Мифология Александра Животкова

Поделиться
Яркий художественный праздник "Kyiv Art Week-2017" особенно запомнился пластическим проектом Александра Животкова "Аз воздам". Архаизированно-обобщенные женские фигуры скульптурной группы заставляют зрителя приостановить путешествие по художественной ярмарке тщеславия и на некоторое время остаться в магнетическом поле этих произведений…

Яркий художественный праздник "Kyiv Art Week-2017" особенно запомнился пластическим проектом Александра Животкова "Аз воздам".

Архаизированно-обобщенные женские фигуры скульптурной группы заставляют зрителя приостановить путешествие по художественной ярмарке тщеславия и на некоторое время остаться в магнетическом поле этих произведений…

Какая сила побуждает выделить этот проект из беспредельности экспозиции?

Этот вопрос - коренной, если хочешь постичь суть удивительного эстетического феномена, представленного в экспрессивном пластическом цикле "Аз воздам".

А.Животков погружается в глубину тысячелетий и воссоздает образ Иштар - богини-воительницы, богини любви и плодородия. У древних вавилонян она считалась старейшей на небе и на земле. Ее имя (в транскрипции - Тара) было известно древним славянам. В Египте Иштар считалась покровительницей фараонов. Древнегреческое имя богини - Астарта - восприняли в шумерско-аккадской культуре.

В универсальном пантеоне древних богов, в сознании цивилизаций существовавших до появления Библии, Иштар имеет три основных титула: царица-воительница, дива, мать. Это, собственно, и есть те типологические формы и сущности, которые постоянно, в течение уже более двух десятилетий, Александр Животков воссоздает в живописи, а в последние 10 лет - в живописно-пластических коллажах и скульптуре.

Образ женщины - скифской праматери, мадонны или, как в проекте "Аз воздам", богини Иштар - для Животкова является универсумом. Художник как в живописи, так и в новейших скульптурных циклах работает с этим архетипом. Произведения Животкова - настоящая протоархаика модерниста, оперирующего метафорой и углубленным знанием культуры как рабочим инструментом. Обобщение, выработка авторского типичного образа - привилегия лишь немногих художников. Александр Животков свободно чувствует себя в сфере архетипов - первичных схем образов, которые являются сущностью коллективного несознательного (по К.Г. Юнгу).

Выразительная проформа появляется у Животкова как озарение и выступает как соотношение времени и вечности. "Прямо смотрю я из времени в вечность", повторяет за Б.Пастернаком Животков в женских фигурах, родившихся в мастерской мастера.

Женщины - архетипы, без конкретизации лиц, но при этом удивительно индивидуализированные. Как автор достигает впечатляющего многообразия образов? Ответ мы найдем в бесчисленных пластических вариациях.

Их свободно и непринужденно создает резец художника, который в последнее время работает с деревом. Тональная валёрная живопись серебристой "кожей" накрывает рельефы скульптур. В пластический образ автор вводит маргинальные материалы (картон, стружку, сетку, бумагу и т.п.). Форма приобретает инновационность. Мерцание серых и охристых тонов, каллиграфическая скоропись (тексты Библии) в композиции - все позволяет ощутить и постичь знаковую систему А.Животкова как отголосок "времени мифов". А.Животков выработал свою азбуку и грамматику. Его пластика уникально авторская. Это еще одна самостоятельная страница современного искусства, на сегодняшний день неведомая эстетическая система.

Вместе с тем его вроде бы архаизированно-культурные интересы неотделимы от социального драматизма. Морально-этическая программа - весомая составляющая в сознании мастера. Именно теперь, когда на непровозглашенной войне гибнет украинская молодежь, Животков создал драматический цикл "Аз воздам".

Сохраняя типичные стилистические признаки - статичность и фронтальность образов, художник свое душевное беспокойство и боль воплощает в энергии, в взвихренных ритмах углубленных рельефов, в разрывах скульптурной формы, в словно истерзанных взрывом фрагментированных фигурах. В изображения введен цвет крови.

В цикле "Аз воздам", где закодирован образ богини-воительницы Иштар, Животков прошел путь от гармонии до апокалипсиса. Как Рай, так и Ад лежат за гранью слова, но не вне возможностей пластики мастера. Он работает на этих полюсах в состоянии экстатического художественного напряжения и философского размышления. Именно эта энергетика, наполняющая произведения А.Животкова, демаркация между Небом и духовным Адом магнетически влияют на зрителей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме