Даниил Лидер. В пространстве и во времени

Поделиться
В этом году Украина отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося украинского художника Даниила Даниловича Лидера (1917–2002). Его вклад как художника-сценографа в украинскую культуру и в историю театра, в частности, - неоценим.

В этом году Украина отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося украинского художника Даниила Даниловича Лидера (1917–2002). Его вклад как художника-сценографа в украинскую культуру и в историю театра, в частности, - неоценим.

Яркая личность ХХ в., художник-реформатор театрально-декоративного искусства, истинный философ поставангардного творчества, Д.Лидер, очевидно, не случайно родился в один день с Буддой - в день Белого Лотоса. Образ мастера рифмуется с мыслями Лао-цзы "О настоящих людях": "Они руководят внутренним, не внешним. Они понимают основы с помощью духа. Видя развитие событий, они придерживаются источника. Они сосредоточиваются на внутреннем и рассматривают несчастье и удачу в сочетании".

В глухие 1950–1970-е подцензурного существования культуры, когда все пропускалось сквозь жернова советской нормативности, а инакомыслию было отказано в праве на жизнь, - уже тогда Д.Лидер противопоставил зрелости динамику. Он отдал предпочтение образу, который находится в становлении, в движении, - перед смысловой незыблемостью. Так родилась "действенная сценография".

Художники-единомышленники Д.Лидера - Д.Боровский, М.Китаев, И.Блумберг, Г.Гуния и другие "шестидесятники", а также их ученики взорвали бетон догматизма, обратившись к образам многозначительным, аллегорическим, незавершенным, что тогда было чрезвычайным вольнодумством. 30 лет, миновавшие с тех пор, доказали жизнеспособность действенно-метафорической декорации. Она воплотила прозрение
Б.Пастернака относительно системы мышления в ХХ в. "Метафоризм, - писал поэт, - естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями…".

Творческое мышление Д.Лидера синтезирует типичный для европейца отвлеченно-логический образ отыскивания образа с присущим восточному уму интуитивно-эвристическим опытом в нахождении решений. Холодный опыт ума в соединении с чистой детской интуитивностью - одна из загадок личности Д.Лидера. Это дуализм редчайшего качества. Удивительно, что мужская сила логики, математическая взвешенность и конструктивность идей являются лишь подспорьем к поэтическому озарению. Его, Д.Лидера, мужское сознательное, как у истинного даосиста, подчинено женскому бессознательному. Художник охотно присоединяется к К.Юнгу, который писал: "Иногда мне кажется, будто я вбираю в себя пространство и вещи вокруг меня. Я живу в каждом дереве, в плеске волн… в каждом существе… Здесь все имеет свою историю, - и это моя история. Здесь несут в себе ту простоту, которая так трудно дается человеку".

В сценических работах Д.Лидера есть поэтические приемы тропа - метафоры, сравнения, метонимии. Они - сердце образного мышления художника.

Прекрасно также и то, что намного раньше, чем основоположник теории трансавангарда - итальянский искусствовед А.Бонито Олива, Д.Лидер осознал ломку антропоцентрической, рациональной модели мировосприятия. Художник понял: утопия гармонии (ренессансной, классической или советской) отошла в историю. Тогда же возник интерес к идеям контрапункта, незавершенного, многозначительного образа. Была осмыслена причина коллажного мышления, присущего человеку ХХ в.

Понятно, почему Д.Лидер был сложным для осознания теми, кто трактовал искусство как отражение действительности, да еще и "с точки зрения мировоззрения марксизма". А это всегда были люди у руля. Отсюда - жизненная драма Д.Лидера, познавшего горечь неосуществленных спектаклей, сталинскую курорт-зону, а со временем - непонимание в театрах и вузах Украины, досадное замалчивание масштаба его личности. Однако к жизни претензий не было никогда, была работа, радость творчества и воспитание трех поколений единомышленников.

Художник - как Бог, ему дано создавать не картины - миры. За шесть десятков лет профессиональной работы создано много. Д.Лидер внедряется в микро- и макрокосм человеческого сознания. "Так случилось, что я увидел свой код на сцене: мир беспредельно маленький и беспредельно большой. Так была построена структура пространства", - говорит автор. Любая патетическая поза не касалась маэстро. Масштаб его личности - человеческий. Это представляет особую обворожительность частного общения с мастером. Будучи "властителем дум", Д.Лидер ничуть не обеспокоен этой ролью. Ему "надобно только мысль разрешить" (выражение Ф.Достоевского). Художник - воплощенная сущность интеллигента, которого, по меткому наблюдению Д.Лихачева, нельзя изображать, им можно только быть. Родовой признак личности Д.Лидера - в малом видеть значительное: в студенте - будущего мастера, в несмелом движении души - безграничную возможность обновления. Именно поэтому из его творческой лаборатории, существовавшей в 1970-е, а главное - из его мастерских в Киевском художественном институте вышло так много одаренных сценографов: В.Карашевский, М.Левитская, И.Несмеянов, Л.Беспальчая, В.Рыданых, С.Каштелянчук, А.Бурлин и пр., всех не перечесть. Во всем мире их знают как "школу Лидера".

