тенора, который вышел из Советского Союза за 70 лет? Атлантов? Выдающийся, да. Но повлиял ли он на мировой процесс? Это удалось, пожалуй, лишь Николаю Гедде.

- Каковы наиболее яркие впечатления минувшего сезона?

- Все, что связано с Метрополитен-опера. Для любого певца это планка, выше которой нет, это предел дерзаний. Исполнил партию Рудольфо в «Богеме», Адольфа в «Травиате». Учусь и работаю с лучшими педагогами Метрополитен. Благодарен выдающемуся дирижеру Нелло Санти, вложившему в меня часть своего сердца и души. Возможно, в ближайшее время воспользуюсь его приглашением посетить Италию, чтобы глубже почувствовать итальянский язык и стиль. Неизгладимое впечатление произвела встреча с главным дирижером Мариинского театра В.Гергиевым - он просто гений.

- Запад учит всех работать достаточно жестко. Расскажите об основных отличиях в режиссуре, подходе к работе. Вы можете добавить нечто свое в исполнение или должны строго следовать замыслу режиссера?

- В Метрополитен, в отличие от Киевской оперы, вмешиваться в постановочный процесс невозможно. Работа на Западе, безусловно, имеет свою специфику. Я должен прийти на первую репетицию с готовой партией, никому не интересен процесс моей подготовки. На работу над спектаклем уходит около трех недель. Все делается в кратчайшие сроки, ведь и репетиции, и вызовы дирижера, режиссера стоят денег. Залог успеха - в тяжелейшем труде.

На Западе, как правило, певцы постарше приглашаются на вторые, третьи роли. По принципу: возраст певца должен соответствовать возрасту героя и внешне, и внутренне. На каждого исполнителя, имеющего значительный стаж работы, есть две характеристики, два резюме. Первое рассчитано для всех - это список исполненных партий, количество выступлений. Второе же предназначено исключительно для директоров театров. Там описывается, насколько вокалист коммуникабелен, какие у него взаимоотношения в коллективе, вплоть до отношения к секс-меньшинствам. И прежде чем пригласить певца на пробу, тщательно изучается именно второе резюме. Их интересует, как артист реагирует на замечания, что делает перед выходом на сцену, что ест, что пьет… Когда я дебютировал в «Травиате», за мной постоянно ходили два человека. Я ничего не мог понять, а оказалось, за мной просто наблюдают.

- Владимир, историю вашей жизни можно назвать воплощением «американской мечты». Может, она послужит прообразом «новой украинской мечты»?

- Я родился в босяцком районе Киева, на Сталинке. Там, на месте Московского РОВД, возле Голосеевского озера, стоял цыганский табор. Мама не боялась меня туда отпускать. Звучит банально, но в пение и гитару я влюбился именно там. В школьном возрасте был солистом хора «Щедрик», со временем голос, как и у всех мальчиков, начал претерпевать изменения. Заканчивал музыкальное училище им.Глиэра как гитарист. Но прекрасный преподаватель В.Запорожцев, заметив мои вокальные способности, предложил заниматься пением всерьез. Мне очень пригодились инструментальные знания: прежде чем спеть произведение, стараюсь выучить партитуру, хорошо чувствую весь оркестр и руку дирижера. Повезло, что попал именно к этому педагогу, он «вел» меня в природном направлении. В Киевской консерватории была работа с В.Тимохиным. Он говорил: «Начинающий вокалист хочет сразу все - брать верхние ноты, заполнять звуком весь зал, но это неправильно». Я с ним не соглашался, мы много спорили. Потребовалось время, чтобы признать его правоту. К сожалению, семейные обстоятельства часто мешали учебе: умер отец, тяжело болела мать. Приходилось работать, причем это был тяжелый физический труд. Делал памятники на Байковом кладбище, таскал глыбы, цемент, красил ограды.

Очень благодарен З.Христич. Это блистательная женщина, о которой можно много говорить. Когда в Нью-Йорке после исполнения партии Эдгара в «Лючии ди Ляммермур» обо мне сказали: «Пел маэстро» - этим я в полной мере обязан ей.

- Боюсь сбиться со счета, начав вспоминать: вы обладатель Гран-при Международного конкурса вокалистов в Тулузе, Гран-при Международного конкурса в Барселоне, специального приза, учрежденного Пласидо Доминго, титула «Лучший тенор» конкурса, лауреат конкурса оперных певцов в Марселе и бывшего Всесоюзного им. М.Глинки…

- Множество побед, множество Гран-при, а работы не было. Конкурсы - это марафон, тяжелый труд на пределе физических сил. Существуют они только ради анкеты. Не хочу пугать молодых исполнителей, но пробиться в этой рутине, обратить на себя внимание практически невозможно. Меня слушали и австрийские мастера, и агенты Монтсеррат Кабалье. Говорили: «Молодой певец должен «обрасти», набраться опыта». Это огорчало и удручало безмерно.

- В чем различие украинской и итальянской вокальных школ?

- Итальянская и славянская оперные школы существуют параллельно. Дирижер Метрополитен сказал однажды: «Эти русские поют, как звери». Наши голоса, энергетика сильнее. Но считается, что мы по своей природе не имеем права петь итальянский репертуар.

- Почему на сцене Национальной оперы Украины вас можно увидеть только в двух спектаклях - «Евгении Онегине» и «Травиате»? Это связано с акустикой зала?

- Это мои любимые партии. Мне кажется, что с Ленским я родился, настолько чувствую эту роль, сопереживаю. Почему только две партии? Спеть, например, «Лючию» в Киеве для меня равносильно исполнению трех «Кармен» подряд. Другая акустика, другой оркестр.

- Несколько лет назад вы говорили о необходимости перемен в нашем театре, об изменении методов работы с вокалистами, переходе на контрактную систему. Как обстоят дела сегодня?

- Контрактная система могла бы стать стимулом для совершенствования певцов, по ней работают большинство театров мира. Очень важным для авторитета Национальной оперы считаю исполнение партий на языке оригинала, а не слушателя. Необходимо позаботиться о достойной оплате труда артистов. Система, существующая сегодня, не выдерживает критики.

Был приятно удивлен постановкой «Риголетто». Спонсоры не пожалели денег: богатые краски, интересные решения режиссера, художников, прекрасное звучание хора.

- В последнее время часто можно увидеть в продаже кассеты и диски с вашими записями. Сколько их и будут ли новые?

- Вышло пять компакт-дисков и три аудиокассеты: «Итальянские и испанские песни», «Украинские народные песни», «Русские народные песни», «Арии» ( из опер Доницетти, Верди, Пуччини), «Снегурочка» П.Чайковского (с Детройтским симфоническим оркестром). Как человек суеверный, о планах говорить не люблю. Но ведется большая работа, и вскоре, надеюсь, выйдут новые записи.

- Читатели любят знать о частной жизни знаменитостей…

- …Каждый артист должен обладать колоссальной энергией, силой воли и глубоким, надежным тылом - семьей, детьми. Последним, к сожалению, похвастаться не могу.

- Скажите, а никогда не хотелось остаться в Америке?

- Хотел бы иметь двойное гражданство, как и большинство моих коллег. Это не значит, что оставил бы родину. Слава Богу, меня с детства научили быть благодарным. Здесь могилы моих родителей. Просто исчезло бы множество проблем, связанных с визами и прочими формальностями.

- Владимир, желаем вам творческих успехов и с нетерпением будем ждать ваших выступлений на сценах Киева.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме