Коаліція і реформи: зволікання гірше смерті

Поділитися
Коаліція і реформи: зволікання гірше смерті © 62.ua
У керівництва країни, очевидно, створюється ілюзія, що суспільство, як і раніше, нічого не бачить, перебуває в коматозному стані, і що медоточиві промови не викликають гіркоти.

К сожалению, скептики оказались правы по поводу внеочередных выборов - вместо ускоренной модернизации Украина стремительно погружается в политический вакуум.

Неспособность элит в условиях военного времени быстро сформировать дееспособное парламентское большинство и договориться о проведении ключевых реформ ставит сегодня под сомнение выживание страны в условиях долгой, изматывающей войны.

Иногда кажется, что доводов повременить с проведением реформ существует гораздо больше, чем аргументов в пользу их проведения. Парадокс нашей новейшей истории: каждая новая власть приходит на волне обещаний проводить радикальные реформы и каждый раз она находит себе оправдание для бездеятельности. Нынешняя "новая власть" - не исключение. За восемь месяцев работы ей не удалось избавиться от старых пороков и стать эффективной.

За это время мы потеряли многое: тысячи жизней, время, надежду на реальные изменения, часть территории и терпение. Не смогли избавиться от "смотрящих и разводящих" во всех эшелонах власти, квотных дилетантов во главе министерств и ведомств, коррупции.

У руководства страны, видимо, создается иллюзия, что общество по-прежнему ничего не видит, находится в коматозном состоянии и что сладострастные речи не вызывают горечи. Разочарование властью, падение качества жизни у всей страны запустили обратный отсчет общественного доверия и создают критическую массу протестных настроений и кризис доверия со стороны западных политиков и инвесторов.

Хорошая же новость заключается в том, что наш случай не уникальный. Нам предстоит пройти путь, который в разное время до нас прошли все европейские страны. Смогли они - сможем и мы.

Еще одна хорошая новость - обнародованные ведущими политическими силами проекты реформ имеют больше общих черт, чем отличных. На бумаге у власти, оппозиции и экспертного сообщества - полная гармония. Всем понятно, что нужно делать, хотя степень проработанности отдельных положений и отсутствие полноценного экспертного диалога под эгидой власти могут привести к тому, что реформы окажутся половинчатыми и "косметическими". Другой вопрос - как сделать реформы быстрыми и необратимыми? Как заставить политический класс отбросить корыстные интересы и обеспечить железную волю необходимым стране изменениям?

Короткий ответ на этот вопрос - просто начните делать реформы.

Полный ответ находится в логике антикризисного управления и реализации проектов. Он предполагает расстановку приоритетов, формулирование максимально конкретных целей развития, этапность исполнения взятых на себя обязательств, выбор ответственных и определение санкций за нарушение условий. На практике это означает следующую последовательность действий.

1. Сформулировать коалиционное соглашение на принципе необратимости реформ

Единственной целью коалиционного соглашения должно стать формирование в Украине современных политических и социальных институтов европейского уровня в срок до

1 июня 2015 г.

Все остальные вопросы - о формате коалиции, регламенте ее работы, условиях членства в ней и персональном составе - второстепенные.

На практике это означает, что в основу коалиционного соглашения должны лечь законы, которые сделают реализацию реформ необратимыми. Речь идет о наиболее сложных и масштабных преобразованиях, которые затронут все аспекты функционирования общества. Эти преобразования требуют конституционных изменений, а потому для их осуществления необходима железная политическая воля.

Первая реформа - финансовая. Надо признать: Украина стоит на грани коллапса экономики. У нас лежит промышленность, мы живем хронически в долг, перекладывая взятые нами обязательства на плечи наших детей и внуков. Эта ситуация не может продолжаться вечно. Бюджетный кодекс должен быть приведен к европейским нормам, а новый бюджет 2015 года - принят с учетом европейских требований открытости информации, чтобы каждый гражданин мог в режиме онлайн понимать, из каких средств финансируются интересующие его статьи, объекты и процессы.

Также необходимо изменить подход к внешним заимствованиям. Помощь западных кредиторов не должна идти на латание бюджетных дыр, а стать системным инструментом интеграции нашей страны в евроатлантическое пространство. Сегодня многие обсуждают "план Маршалла" для Украины, подразумевая под этим новые кредиты. Однако реальной основой нового "плана Маршалла" должны стать инвестиции в базовые отрасли Украины - инфраструктуру, транспорт, телеком, энергетику, металлургию, машиностроение, сельское хозяйство. Мы должны дать "зеленый свет" крупным западным инвестициям именно сейчас, не опасаясь продешевить. Потому что приход в страну европейского капитала станет импульсом, который сделает дальнейшие реформы необратимыми и, что крайне важно, обеспечит занятость.

Вторая реформа - децентрализация власти. В срок до 1.03.2015 года необходимо принять "реформу Гройсмана" в полном объеме, включая поправки в Конституцию. Реформу необходимо дополнить пунктом об обязательном введении внешнего управления в случае банкротства территориальных громад и ужесточении наказания глав местного самоуправления за злоупотребления властью. В срок до 1.06.2015 необходимо ликвидировать конфликтные моменты, связанные с имплементацией реформы.

Третья реформа - реформа силовых и правоохранительных органов. До 31.12. 2014 г. необходимо запустить следующие процессы:

- сформировать единый следственный орган и передать ему монополию на проведение следственных действий по тяжким и особо тяжким преступлениям; создать в его структуре отдел по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти с чрезвычайными полномочиями;

- в соответствии с децентрализацией власти создать муниципальную полицию и передать ей все полномочия по обеспечению общественного порядка (включая порядок на дорогах);

- оставить в структуре МВД: службу по борьбе с наркотиками, миграционную службу, службу по чрезвычайным ситуациям, службу внутренней безопасности;

- разработать пакет стимулов для сотрудников МВД, предусматривающий достойную социальную защиту и прозрачные правила карьерного роста в случае прохождения службы без взысканий;

- с 1.01.2015 и до 1.03.2015 - вывести за штат всех работников МВД и обеспечить их переквалификацию специальными комиссиями, в состав которых должны входить представители гражданского общества, отечественные и иностранные эксперты в области безопасности и правопорядка.

До 31.12.2014 г. реформировать СБУ, оставив за этим органом функции защиты национальной безопасности (включая аналитический и силовой блоки).

До 31.12.2014 г. реформировать Генеральную прокуратуру, оставив за ней функции надзора за правоохранительными органами и поддержки государственного обвинения в суде.

До 31.12.2014 законодательно обеспечить реформу Министерства обороны, в частности:

- принять новую оборонную доктрину страны с учетом фактора военной угрозы со стороны РФ;

- перевести формирование профессиональных армейских частей (авиация, артиллерия, флот, кибербезопасность и т.д.) исключительно на контрактную основу;

- принять государственную программу реформирования армии по стандартам НАТО (в части управления и перевооружения);

- законодательно определить статус и полномочия отрядов территориальной обороны и комплектовать их по добровольному принципу.

Третья реформа - это дерегуляция экономики. Она предполагает в срок до 31.12. 2014 г. законодательным путем:

- сократить количество налогов, упростить процедуру их начисления и администрирования с одновременным расширением налогооблагаемой базы;

- сделать процедуры открытия и закрытия бизнеса уведомительными и в электронной форме;

- сделать публичными все государственные реестры;

- создать Единую государственную службу регистрации и передать ей монополию на все регистрационные и учетные действия на центральном и региональном уровнях; законодательно обязать все государственные реестры быть гласными и публичными;

- принять закон о создании Единого портала государственных услуг и переводе документооборота в электронный вид на основе цифровой подписи.

До 1.03.2015 г. необходимо провести налоговую амнистию. Каждый должен получить право внести любую сумму на счет и уплатить с нее единый 15-процентный подоходный налог. С этого момента к происхождению капитала у государства не должно возникать вопросов.

Четвертая реформа - судебная. В срок до 1.03.2015 необходимо законодательно установить, что единственным органом контроля за деятельностью судей является Высший совет юстиции, в состав которого необходимо включить высшую квалификационную комиссию судей и Аттестационную комиссию.

В срок до 1.06.2015 необходимо провести переаттестацию судейского корпуса. В этот же срок необходимо законодательно утвердить процедуру импичмента судей, а также принять пакет мер, направленных на распространение практики суда присяжных в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Гласность и открытость - лучший стимул для профилактики злоупотреблений судей.

Также к этому времени необходимо обеспечить единство судебной системы и доступность правосудия. Граждане должны иметь возможность подать исковое заявление любого характера в любой суд. В дальнейшем сам суд должен опередить, к какой области относится иск и судьи какого профиля должны рассматривать данный иск. Судебные процедуры должны быть максимально унифицированы путем упрощения процессуального законодательства.

Пятая реформа - реформа земельных отношений. В срок до 1.03.2015 необходимо запустить рынок земли в Украине, консолидировать все кадастры, реестры, сделать их общедоступными и публичными. Земли сельхозназначения должны войти в рыночный оборот и стать полноценным активом.

Также необходимо провести так называемую "земельную амнистию" - предоставить каждому гражданину право бесплатного получения и уточнения акта собственности на принадлежащие ему земельные участки.

Законодательное обеспечение указанных выше инициатив сделает проведение реформ в Украине необратимым и навсегда изменит облик наше страны. Именно поэтому своей первоочередной задачей я ставлю внесение всех указанных выше законопроектов на рассмотрение парламента. Украина должна меняться - сейчас или никогда.

2. Обеспечить проведение экстренных секторальных реформ

Если ключевые реформы меняют скелет державы, то секторальные реформы должны помочь нарастить мышцы новому государственному организму. Эти реформы направлены на реанимацию экономики. Их осуществление - залог выживания страны в условиях постоянной военной угрозы и политической нестабильности.

Первая секторальная реформа - строительство. В условиях сокращения рабочих мест и активных миграционных процессов государство обязано поддержать строительную индустрию. Это необходимо сделать для создания достаточного количества не только новых, но и доступных рабочих мест. Не каждый может работать на заводе, но почти каждый может рассчитывать на работу на стройке.

В срок до 1.03.2015 необходимо подготовить комплекс мер по дерегуляции строительства, а именно:

- делегировать все разрешительные процедуры на уровень громад;

- привести все строительные нормы (СНИП, ДБН и т.д.) в соответствие с европейскими;

- максимально дерегулировать частное малоэтажное строительство.

В срок до 1.03.2015 г. разработать государственные программы по развитию дорожной инфраструктуры, строительству жилья для внутренне перемещенных лиц и замещению ветхого жилья.

В срок до 1.06.2015 г. громадам необходимо принять стратегии развития с указанием текущих и перспективных ремонтов и списком перспективного строительства.

Вторая секторальная реформа - реформа энергетики. Для экономического роста Украине необходимы дешевые и доступные энергоносители. Для этого в срок до 1.03.2015 необходимо:

- принять Энергетическую стратегию в соответствии с рисками энергопоставок из России;

- принять государственные программы строительства замещающих и новых генерирующих мощностей (речь идет как об атомной, так и о тепловой и альтернативной энергетике);

- принять государственную программу развития альтернативных источников энергии и новой энергетической инфраструктуры (электрических заправочных терминалов, индивидуальных систем энергообеспечения для домохозяйств и т.д.);

- законодательно обеспечить реальную конкуренцию производителей электроэнергии;

- уравнять тарифы для всех групп потребителей и заместить перекрестное субсидирование адресной компенсацией расходов на электроэнергию для социально незащищенных групп населения;

- принять программу развития электрических сетей;

- дерегулировать вопрос доступа потребителей к электрическим сетям - при избытке предложения каждый желающий должен получить желаемую мощность в один день;

- диверсифицировать поставки газа при помощи строительства терминала по приему сжиженного природного газа (при развитии у нас сланцевой газодобычи они же должны использоваться для экспорта);

- привести структуру НАК "Нафтогаза" в соответствии с третьим энергопакетом ЕС;

- создать законодательные стимулы для проектов малой и средней энергетики, позволяющие домохозяйствам и громадам выходить на уровень энергетической самодостаточности;

- создать законодательные стимулы для энергосбережения;

- принять государственную программу развития инновационной углеводородной энергетики (сланцевые технологии, пиролиз угля и т.д.).

Третья реформа - активная приватизация. Приватизация девяностых не была удачной, потому что в результате ее в стране не появился класс активных средних и мелких собственников. Ситуацию надо исправлять. Для этого необходимо в срок до 31.12.2015:

- подготовить исчерпывающий список государственных предприятий, подлежащих приватизации; продано должно быть все, кроме железных и автомобильных дорог, электросетей, атомных станций, объектов национальной безопасности и обороны, объектов культуры, образования, медицины и научных институтов;

- разработать механизм коммунализации государственного имущества - передачи в собственность громад государственной собственности в рамках децентрализации;

- разработать стимулы для передачи коммунальной и государственной собственности трудовым коллективам, группам инициативных граждан, частным лицам под инвестиционные проекты и соглашения.

Создание массового класса мелких и средних собственников также должно сопровождаться развитием инструментов фондового рынка. Граждане должны иметь возможности облегченного доступа в капитал крупных государственных компаний. Для этого все инфраструктурные государственные компании (Укрзалiзниця, НАЭК "Энергоатом", НАК "Нафтогаз" и т.д.) должны быть акционированы и выведены на национальную фондо-вую биржу.

3. Формировать коалицию на принципе личной ответственности

Наша политическая культура пока не может опираться на традиции и этику, поскольку правила голосования и набор политических игроков каждый раз менялись под очередные выборы. Неизменным оставался принцип распределения мест в органах власти по партийным квотам. Этот принцип свойственен европейской политической культуре, но в наших реалиях он приводит к тому, что посты занимаются не профессионалами, а партийными функционерами и часто - "по остаточному принципу". То есть к управлению допускаются не лучшие, а лояльные. А значит - морально готовые к коррупции. Этот подход не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Поэтому новый кабинет министров должен стать по своей сути не политическим, а технократическим. Партийные лидеры должны отойти в сторону и назначить на министерские должности реальных профессионалов-управленцев.

При этом каждый из назначенных министров должен взять на себя личные обязательства по достижению ключевых показателей эффективности. В нашем случае - это завершение законодательного оформления пяти ключевых реформ в срок до 1 июня 2015 г.

Иным способом приучить политиков быть ответственными и элементарно исполнять свои собственные обязательства и законы едва ли получится.

4. Обеспечить этапность реформирования

В условиях дефицита времени, процесс реформирования необходимо разбить на несколько этапов. В срок до 31 декабря текущего года необходимо внести в парламент первоочередные законопроекты. В срок до 1 марта 2015 г. необходимо завершить разработку всех подзаконных актов, уточнить график осуществления реформ и проголосовать их в парламенте. В срок до 1 июня 2015 г. необходимо завершить весь процесс реформирования путем урегулирования на законодательном уровне конфликтных ситуаций, связанных с осуществлением реформ на практике. После этого необходим одно- или двухлетний мораторий на изменение принятых законов.

Каждому этапу необходимо присваивать ключевые показатели эффективности, за нарушение которых руководители будут необратимо уволены.

На следующем этапе должны быть воплощены в жизнь те реформы, проведения которых потребует новая, изменившаяся страна. Это и реформа социальной сферы, и реформа медицины, и реформа образования. Будут необходимы новые секторальные реформы - агропромышленного комплекса, машиностроения, транспортной инфраструктуры, информационных технологий, и множество других. Все эти проекты будут стенами нового дома украинской государственности, который невозможно построить на хлипком, имитационном фундаменте. И в случае успеха базовых реформ проведение новых преобразований станет просто необратимым.

5. Украина - превыше всего

Вопрос территориальной целостности страны я специально вынес в отдельный пункт. С одной стороны, для успешной победы в войне нам нужна эффективная экономика и деньги. С другой - территориальная целостность не может быть предметом политического или экономического торга.

В условиях войны государство сталкивается с дилеммой: что является более ценным ресурсом - люди или территории? И честный разговор об этом должен стать началом общенационального диалога о будущем Украины.

Моя личная позиция однозначна. Контроль над государственной границей Украины должен быть восстановлен любой ценой и как можно скорее. А за жизнь, безопасность, достоинство и благополучие каждого гражданина Украины держава должна бороться до конца.

В законодательном плане это означает реализацию следующих мер:

- до 1.03.2015 разработать государственную программу реинтеграции Крыма и оккупированных территорий Донбасса (создание СМИ для вещания на оккупированных территориях, создание сети доступных государственных институтов для украинцев в зоне оккупации, создание жилищной инфраструктуры и трудоустройство внутренних переселенцев и т.д.);

- обеспечить социальную защиту и необходимые жилищные условия для внутренне перемещенных лиц из Донбасса и Крыма;

- для эффективной реализации этих мер в структуре Кабинета министров необходимо ввести пост вице-премьера по реинтеграции оккупированных территорий.

Сегодня Украина находится в ситуации политического противостояния между победившими сторонами на выборах. Эта история внутривидовой борьбы за власть уже была у нас во время противостояния президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко и стоила стране потери темпов развития и прихода к власти Януковича.

Сегодня необходимо бросить все силы на то, чтобы в зародыше исключить аналогичный сценарий развития событий. И первым шагом в этом направлении должен стать не дележ портфелей, а четкий, понятный и публичный план действий, вокруг которого необходимо консолидироваться государственным управленцам.

Вторым шагом должен стать жесткий мониторинг всех обещаний и действий правительства со стороны как гражданского общества, так и международных организаций. Только так мы сможем укрепить доверие к государству со стороны граждан и международных партнеров и вернуть Украину на путь развития и реальной евроинтеграции.

Поділитися
Помітили помилку?

Будь ласка, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter або Надіслати помилку

Додати коментар
Всього коментарів: 0
Текст містить неприпустимі символи
Залишилось символів: 2000
Будь ласка, виберіть один або кілька пунктів (до 3 шт.), які на Вашу думку визначає цей коментар.
Будь ласка, виберіть один або більше пунктів
Нецензурна лексика, лайка Флуд Порушення дійсного законодвства України Образа учасників дискусії Реклама Розпалювання ворожнечі Ознаки троллінгу й провокації Інша причина Відміна Надіслати скаргу ОК
Залишайтесь в курсі останніх подій!
Підписуйтесь на наш канал у Telegram
Стежити у Телеграмі