"Правда и суть сокрыты в малом, - повторяет Д.Лидер. - Велико всегда малое. Если бы меня спросил Понтий Пилат: "Что есть истина?" - я бы знал, что ему ответить… Истина - в обращении к малым формам бытия как к корневой системе". Как нельзя точнее эта концепция воплотилась в 1971 г. в сценографии к "Королю Лиру" У.Шекспира на сцене Малого театра в Москве. Не было здесь ни средневековой архитектуры, ни покоев короля - только подвижные геометрические формы, работавшие по принципу выдвижного объектива в старинном фотоаппарате. Это было иносказание. Оно, по убеждению художника, - "единственное и вечное явление, питающее культуру народа". Декораций не поняли даже занятые в спектакле актеры. Время прояснило их пророческий смысл: малый порок - начало великой драмы. Декорация работала как некая надличностная сила, выталкивая Лира из пространства его жизни. Прозрение пришло слишком поздно.

Метафоры, намеки, знаки - они так будоражат сознание зрителя, заставляют домысливать, фантазировать, становиться соучастниками действа. Творческий метод Д.Лидера построен по формуле: "отыскание проблемы, выявление конфликта, нахождение формы, фактуры, материала - создание многозначного, незавершенного образа. Он откроется в процессе актерской игры - в "действенной режиссуре" спектакля". Как-то в начале 70-х Лидер сказал: "Конфликт есть тело сценографии. В Москве почему-то отменили "действенную сценографию". Нельзя отменить то, что заложено в Космогонии, в Боговидении".

Еще в конце 1960-х Д.Лидер противопоставил "действенную сценографию" бытописательной декорации, обозначавшей лишь место события. "Эстетическая революция" была свершена. Принципы мастера усвоены и развиты его учениками как рабочий метод не только в Украине, но и в России, Грузии, Прибалтике.

Понадобилось более 20 лет, чтобы "официальная эстетика" оказалась способной осознать динамику и глубину нового творческого метода. Сам маэстро, глубоко понимая суть конфликта, отнесся к досадному отставанию неповоротливого догматизма философски. "Конфликт, - отмечает художник, - лежит в пространстве, предшествующем тексту пьесы. Ищи конфликт, - настаивает Д.Лидер, - находи ему форму воплощения, и ты сумеешь отвоевать еще одну тайну бытия".

Вдумайтесь в это откровение. Оно стоило мыслителю всего опыта его жизни. Вслед за Пабло Пикассо повторите: "Качество художника зависит от качества прошлого опыта, который он несет в себе". Если Д.Лидер в 80 лет - творчески молод, как это было в случае с Микеланджело, Тицианом, Пикассо, Шагалом, он способен прогнозировать будущее, и не только в театре. Д.Лидер уверен, что "один из самых сильных, самых мощных импульсов, поводов поумнеть - это понять сценографию, постичь ее законы".

Если бы Киев был Афинами эпохи Перикла, думаю, Даниила Лидера почтительно попросили бы не только выстроить и украсить Храм, но и быть государственным советником. Ведь интеллигенту-бессребренику нет нужды суетиться в кулуарах власти, а, следуя своей природе, "надобно мысль разрешить".

Факты

Даниил Данилович Лидер родился 25 апреля 1917 г. в селе Викторфельде Малчевско-Полнинской волости Донецкого округа (ныне Ростовская область). Немец по происхождению. Во время Второй мировой войны был выслан на Урал, работал забойщиком на шахтах, позже - художником. После работы в театрах Российской Федерации, в 1962-м, переехал в Киев. На украинских сценах сотрудничал с выдающимися режиссерами - Сергеем Данченко, Ириной Молостовой. Среди выдающихся украинских спектаклей, художником которых был Даниил Лидер, - "Вишневый сад" в Театре им. Леси Украинки, "Дядя Ваня", "Визит старой дамы", "Камінний господар", "Тевье-Тевель" на сцене Киевского театра им. Ивана Франко. Не стало художника 29 декабря 2002 г.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме