Киев — зарубежью: ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ ГОРОДАМИ

Поделиться
Являясь столицей одной из советских республик, Киев играл довольно скромную роль на международной арене...

Являясь столицей одной из советских республик, Киев играл довольно скромную роль на международной арене. Но с обретением Украиной независимости на него возложена важнейшая задача - возродить и приумножить былую славу и авторитет, которыми он обладал со времен Киевской Руси, занять достойное место в современном мировом сообществе. Безусловно, в данном контексте Киев отождествляется с государством, следовательно, решение упомянутой задачи - прерогатива государственных мужей. Но как крупный административный и культурный центр, наделенный к тому же столичными полномочиями, Киев осуществляет собственную международную политику, налаживает непосредственные связи с зарубежьем, что полностью в компетенции «отцов города». Об этом корреспонденту «ЗН» рассказывает начальник управления международных связей Киевской городской госадминистрации Леонид КНЯЗЕВ.

- Леонид Николаевич, как вы оцениваете нынешнюю динамику развития зарубежных связей Киева?

- Дружественные связи с зарубежными городами, подтверждаемые соответствующими двусторонними соглашениями, Киев начал устанавливать с 1954 года. Первым был финский город Тампере. За ним последовали Лейпциг, Флоренция, Братислава, Киото, Тулуза... Потребовалось 36 лет, чтобы этот перечень составили 10 городов. А за период с 1991 по 1999 годы в него вошли еще более трех десятков.

Это только количественный показатель. О качественном - разговор отдельный.

Ведь ни для кого не секрет, что в советские времена такие шаги могли предприниматься исключительно по согласованию с Москвой. Там определяли, с кем мы можем дружить, а от кого должны держаться подальше. В итоге эти отношения носили преимущественно пропагандистский характер, имея своей целью рекламу советского образа жизни.

Теперь же зарубежным связям нашей столицы присущ характер делового партнерства. В рамках достигнутых договоренностей с городами мира ведется активное сотрудничество в таких отраслях, как наука, культура, образование, спорт, здравоохранение, социальная сфера. Особенно перспективным направлением сотрудничества со столицами стран Европейского союза является подготовка совместных проектов по стажировке и обучению специалистов Киевской городской госадминистрации, полностью реализуемых на средства европейских структур.

Так, с 1992 года действует программа обучения и практической стажировки специалистов финансовых структур Киева в рамках сотрудничества между породненными городами Киевом и Тулузой. В 1996 году начата работа по реализации аудит-проекта по вопросам энергообеспечения в отопительных системах учреждений социальной сферы Киева (больницы, школы и пр.). Оба эти проекта финансируются Министерством иностранных дел Франции. С прошлого года ведутся работы по подготовке совместного с Тулузой проекта в сфере здравоохранения. После утверждения соответствующими европейскими структурами его будет финансировать бюро TACIC.

Необходимым с точки зрения дальнейшего урбанистического развития Киева является его членство и активное участие в работе международных организаций, таких, как Ассоциация европейских городов, Конференция столиц стран Юго-Восточной Европы, Конференция столиц стран Причерноморья (ПАЧЕС), Всемирная федерация породненных городов, Международная ассоциация породненных городов. Это направление деятельности способствует утверждению на международной арене не только Киева, но и Украины в целом.

Наше управление осуществляет организацию и проведение важных международных мероприятий, таких, как ежегодные собрания ЕБРР, разрабатывает и внедряет необходимые для столицы инвестиционные проекты. Кроме того, содействует развитию международных связей не только города, но и городских районов, помогая райгосадминистрациям устанавливать контакты с соответствующими структурами других стран, оказывает поддержку в организации отдыха и оздоровления детей за рубежом.

- Что является приоритетным в развитии дружественных связей нашего города?

- Безусловно, Киеву прежде всего важно сотрудничество с городами мира, накопившими высокоразвитый экономический потенциал, положительный опыт реформирования экономики и производства, эксплуатации городского хозяйства. На западе это - Мюнхен и Лейпциг (Германия), в США - Чикаго с его мощнейшими финансовым и фондовым рынками, на востоке - Москва, Пекин, Ухань, на севере - Хельсинки.

Приоритеты в экономическом сотрудничестве - это создание совместных предприятий, обеспечивающих рабочие места. Образцом для нас в этом отношении является столица Баварии Мюнхен, где при всех нынешних проблемах Европейского союза уровень безработицы составляет 1,5 процента при среднем по Германии 6 процентов!

Такому высокому уровню занятости в значительной степени содействует план стратегического развития экономики, разработанный Управлением труда и экономики Мюнхена. Специалистов Киевской городской госадминистрации особенно заинтересовала одна из ключевых тем плана «Экономическая политика и политика обеспечения занятости». С мюнхенскими коллегами достигнута договоренность о разработке совместной программы для украинской столицы, основными аспектами которой являются экономическое развитие и стратегия занятости, стимулирование предпринимательской деятельности, местное трудоустройство и квалификационная стратегия.

Стремимся развивать сотрудничество и с отдельными регионами. К примеру, выходим на создание торгового дома «Киев-Тюмень», что должно положительно сказаться на обеспечении столицы нефтью и газом. В свою очередь киевлянам есть что предложить промысловикам Тюменской области.

- Необходимым условием развития городского хозяйства являются инвестиции. Но активность зарубежных инвесторов оставляет желать лучшего. Что, по вашему мнению, могло бы стимулировать их энтузиазм?

- Учитывая важность и сложность вопроса, городская администрация избрала программный путь его решения. Программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Киева, в которой определены задания всем ключевым управлениям и службам администрации, принята в прошлом году и уже подтвердила свою необходимость и актуальность. Осуществляемые мероприятия получают большой резонанс, о чем свидетельствует то, что за каких-то девять месяцев объем зарегистрированных в Киеве иностранных инвестиций возрос на 30 процентов, что составляет 30 миллионов долларов США.

Однако на фоне общего увеличения объемов инвестирования приоритетные для города проекты, включая и те, что осуществляются с участием коммунальной собственности, продвигаются довольно вяло. Не буду говорить об общем экономическом кризисе в стране, о несовершенной регулятивно-правовой базе. Об этом сказано более чем достаточно. Остановлюсь только на том, что, по моему мнению, можно и следует предпринять внутри самой городской администрации.

Прежде всего, с каждой заинтересованной фирмой или банком нужно проводить тщательную последовательную работу, направленную на взаимовыгодное соблюдение интересов обоих партнеров. При этом все службы города должны действовать в рамках единой инвестиционной политики, а не исходить из своих собственных интересов или взглядов. Для повышения уровня общего контроля за реализацией инвестиционных проектов, решения вопросов экономической безопасности, сведения информационного потока в единое русло необходимо разработать и внедрить регламент работы управлений и служб горадминистрации с инвесторами.

Чтобы улучшить информированность подразделений, необходимо создать картотеку обращений фирм и посредников. В нее должна входить информация о работе инвестора с подразделениями администрации, о стадиях, которые проходит инвестор, а также определенные анкетные данные.

Никто, ни одна городская служба, не должен общаться с инвестором с позиций диктата. Нужно создавать самые благоприятные условия для их деятельности. Экономический прорыв возможен лишь при условии понимания важности работы с иностранными инвесторами и согласованности действий всех служб города.

- Открылись ли перед Киевом в области зарубежных отношений новые перспективы после принятия закона Украины «О столице Украины г. Киеве»?

- Безусловно. Ведь теперь существенно возрастают возможности городского бюджета за счет уменьшения отчислений в бюджет государства. Отдельной статьей закона провозглашается право Киева принимать участие в подписании международных договоров, давать государственные гарантии под те или иные инвестиции. Открывается широкое поле для самостоятельного выхода на международные рынки.

Сейчас, с принятием Закона о столице и избранием городского головы, в Киевской городской администрации проводится значительная структурная перестройка. И то, что наш отдел преобразован в управление международных связей с приданием ему новых функций, полномочий и обязанностей, как нельзя лучше свидетельствует о том, какое важное значение городские власти придают развитию сотрудничества с международным сообществом.

- И последнее. Связи Киева с зарубежными городами, судя по названиям соответствующих документов, имеют неодинаковый характер - соглашение о породнении, совместное заявление об установлении партнерских связей, меморандум о сотрудничестве... По какому принципу устанавливается уровень отношений?

- В отличие от любви, дружба не возникает с первого взгляда. Она развивается на основе общих увлечений, интересов, сотрудничества и крепнет с течением времени, если это общение, сотрудничество приносит обоюдную пользу, если партнеры демонстрируют готовность помогать друг другу в сложных ситуациях, могут доверять один другому, не опасаясь какого-либо подвоха. Так у людей. То же самое и во взаимоотношениях городов. Поэтому объявлениям о породнении предшествуют годы партнерских и дружественных связей, заявляемых в соответствующих протоколах, меморандумах и соглашениях.

Сегодня у Киева лишь девять городов-побратимов, но соглашений о дружбе и сотрудничестве больше 40. Когда эти связи перерастут в братские, Киев и станет равным среди равных в мировом сообществе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме