Роман «Смерть у Бреслау» (1999) польского писателя Марека Краевського, известного своими детективами, приводит к заключению, что «польским Акуниным» его назвали явно не из-за этого произведения. На самом же деле ничего странного, поскольку роман этот — первый из пяти произведений «бреславской» серии о шефе уголовной полиции Эбергарде Мокка. Так что дебютная проба пера, казалось бы, не предвещала молодому литератору особого признания.
События ретродетектива, которые происходят преимущественно в 1934 году, заставляют читателя блуждать по узким улочкам Вроцлава, останавливаясь то в борделе, то в сумасшедшем доме, а иногда и в застенках гестапо. Сюжет, по большому счету, занимательный, напряжение произведения «цепляет», поступки персонажей нельзя предсказать, как это иногда случается в детективных романах. И хотя автору удается передать атмосферу немецкой оккупации в истории Польши, погрузить читателя в политические игрища довоенных времен, все равно не покидает ощущение определенной надуманности и искусственности сюжетной линии.
Многовато, особенно в конце, пафосных сцен, бросаются в глаза «удивительные» совпадения, чересчур романтизирована концовка. Ценители дамских сериалов плакали бы от неожиданных сногсшибательных поворотов, капризное авторское воображение наверняка потешило бы латиноамериканскую киноиндустрию...
А между тем сегодня Марек Краевський — писатель-профессионал, автор не менее восьми детективов, лауреат многочисленных литературных премий. Его произведения, переведенные на
18 языков, считаются лучшими в Польше в своем жанре. Учитывая это, меняется и оценка его сочинения, высказанная выше: ведь интересно, с чего начинал признанный писатель, какой была отправная точка его таланта. И пусть начало оказалось не совсем удачным, но, учитывая полученный результат, дебютный роман в хорошем украинском переводе все же заслуживает внимания. Программа минимум — развлечься, программа максимум — сравнить написанное автором в разное время, и в конце концов согласиться с тем, что в Польше все же есть свой Акунин.