В Национальном художественном музее Украины открыта экспозиция «Баухауз»: фотографии». Выставка любезно предоставлена Немецким культурным центром «Гете-Институт в Украине». Фотоархив «Баухауза»: портреты, дома, предметы, эффекты освещения, а также фотография в полиграфии и фотоколлаж. Коллекция, возраст которой почти сто лет, поражает остротой взгляда, свежестью и энергией композиций, молодостью духа экспериментаторов. Однако фотография — лишь малая часть наследия школы «Баухауз». Его история яркая и вместе с тем трагическая.
Семьдесят четыре года тому назад насильственно было завершено существование «Баухауза» — уникальной «фирмы умов» и авангардных открытий. Школа архитектуры, дизайна и искусства, созданная в 1919 г. одним из основоположников модерной архитектуры Вальтером Гропиусом, уже в 1932 г. оказалась в числе первых жертв нацизма. Детище Гропиуса — символ новаторства начала ХХ века «корпоративный» фашизм воспринимал как бастион свободомыслия. После узурпации власти Гитлером судьба «Баухауза» была предрешена.
Впрочем, аресты и выдавливание талантливых учеников и профессуры за рубеж, преимущественно в Америку, стали отнюдь не финалом «Баухауза», а началом его всемирного признания. Теоретические и практические принципы промышленной эстетики, градостроительства и дизайна ХХ века — реальный вклад школы «Баухауз» в культуру. Сегодняшний автомобиль с его безупречными обводами, аэродинамическая рациональность самолета и космической ракеты, небоскребы Нью-Йорка, Токио, Лондона, вантовые конструкции в архитектуре Берлина и Мюнхена, дизайн мебели, посуды — вся среда обитания технологической эпохи — отзвук идей «Баухауза». Суть его программ состояла в связях искусства с практикой новейшего промышленного производства.
После войны 1914-го и революции 1917-го идеи переустройства мира, всей среды обитания человека носились в воздухе Европы. В России они будоражили умы авангардистов — авторов стиля «конструктивизм». В революционном Харькове, Москве, в Париже, где Ле Корбюзье призывал «освободиться от чувственности сецессиона», создавалась архитектура будущего. «Нужно раздеть буржуазный город», — патетически постулировали адепты утилитарной эстетики. Радикализм революционного мышления в Голландии (группа «Де Стейл»), в Польше («Блок» и «Презенс»), в Югославии (группа «Зенит») и, конечно, в СССР, в той или иной мере вдохновлялись программой «Баухауза» — средоточия новаторских идей. В отличие от агрессивного нигилизма авангардистов России, декларировавших: «Мы объявляем непримиримую войну искусству», идеологическую программу Вальтера Гропиуса принято считать «идеалистическим функционализмом». Гропиус смотрел на архитектуру (дизайн) как на могучее средство «жизнестроительства», как на модель социального синтеза. В эпоху попирания культурной традиции Гропиус, духовный наставник нового поколения архитекторов и художников, оставался страстным пропагандистом «морального имперства». «Совершенная архитектура приводит человеческие отношения, вещи, пространственную среду жизни, технику и материалы… в интегральное единство целостной и эмоционально-выразительной формы», — считал он. Новизна программ «Баухауза» состояла не в отказе от традиции, а в изобретательности: в синтезе искусства, науки, техники для решения главной цели — построения «Дома будущего». Именно дома, а не дворца. С этой целью в «Баугаузе» начинается новаторская разработка не одной лишь архитектуры и дизайна, но фотографии, коллажа, промышленной графики, кинетических конструкций.
В своей школе Вальтер Гропиус собрал уникальных мастеров. Маэстро Тео ван Дусбюрг, теоретик группы «Де стейл», развивал у студентов пространственное и цветовое видение. Курс полиграфии и керамики вели живописец Л.Фанингер и скульптор Герхард Маркс. Знаменитый абстракционист Пауль Клее руководил мастерской художественного текстиля. Венгерский авангардист Ласло-Могой Надь, создатель произведений из металла, открывал студентам особенности различных материалов: металла, дерева, стекла. Его курс «От материала к архитектуре» освобождал сознание от эстетических рудиментов XIX века. Он и его супруга Лючия Могой, увлеченные экспериментами в области фотографии, открывали перед студентами бесконечные перспективы фотоавангардизма. В сборнике 1925 г. «Изобразительное искусство, фотография, кино» впервые была теоретически обоснована футурологичность нового способа образного выражения.
Главную идею Гропиуса — «синтез искусств» — убедительно воплощал Василий Кандинский. Теоретик и практик абстрактной живописи в «Баугаузе» вел курсы цветоведения, основ формообразования, настенной живописи, проектирования мебели и ювелирных изделий. Художника-универсала, верующего человека, духовную личность, Кандинского чрезвычайно высоко ценил Гропиус. Он считал, что абстрактные картины маэстро развивают у студентов космогоническое мышление, передают духовность и способствуют революционно-эстетической перестройке сознания.
«Большой образ раскрывается очень медленно» — в этих словах архитектора Мис ван дер Роэ заключена суть конфликта «Баухауза» и социума Германии начала ХХ века. Все гениальное трудно приживается, особенно в бюргерском обществе. Первые нападки на «Баухауз» в 1920 г. стали зловещим сигналом грядущей трагедии школы. В атмосфере непонимания «Баухауз» как «фабрика интеллекта и талантов» расшатывал рутинный частокол академических канонов.
В 1922 г. Гропиус ориентирует школу на осмысление индустриализации и создание соответствующих ей архитектурных и дизайнерских форм. Однако перестройка программ не принесла желаемого социального комфорта. После роспуска в 1924 г. социал-демократического правительства Германии, понимавшего и принимавшего идеи «Баухауза», работа школы вплоть до ее роспуска в 1932 г. будет проходить в атмосфере недоброжелательности и преследований.
В 1925 г. «Баухауз» переезжает из Веймара в Дессау — город молодой авиационной и химической промышленности. Учебные программы пересматриваются. «Красиво то, что функционально» — мессидж школы 1925—1932 гг. Энтузиасты «Баухауза» продолжают утопически верить в усовершенствование социума при помощи обновленной среды обитания человека. И хотя в 1926 г. «Баухауз» утвердился в статусе «Высшей школы дизайна», объединение гениальных новаторов все более и более преследуют власти. Политика то и дело вмешивается в жизнь художественной среды. В поисках жизнеобеспечения школы с 1928-го по 1931 год дважды происходит смена ее директоров, учебные курсы подчиняются потребностям немецкого обывателя. В продажу поступают шпалеры, светильники «Баухауза». С 1929 г. особенно интенсивно разворачивается фотоискусство.
Когда борьба национал-фашизма с инакомыслием кристаллизовалось как нетерпимость Гиллера к авангардному эксперименту, уничтожение «Баухауза» было предрешено. Еще ранее директора школы Мейера уволили ввиду его «коммунистических симпатий». Последний руководитель «Баухауза» Мис ван дер Роэ, гений архитектуры ХХ века, в попытке спасти школу переводит ее в Берлин. Усилия оказались тщетными. В ауре фашистского шаблона 1933 г. уникальное создание лучших умов Европы прекратило свое существование.
Такова история, но не окончательный приговор «Баугаузу». Идеи школы, ее архитектурный, эстетический и нравственный продукт был и остается «строительным материалом» не только ХХ, но и ХХI века. В самых дерзких проектах сегодняшнего мира слышны голоса, споры, энергия мечтателей из «Баухауза».