"Я Вакха видел средь далеких скал…"

Поделиться
"Я Вакха видел средь далеких скал…"
Крымский пленэр дал возможность стать свидетелем таинства создания. Завораживающее ощущение охватывает все естество, когда видишь, как филигранно точные, словно у хирурга, оперирующего сердце, движения руки с кистью рождают произведение петриковской школы росписи.

Песня, коль написал ее

пьющий лишь воду, -

Да, Меценат, Кратин
когда-то так утверждал, -
не будет В утехе
от долголетья и славы…

Квинт Гораций Флакк.
"К Меценату"

Суетная круговерть жизни в мегаполисе не очень совместима с чтением античной классики. Но 18 дней пребывания в крае, где на правах автохтонного населения когда-то жили неистовые нимфы и козлоногие сатиры, вынудили взять в руки книгу Квинта Горация Флакка - того самого, творившего рядом не только с богами и мифическими существами, но также с Гаем Цильнием Меценатом. Да, с тем самым чудаком, помогавшим художникам и поэтам, не требуя ничего взамен, не отказывая и не ссылаясь на финансово-экономические трудности в Римской империи...

Еще каких-то сто с лишним лет назад эта часть крымского побережья была почти безлюдной, а открытки с первозданными горно-морскими видами подписывали: "Кокъ-Тебель". Максимилиан Кириенко-Волошин, будущий певец древней Киммерии, сначала увидел здесь лишь "скупость и скудость природы и красок", но в конце концов влюбился в "оригинальность и красоту Коктебеля" и остался верен этому чувству до последнего вздоха. Более 80 лет прошло с тех пор, как опустел всегда гостеприимно открытый для художников дом поэта, но и сегодня он манит к себе художников, поэтов, музыкантов, да и просто хиппиподобных "максимилиановолошинцев", навсегда, кажется, расположившихся лагерем у подножия горы Кучук-Энишар, на вершине которой похоронен их кумир.

Впрочем, Коктебель вызывает ассоциации не только с культовым поэтом Максимилианом Волошиным, но и с виноградом, виноделием и торговой маркой "Коктебель". Слово "меценат" теперь пишется с маленькой буквы, так как стало означать не фамилию, а, скорее, состояние души. Но люди, имеющие склонность к такой деятельности, достойны всяческой похвалы. Несмотря на финансово-экономические трудности, знакомые нам не меньше, чем Горацию, они выделили немалые средства на проведение очередного, уже юбилейного пятого, международного украино-французского симпозиума-пленэра "Виноград. Виноделие. Вино. Коктебель-2013", проходящего под эгидой ассоциации "Украина-Франция".

Вполне логично, что среди участников этого художественного мероприятия были художники из Франции и Украины. Но не только. Настоящей мультикультурности и творческой многовекторности привнесли мастера из Беларуси, Ирана, Туркменистана, России. Главный селекционер коктебельского виноградника... простите, симпозиума-пленэра, Павел Ротар объяснил свой выбор желанием вернуть Украине статус "брендовости", которым она владела во времена СССР: служить стремились - в Украине, отдыхать - в Украине, даже спокойно доживать век хотели не за Уралом или полярным кругом, а в Украине. Открытые границы дают право выбора, поэтому надо снова убеждать бывших сограждан и их потомков, что Украина принадлежит к самым лучшим местам планеты. А кто убедительнее и ярче расскажет об увиденном, прочувствованном? Конечно, художник! Правда, не обошлось без ложки дегтя - наши амбасады в Иране и Туркменистане не пошли навстречу участникам крымской художественной акции, просившим вполне на законных основаниях не брать с них, как с эмиссаров культуры, плату за визы. Ну, пополнили клерки казну государства на горстку долларов, но того, что не измеряется деньгами, страна потеряла намного больше.

Команда художников разместилась в отеле "Аравана", расположенном в поселке Курортное (на старых открытках эта местность еще носила название Отузы). На две с половиной недели творцы получили стационарные номера-мастерские и величественные виды - мечту каждого живописца (кстати, организаторы полностью обеспечили участников форума подрамниками и грунтованным полотном).

Для концентрации вдохновения едва ли не ежедневно проводили экскурсии. Часто - в места, не доступные не только "дикому" туристу, но и организованным группам. Массив Кара-Даг, к счастью для природы, - заповедная зона. Конечно, много времени было посвящено ознакомлению с виноградниками, этапами его выращивания и сбора. Пока не увидишь собственными глазами, сколько кропотливой работы вкладывается в каждую виноградную лозу, до тех пор воспринимаешь виноделие как обычный технологический процесс: собрали, перебродило, закупорили, продали. Истинные творцы вина - хранители тысячелетнего опыта, который невозможно измерить лишь параметрами содержимого сахара и спирта. Верю, что злой человек не способен создать хорошее вино, зато может мгновенно превратить его в уксус, да и то гадкий.

Да, виноделие - большой жестокий мировой бизнес, но вместе с тем - это настоящее искусство. Недаром виноградная лоза, виноградные гроздья, вино с ветхозаветного времени используют как религиозные, философские символы. Даже в украинской вышивке, в обрядовых рушниках мотив винограда встречается чрезвычайно часто. Об этой сложной символике прочитал настоящую поэму-лекцию Юрий Мельничук, заместитель директора Национального центра народной культуры "Музей Ивана Гончара".

Каждый вечер один из участников пленэра презентовал себя и свое творчество, и даже проводил мастер-классы для желающих приобщиться к секретам его мастерства.

Перед каждым художником хочется снять шляпу. Но тогда пришлось бы снять целых две дюжины шляп... А сейчас попробую хоть немного воссоздать атмосферу общения, царившую над морем под склонами Кара-Дага.

Художники не слишком публичные люди - если художник день и ночь танцует в разноканальных телешоу и без передышки блестит самовосхваляемыми интервью в глянцевых журналах, возникает резонный вопрос: "А когда же работает этот титан палитры?".

Крымский пленэр дал возможность стать свидетелем таинства создания. Завораживающее ощущение охватывает все естество, когда видишь, как филигранно точные, словно у хирурга, оперирующего сердце, движения руки с кистью рождают произведение петриковской школы росписи. Наталия Статива-Жарко работает виртуозно и легко. Но понимание того, что за этой обманчивой легкостью - годы ежедневного труда и вековая традиция, приходит тут же - как только сам пытаешься хотя бы повторить образец... Недаром петриковскую роспись предложено включить в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Удивительно, но искусство миниатюры, презентованное произведениями иранского художника с Исфахана Мосхеном Фаттани, многими мотивами и художественными приемами перекликается с традиционной украинской росписью - цветы, листья, ягодные гроздья, удивительные разноцветные птицы одинаково совершенно переплетаются в орнаментах, родившихся над Днепром и созданных над рекой Заендеруд.

Три французских художника представляли разные части Франции, различные течения и жанры искусства.

Даниэль Сум - веселый, общительный, трудолюбивый. Он, очевидно, первый схватился за краски и кисти и бросился воссоздавать на полотне невиданные ранее пейзажи. Андре Жоливе чаще можно было увидеть с компьютером, чем с карандашом. Но его продолжительное и внимательное созерцание нашего моря, гор и виноградников наконец дало результат, правда, несколько авангардный и неожиданный. Третьего гостя из Франции трудно уже и гостем назвать - более 10 лет Сирил (по-нашему Кирилл) Горишный пропагандирует с помощью фотоискусства Украину в мире, заодно возвращаясь к своим этническим корням. Настоящим праздником стало посещение тремя французами детской школы искусств в Коктебеле. Запланированный программой мастер-класс перерос в настоящий фестиваль, на котором свои таланты демонстрировали и гости, и ученики, и преподаватели.

А какие замечательные живописцы из Беларуси - умелая академическая рука и абсолютная свобода использования цвета, композиции, трактовка заданной темы. Многие художники завершили пленэр коллекцией этюдов, эскизов, которые со временем, в уютной мастерской, должны воплотиться в завершенные произведения. Представители белорусской школы живописи Олег Чубаков, Наталия Брилева, Сергей Римашевский удивили большими полотнами, на которых каждый мазок уже лежал на своем месте, - хоть тут же вставляй работы в рамы и выставляй в галерее или отправляй на аукцион.

Рахмону Умарову участники пленэра, кажется, немного позавидовали: туркменское экономическое чудо не обошло художников: заказов - на годы вперед. Школы, офисы, больницы, государственные учреждения обязательно украшают произведениями искусства. А настоящему мастеру всегда есть место под солнцем. Подумалось: а вдруг Украину засыпет деньгами, когда начнем добывать свой сланцевый газ? А вдруг олигархи бросятся украшать города и села произведениями высокого искусства? И охватит тогда нашу землю Неоренессанс, и исчезнут из фольклора басни о бедных художниках!

Виктор Бычков носит звание заслуженного художника России. Возможно, в московско-петербургских мегаполисах, как и у нас, произошла девальвация почетных регалий, но Виктор представляет Владимир, а там - не главная площадка борьбы за лавры. Его искусство не кричащее, глубокое, преисполненное сочувствия, уважения и любви к своей земле. Виктор Бычков был одним из самых отважных живописцев пленэра - даже почти заполярная погода, царившая тогда в Крыму, не помешала ему ежедневно штурмовать с этюдником горы.

Как жаль, что пленэр так быстро прошел. Но дни общения, итоговая выставка в Доме-музее Максимилиана Волошина, несомненно, добавили художникам воодушевления, впечатлений и оптимизма. Через несколько месяцев они встретятся снова. Теперь уже - под сводами Софии Киевской. Там откроется большая выставка, которая станет результатом этой большой художественной акции. Надеюсь опять увидеться там со Светланой Галдецкой, Ириной и Андреем Гроха, Александром Жарко, Костем Лавро, Михаилом Фирманом, Татьяной Ягодкиной, Василием Копайгоренко, Александрой Гордиец, Виталием и Людмилой Митченко. Со всеми художниками, делающими мир добрее, веселее, человечнее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме