Любовь Голота, «Епізодична пам’ять», издательство «Факт»

Поделиться
«У нас другая память по сравнению с нашими дедами-прадедами. Память предыдущих поколений украинцев — долговременная — была намного честнее, правдивее, — доказывает главная героиня романа...

«У нас другая память по сравнению с нашими дедами-прадедами. Память предыдущих поколений украинцев — долговременная — была намного честнее, правдивее, — доказывает главная героиня романа. — А наша память — эпизодическая, организована в определенные символы, которыми легко манипулировать и которые легко вытеснить другими».

Именно на этот конфликт памяти раз­личных поколений, нас­тоящего и прошлого женщины и собст­венно Украины, поисков примирения двух реальностей автор и нанизал сюжет романа. А многочисленные эпизоды из собственной жизни, связанные преимущественно с детством и юностью в родном селе Любимовцы, образовали структуру текста.

Село в «Епізодичній пам’яті» является замкнутым кругом, где все времена пересекаются. Оно приобретает такое же значение, как Правик в романе польской писательницы Ольги Токарчук «Правик и другие времена», в котором деревня — единственная реальность, вне которой нет никого и ничего.

Любимовка становится той отправной точкой, в отношении к которой очерчивается конфликт. С одной стороны, женщина. Ее село — это родительский огород за вишнячком и ряд старых слив и абрикос на меже. Это древний буковый шкаф с зеркалом, в которое она долго избегала смотреть. Это любимовцы: одинокая Липа, приносившая ей поминальные конфеты, Банионис-немой, в которого во время просмотра детских сеансов бросали дети сжеванные билеты, баба Федорка-Писание, объяснявшая все через якобы сказанное в Святом Писании.

С другой стороны, брат, для которого село — это архаизм, трагедия стариков. «Ljubymivka — ce porazka, moja i tvoja», — пишет он транслитом письма сестре из далеких миров, куда подался гастарбайтером. А женщина не понимает, откуда взялось отчуждение с братом, — от того, что они пользуются разными азбуками или уже разными языками?

Женщина, которая, по словам брата, катапультировалась из Любимов­ки уже на второй день после выпускного, так и не стала полноценной горожанкой. «Село есть село», — не раз приходилось ей слышать вслед эту фразу. И каждую неделю убегать от нее на автобусе, увозящем в понятную и родную реальность.

40 дней — символический срок, который проживает героиня в родительском доме после смерти матери. Иногда ей кажется, что она бы и осталась навсегда в Любимовке, но заброшенное и замусоренное село уже не похоже на элегическую идиллию. Оно уже не то, что раньше, и в этом трагедия и поражение не только Любимовки, но и всех украинских сел.

Впрочем, она не решается продать не нужный ей родительский дом и вместе с тем не хочет, чтобы жилище стояло в запустении. Поэтому когда дом разрушает молния, это оказывается единственным, подсознательно ожидаемым решением сложной дилеммы. В этом эпизоде прослеживается параллель с романом Тани Малярчук «Згори вниз», в котором после смерти старухи буран унес ее хату. Так же и в «Епізодичній пам’яті» умерший отец зовет за собой мать, а за ними исчезает и их хата, по крайней мере из осязаемого мира.

Таким полуреальным способом решается конфликт. Примирив­шаяся с собой женщина покидает Любимовку, за рулем легковушки улыбается постовому на КПП. Не важно, что пути назад ей больше нет. Это просто еще один эпизод памяти...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме