Заказное самоубийство

29 декабря, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №53, 29 декабря-14 января

Уголовное дело в связи с гибелью министра транспорта Георгия Кирпы было возбуждено по статье 120 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за доведение до самоубийства...

Уголовное дело в связи с гибелью министра транспорта Георгия Кирпы было возбуждено по статье 120 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за доведение до самоубийства. Такая четкость квалификации сразу обратила на себя внимание в связи с излюбленной практикой правоохранительных органов возбуждать дело по факту, а не в отношении, даже если виновный известен подавляющему большинству населения. То есть обычно любой конкретики избегают изо всех сил. А тут — никакой предсмертной записки, объясняющей причины, и такая непоколебимая уверенность. Насколько известно, зиждется она на том, что на руке Кирпы обнаружены следы пороха. Надо сказать, не самый трудно осуществляемый для профессионального убийцы трюк. Так что если это единственный аргумент в пользу версии доведения до самоубийства, плохи дела с нашим следствием. Что, впрочем, не новость.
Остается надеяться, что у прокуратуры есть веские основания придерживаться версии о доведении до самоубийства. Варианты есть. Например, по информации, непроверенной по понятным причинам, существуют записи разговоров Г.Кирпы с Р.Ахметовым и Г.Суркисом, состоявшихся накануне его гибели. Если это так, не исключено, что данные записи могут содействовать скорейшему завершению расследования, которое в противном случае обещает быть крайне непростым.
Тут, правда, существует несколько тонких моментов, о которых справедливости ради нельзя не сказать. Знающие люди утверждают, что самый заурядный рабочий разговор в исполнении одного из вышеназванных господ человеку со стороны вполне может показаться угрозой убийствам. И в данной ситуации эта особенность «фигур речи» может сыграть с ним злую шутку. Конечно, если такие записи действительно существуют и они сделаны на законных основаниях, что крайне маловероятно. В противном случае их ожидает тернистый путь пленок Н.Мельниченко.
Кроме того, очевидно, многие, беседовавшие с Кирпой накануне его гибели, звонили вовсе не для того, чтобы поздравить с наступающим Новым годом. И если записи разговоров Кирпы действительно велись, скорее всего, мы снова вcем миром долго будем вслушиваться в узнаваемые всей страной голоса.
Информагентства сообщили о том, что незадолго до гибели у Г.Кирпы состоялся разговор с «високопосадовцем». Учитывая ранг министра, «высокопосадовцем» мог быть очень ограниченный круг людей: президент, спикер парламента, премьер и «профильный» вице-премьер по вопросам ТЭК и транспорта, то есть г-н Клюев (он же — народный депутат, он же — «серый кардинал» предвыборного штаба В.Януковича).
Ввиду крайней противоречивости информации, просачивающейся из прокуратуры, нельзя быть уверенными в том, что Кирпа собственноручно свел счеты с жизнью. Впрочем, если исходить не из постулатов христианской морали, считающей суицид смертным грехом, запрещающей отпевать самоубийц и хоронить их на территории освященного кладбища, но многое сбрасывающей со счетов «невинно убиенных», кем бы они ни были при жизни, то, как бы парадоксально это ни звучало, в данном случае не суть важно — самоубийство это или нет. Потому что убили Г.Кирпу или вынудили свести счеты с жизнью, был ли это «разговор по душам» или непосредственно пуля — в любом случае и причины, и «вдохновители» идентичны.
Выхода нет
Итак, чего реально мог бояться Кирпа? По правде говоря, неисчислимое количество моментов способно было лишить его сна.
Если исходить из версии правоохранительных органов, настаивающих на суициде, это мысли об уже неотвратимо нависшей ответственности перед так называемой новой властью. Тут ему было о чем поразмышлять не только в контексте своей кипучей деятельности на последних постах, внушительная часть которой должна быть пристально изучена с точки зрения коррупционных действий, злоупотребления властью, приведших к тяжким последствиям. Г.Кирпа также прекрасно понимал, что его запоздалые заигрывания с оранжевой революцией вовсе не гарантируют ему «амнистии» в связи с его неутомимой, диаметрально противоположной деятельностью предыдущих месяцев, также непосредственно связанной с процессом президентских выборов.
У Кирпы были основания полагать, что с новой властью у него не сложится. В частности, кажется, именно на это намекнул глава парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, «нашеукраинец» В.Стретович в интервью «Новому каналу». В.Стретович предположил, что причиной смерти Кирпы стало то, что в бывшем парламентском большинстве нашлись люди, которые уже успели сделать реверансы перед новым президентом, претендуя на долж­ность министра транспорта и связи. Насколько известно, публично о своих амбициях такого рода заявил нардеп Александр Един (фракция партии «Единая Украина»). Ирония судьбы заключается в том, что у Едина и Кирпы — очень длительная и прелюбопытнейшая история взаимоотношений. Преемник, несомненно, оказался бы вполне достойным как минимум по причине компетентности. Насколько известно, он в курсе дела и относительно «Интерконтакта», и всем известного «Экспресс-банка», обслуживающего счета Минтранса, и касательно страховой компании «Интерполис», интересы которой были учтены в каждом проданном железнодорожном билете, и о множестве иных ноу-хау Кирпы.
А вот перед Г.Кирпой —министром, невостребованным новой властью, со всей остротой предстали бы десятки вопросов. В частности, как быть с государственными деньгами, реально израсходованными на избирательную кампанию Януковича и списанными под это мероприятие, другими операциями такого рода? Вне должности, позволяющей находиться у неиссякаемого финансового потока, ответов на них у Г.Кирпы, похоже, не было.
В то же время для новой власти Кирпа — чрезвычайно удобная мишень для образцово-показательной борьбы с коррупцией, чем по логике должны активно заняться в ближайшее же время. Он один был в состоянии предоставить правоохранительным органам подробнейший, в значительной мере подтвержденный документально, «расклад» плодотворной деятельности практически всех основных действующих лиц, приближенных к уходящей власти и повязанных с ней, вполне достаточный не только для возбуждения уголовных дел, но и вынесения приговоров.
Кому только
ни выгодно
Очевидно, что наиболее трудно разрабатываемой будет версия о гибели Кирпы как результате «зачистки», поскольку покойный по роду своей многогранной деятельности был просто переполнен информацией, потенциально опасной для здоровья. И непросто будет определить, какое именно из его специфических «знаний» оказалось «несовместимым с жизнью». Если, как и полагается в подобных случаях, в поисках ответа на вопрос о гибели Г.Кирпы исходить из краеугольного вопроса «кому выгодно», круг подозреваемых будет не только весьма общирным, но и довольно презентабельным.
Учитывая все вышесказанное, зявление народного депутата Н.Шуфрича, гневно призвавшего отбросить все инсинуации относительно возможности обвинения в смерти Кирпы кого-либо из команды Януковича, прозвучавшее как «Янукович и Кирпа — люди одной команды», — вовсе не звучит убедительным алиби. Потому что первые подозрения в данном случае могут упасть именно на «людей команды». В частности, тех, надежд которых покойный не оправдал.
Г.Кирпа был человеком Л.Кучмы, его называли «слугой одного человека». Л.Кучма неоднократно подставлял Кирпе плечо в «минуту жизни трудную», и он рассматривался как вероятный преемник на президентском посту. О все еще действующем Президенте Г.Кирпа мог бы поведать не меньше занимательного, чем «узник совести» Павел Лазаренко. По роду деятельности Г.Кирпа обладал также значительным объемом специфической информации о Суркисе—Медведчуке, президентском зяте Пинчуке и Р.Ахметове (в частности, в контексте деятельности крупнейших транспортных структур «Интерпайпа» и СКМ), и, понятное дело, о В.Януковиче.
Кроме того, незадолго до выборов Г.Кирпе была подчинена структура Госкомсвязи. Насколько известно, разбирательство в связи с несанкционированным доступом к серверу ЦИК указало на подчиненных Кирпы (теперь Минтранссвязи).
Говоря о том, чего еще мог бояться Кирпа, следовало бы назвать еще один очень любопытный, хотя и весьма труднодоказуемый для журналиста аспект. Не исключено, что правоохранительные органы не станут интересоваться этим моментом, заведомо сочтя его злобным вымыслом недоброжелателей. Не в последнюю очередь потому, что денег на загранкомандировки для проведения следствия у нас обычно не находится.
Злопыхатели утверждают, что были у г-на Кирпы очень хорошие «концы» в Италии. И вроде бы там были фирмы, разумеется, не имеющие к Кирпе документально подтвержденного отношения, но исправно перечисляющие деньги в «Дойчебанк». Тот самый банк, который щедро, под государственные гарантии украинского правительства кредитовал объекты строительства, которыми занимался Г.Кирпа.
По некоторой информации, числился в свое время помощником Г.Кирпы некий Хайм Башич («Башич-групп»), гражданин Израиля. Если предположить, что его помощь заключалась в том, что он подписывал документы, под которыми по понятным причинам не могла стоять подпись Кирпы, это также могло бы представлять интерес для следствия. В частности, в контексте вопроса о том, не брал ли Кирпа кредиты сам у себя?
Кстати, насколько известно, в последние месяцы иностранные посольства, вопреки обыкновению, были далеко не так щедры в предоставлении виз представителям высших эшелонов власти нашего государства и членам их семей. Поговаривают, что всемогущий Кирпа безуспешно пытался получить Шенгенскую визу в течение месяца. В конце концов ему это удалось, и выдало ее посольство Италии.
Вообще практически каждый этап трудового пути Кирпы компетентные органы просто обязаны были отобразить в материалах уголовных или хотя бы оперативных дел. Особенности расходования средств при строительстве автобана Киев—Одесса. Жесткий контроль рынка экспедиторских услуг. Манипуляции с тарифами на перевозки и существование «донецкого экономического чуда» — транспортной компании «Лемтранс», пользующейся, как утверждают, наряду с «Укрметаллургтрансом», пятидесятипроцентной скидкой на тарифы. Строительство моста через Днепр. Особенности возведения нового здания Минтранса в части использования рабсилы и колоссальных средств, затраченных на ремонт. «Передовой опыт» использования спецпоездов, когда выполнение заказов на перевозку осуществлялось почему-то через первый, так называемый мобилизационный отдел, что допустимо в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций, чем выборы президента, по идее, не являются.
Заслуживает изучения на предмет соответствия действительности и информация о том, что около 70% транзита грузов, проходящих по территории Украины, осуществлялось фирмами, имеющими непосредственное отношение к Кирпе. Какое отношение имеют фирмы, по некоторой информации, фактически принадлежащие членам его семьи, к деятельности в области страхования пассажиров, сотрудников и пенсионеров, медицинского обслуживания и банковской деятельности? Какова реальная история ЗАО «Трансфорвардинг Лимитед АГ», предприятия «Фиакр», страховой компании ИнтерТрансПолис», ООО «Реал Истейт АГ»?
Способно ли списать хотя бы часть из вышеназванного столь же небезупречные в финансовом отношении возведение церкви в честь собственного покровителя (не Кучмы, а святого Георгия Победоносца) и щедрая «розбудова» родного села? С точки зрения Уголовного кодекса — однозначно нет.
Но есть и иная сторона вопроса.  Негативная деятельность Г.Кирпы, не имевшая ничего общего с законом, была масштабной. Однако немало оставил о себе этот чрезвычайно энергичный человек и добрых воспоминаний.  Многочисленные результаты его труда навсегда «весомо и зримо» останутся ему памятником. Огромное количество людей, работавших в его подчинении, сохранили о нем самые теплые воспоминания. Многие никогда не забудут о его благотворительной деятельности о других его добрых делах. И, пожалуй, прежде всего об этом должна сегодня знать его семья.
***
Организаторы предвыборной кампании Януковича во главе с В.Медведчуком категорически не допускали иного исхода выборов, кроме победы своего кандидата. Поэтому о чистоте средств и методов никто особенно не заботился. Просто не приходило в голову, что может быть по-другому, и в результате сильные мира сего оказались совершенно не готовыми к ревизии их действий новой властью. В определенной степени Кирпа стал жертвой именно этого обстоятельства.
В последние дни огромное количество документов перекочевало из Минтранса (и не только) в штаб  «Нашей Украины». Конечно, это вовсе не означает, что у новой власти будет достаточно сил для того, чтобы вывести всех и вся на чистую воду. Немаловажно сделать так,  чтобы смерть Кирпы была последней, которую будут напрямую связывать со страхом старой власти перед новой. Потому что существует много людей, которые в силу своих постов и положений находились на перекрестке чужих тайн, как и недавно скончавшийся при столь же странных обстоятельствах банкир Лях. Самое важное сегодня — остановить это противоестественное явление, угрожающее перерасти в психоз, о чем свидетельствуют распространяющиеся в последние дни самые нелепые слухи о гибели иных причастных к тайнам сильных мира сего.
Многие, очень многие оказались в эпицентре сомнительных операций. Главное, чтобы сегодня никто не забыл: жизнь все-таки дороже, чем ответственность. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно