Пенсионное будущее Украины

26 декабря, 2019, 14:07 Распечатать Выпуск №50, 27 декабря-10 января

Планирование на десятилетия – процесс достаточно сложный.

Пенсионная тема занимает важное место в политике любой страны, что обусловлено масштабностью финансовых потоков и численностью вовлеченного населения. 

С помощью реформ политики пытаются адаптировать пенсионную систему к изменениям — демографическим, экономическим, социальным, культурным. Способ и характер проведения пенсионных реформ отличаются. Когда реформы детально просчитываются наперед, их имплементация, как правило, проходит плавно и спокойно, даже рутинно. Когда реформы приходится делать в пожарном порядке, процесс может напоминать лихорадку. Популизм, конечно, тоже никто не отменял, удержать баланс между "пряниками" и "пилюлями" в пенсионной реформе особенно трудно.

В любом случае еще ни одна страна не достигла абсолютного успеха, чтобы можно было остановиться и объявить о завершении пенсионной реформы. Более того, последние десятилетия принесли немало разочарований, когда теоретически стройные и красивые концепции, такие как приватизация части солидарной системы и условно-накопительная система, на практике обернулись дополнительными проблемами. В пенсионной политике нет быстрых и легких решений, каждая реформа ставит новые вопросы, на которые нужно искать ответы, и этот процесс на сегодняшний день выглядит бесконечным.

У нас в Украине, когда речь заходит о пенсионной реформе, очень часто реакцией бывает удивление, если не раздражение, — да сколько уже можно! На самом деле мы очень мало провели реформ вообще, и в пенсиях в том числе. Необходимость реформ очевидна, ведь никого не устраивает то, что есть сейчас, и невозможно оставить все, как есть, потому что станет еще хуже. Мы все хотим, чтобы наши пенсионеры жили лучше, и для этого нужны реформы. Дело даже не в конкретных инструментах и шагах (они более-менее известны), а в правильном настроении и понимании, зачем и почему. Осознание проблемы, правильная мотивация, готовность общества разделить ответственность для успеха пенсионной реформы имеют решающее значение. В связи с этим особого внимания требует подача реформ.

Во-первых, нашим политикам нужно принять, что пенсия сама по себе не является стимулом к занятости. Повышение пенсионного возраста, привязка права на пенсию к продолжительности стажа, сокращение льготных пенсий и подобные меры являются действенными стимулами к продолжению периода занятости, но эти стимулы включаются уже в конце трудовой карьеры. Для того чтобы люди всех возрастов были мотивированы к занятости, нужна переоценка роли труда в системе общественных ценностей. Мы декларируем приверженность европейским ценностям, но, похоже, в сознании многих украинцев эти ценности сводятся к желаемому высокому уровню жизни. В действительности нам нужно вернуть уважительное отношение к труду, научиться воспринимать работу не как тяжкую повинность, а как служение, способ развития и самореализации. На уровне общества должно быть понимание, что занятость — это самый правильный путь к благополучию, и нам придется хорошенько поработать, чтобы перестать быть одной из самых бедных стран Европы.

Во-вторых, нужно распрощаться с иллюзиями, что пенсионные вопросы можно решить без обязательного участия в публичных пенсионных системах. На каждом этапе жизненного цикла люди имеют разные приоритеты и решают разные задачи. Молодые люди, люди среднего и даже вполне зрелого возраста не так уж часто задумываются о том, как и на что будут жить в старости. Причина не в легкомыслии, а в том, что у подавляющего большинства нет достаточных финансовых знаний и дисциплины, а главное, денег, чтобы делать сбережения не на черный день, а на 15–20–30 лет пенсионного периода. Такая задача под силу только масштабным пенсионным системам с профессиональным управлением, включая институты государственного и/или коллективно-договорного регулирования. Преимущество страховой пенсионной системы состоит как раз в том, что фискальная нагрузка по формированию ресурсов распределяется между работником и работодателем.

В-третьих, нужно признать, что пенсионная реформа не может побороть теневую экономику. Исследования МВФ, проведенные по данным более чем 100 стран, доказывают, что качество институтов определяет масштабность теневой экономики в большей степени, чем размеры налогов и взносов. Если бизнес сталкивается с обременительным администрированием, избирательностью в применении законов и коррупцией, это стимулирует скрывать свою деятельность. Опыт 2016 г. еще раз показал, что механическое снижение ставки единого социального взноса без улучшения администрирования и общей фискальной дисциплины не уменьшило масштабов теневой экономики и не дало ни новых рабочих мест, ни дополнительного повышения зарплат.

В-четвертых, нужно понять, что пенсионная система — это не только про деньги. Это отражение отношений между поколениями, между людьми. Часто приходится слышать от нынешних молодых людей (и не только молодых), что они не собираются платить взносы/налоги, потому что они не доживут до пенсии, не будут претендовать на пенсию, или даже пенсий к тому времени вообще не будет. И тут же они возмущаются, что их родители/бабушки/дедушки работали всю жизнь, а государство платит им такие мизерные пенсии. Эта разорванность в понимании причины и следствия не что иное, как попытка оправдать себя и переложить всю ответственность на государство. Но ведь права и обязанности распределены между гражданами, и государство не может обеспечить нормальным образом права пенсионеров, если трудоспособная часть населения не выполняет своих фискальных обязательств.

Пенсионное будущее Украины полностью зависит от того, как быстро мы поймем, что государство — это мы; что наши будущие пенсионные права определяют наши сегодняшние обязанности; что пенсионная система объединяет усилия по поддержке пожилых людей, и, значит, мы тоже в свое время можем рассчитывать на солидарность поколений.

Первоочередными шагами в этом направлении должны стать:

— информационная кампания по разъяснению принципов функционирования пенсионной системы и публичных финансов, пропаганда концепции общества для всех возрастов и солидаризации поколений;

— усиление политики занятости, борьба с проявлениями возрастной дискриминации на рынке труда, отработка процедур взаимодействия всех социальных служб с целью содействия стабильному трудоустройству, включая людей, которым не хватает стажа для назначения пенсии;

— налаживание регулярного информационного взаимодействия между Пенсионным фондом Украины и пенсионерами и застрахованными лицами, развитие аналитической надстройки к реестру общеобязательного государственного социального страхования; включение сумм перечисленного работодателем единого социального взноса в перечень данных обязательного информирования работников об оплате труда;

— усовершенствование пенсионных правил, чтобы сделать их максимально прозрачными и понятными для всех, включая учет стажа и заработка, саму пенсионную формулу, систему минимальных гарантий и дополнительных надбавок/бонусов.

Что касается недавней инициативы с дополнительным повышением пенсий в зависимости от возраста (сначала тем, кому исполнилось 80+ лет, с последующим охватом 75+ и 70+), то такой опыт в мире есть. Например, в Беларуси пенсионерам в возрасте 80+ устанавливается надбавка на уход в размере 50% минимальной пенсии по возрасту. В Российской Федерации пенсионерам 80+ удваивается размер фиксированной части страховой пенсии. В Ирландии пенсионеры 80+ получают надбавку к пенсии 10 евро еженедельно. В Польше пенсионеры 75+ получают дополнительную доплату на медицинское обслуживание (около 50 евро ежемесячно).

Главное, чтобы в Украине распределение дополнительных возрастных надбавок опиралось на справедливое обоснование и не усиливало неравенство, чтобы не получилось так, что наибольшее повышение получат люди, у которых пенсии и сейчас сравнительно высокие, а люди с низкими пенсиями останутся с минимальным повышением. Также нужно помнить, что эти надбавки не могут обеспечить всех необходимых в престарелом возрасте медицинских и социальных услуг, актуальность развития этой инфраструктуры только возрастает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
  • Serg Mez Serg Mez 27 грудня, 21:27 "Преимущество страховой пенсионной системы состоит как раз в том, что фискальная нагрузка по формированию ресурсов распределяется между работником и работодателем." Если Украина сейчас введет еще огромную толпу посредников (частных страховиков) - то, значит, каждый, отчисляющий пенсионные взносы, будет дополнительно кормить еще и N посредников.Чудес не бывает. На одного работника, отчисляющего пенсионные (страховые) взносы появится N работников страховых фирм. При этом оплата всего этого праздника жизни в конечном итоге ляжет на работника. Что приведет к дополнительным "накладным расходам"- то есть интегральному удорожанию "пенсионных" услуг. согласен 4 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно