Светлячками на дне траншеи вспыхивают самокрутки. Молча, глубоко затягиваясь, разведчики курят. Они так всегда делают перед тем как уйти в ночь, в тревожную неизвестность. Через несколько минут они покинут мой наблюдательный пункт, оттолкнувшись от бруствера окопа, уйдут на очередное задание. Пойдут туда, где враг, где на каждом шагу таится опасность. Поэтому так хочется еще хоть немножко задержаться у своих.
И вдруг команда: «Ну, хватит, мужики! Пошли!»
Удивленный, я еще долго вглядывался вслед уползавшим в ночную темень разведчикам, до тех пор пока замыкавший их цепочку не растаял во мраке.
— Кто эта женщина? — спросил я офицера из разведки дивизии.
— А разве ты не знаешь? Это же Сонька Аверичева. Разведчица наша.
Всю ночь я ожидал возвращения разведчиков. Хотелось увидеть Соню Аверичеву. Хотя бы издалека.
Перед рассветом прогрохотало, затрещало где-то на левом фланге полка. Предательски ярко вспыхнули осветительные ракеты. Тревожно стало на сердце: «Неужели засекли разведчиков?» Такое бывает нередко... Но вскоре все стихло. Вдавливаясь всем телом в землю, подползали разведчики к нашей траншее и падали на ее дно. И лежали не двигаясь, упершись взглядом в посветлевшее небо минут пятнадцать, словно после тяжелейшей работы.
— Все вернулись? — спросил я.
— Все, все и даже один лишний, — с шуточкой ответил мне разведчик.
Я понял, что притащили «языка». И впервые увидел Соню. Она профессионально «оживляла» пленного, похлопывая его ладонями по щекам.
На сей раз я не отважился приблизиться к Соне. Но интерес к этой отважной девушке не покидал меня. Наоборот, он усилился, когда я узнал, что Соня Аверичева — актриса Ярославского драмтеатра им. Ф.Волкова.
Как-то лейтенант Павлов рассказал, что Соня на Дальнем Востоке закончила автомобильный техникум, лихо водила автомобиль и мотоцикл, умело слесарничала. Но была у нее тайная страсть — театр. Бросила она однажды свое автомобильное хозяйство и поступила в театральное училище. Видимо, это было настоящее призвание, потому как пригласили Соню в Ярославский театр. И сразу же обрушились на нее главные роли: Нора в пьесе Ибсена, Луиза в «Коварство и любовь» Шиллера, Анна в Горьковских «Варварах»», Ирина в Чеховских «Сестрах», Машенька в пьесе Афиногенова. Успех и признание пришли к Софье Аверичевой.
Война ворвалась внезапно в творческую жизнь Сони. Продолжая играть спектакли, она работает в госпитале и настырно обивает пороги военкомата. Однажды в театре раздался телефонный звонок: Софье Петровне Аверичевой явиться с вещами на сборный пункт для отправки на фронт.
Ехала Соня, а в кармане гимнастерки лежал рапорт с просьбой служить в разведке.
Опять же: пришлось походить ей с рапортом, пока не дошла до командира дивизии гвардии полковника Турьева. Внимательно посмотрев в глаза актрисе, Турьев черкнул «В разведроту».
И началась трудная жизнь разведчицы. Вся война прошла в ночных походах за языками, поисках, приключениях. Была ранена на Волыни, плакала от счастья, получая награды.
А закончилась война, снова вышла на сцену в своем родном театре актриса Софья Аверичева. Снова роли, аплодисменты, цветы. И не догадывались зрители, что хрупкая нежная женщина в роскошном наряде, любимая народная артистка была отважной разведчицей.