Рождество в Риме

12 декабря, 2014, 21:26 Распечатать Выпуск №47, 12 декабря-19 декабря

Рождество, конечно, лучше всего праздновать дома, в семейном кругу, ибо событие, по случаю которого возник это праздник, сугубо семейное — рождение маленького Иисуса. Вот только отмечают его христиане западного и восточного обрядов в разные дни, поскольку придерживаются разных календарей.

 

 

 

Рождество, конечно, лучше всего праздновать дома, в семейном кругу, ибо событие, по случаю которого возник это праздник, сугубо семейное — рождение маленького Иисуса. Вот только отмечают его христиане западного и восточного обрядов в разные дни, поскольку придерживаются разных календарей. Что дает очередной повод подтрунивать скептикам и еще один железный довод материального происхождения мира — атеистам. Зато любители путешествий могут убить двух зайцев сразу — сначала отметить католическое Рождество, а затем полакомиться еще и православной кутьей.

Бытует мнение, что в дни рождественских праздников не стоит путешествовать в страны, отмечающие Рождество по григорианскому календарю, т.е. в конце декабря, там, дескать, в течение рождественских каникул все закрыто, а потому ничего не купишь и не поешь. Не верьте. Это не Украина. Европейцев наше трепетное ничегонеделание в религиозные праздники удивляет. Там в эти дни все работает (возможно, в Польше нет — из всех католических стран самой клерикальной). Ну, почти все. Как бы там ни было, но голодным-холодным и без сувениров не останетесь.

По крайней мере, в "столице мира" — католическом Риме. Разве что в первый день праздников, 25 декабря, придется обойтись без шопинга, поскольку утром принято — в церковь, а после обеда — в гости к семейству. Во все остальные дни все — к вашим услугам.

Встречай Рождество
с семьей, а Пасху —
с кем хочешь

Так шутят в Италии (да и везде так считают). Но лучше всего тем, кому есть к кому в Риме приехать — тогда воочию увидишь, как по-настоящему отмечают там Рождество. Если хозяева чтут религиозные каноны, то в Сочельник, 24 декабря, вся семья сядет за празднично накрытый постный стол. Как и у нас, это богатый ужин: рыба, морепродукты, сухо- и свежие фрукты — кроме разве что яблок (ничего в эти дни не должно напоминать о первородном грехе). И если в доме уже все взрослые, дарить и распаковывать подарки будут именно вечером.

Если же в семье есть дети, то время подарков — утро
25-го. Причем рождественских подарков дети ждут больше, так как они обычно даже лучше, чем на день рождения. И дарят их не гости, их оставляет под елкой Баббо Натале — итальянский Санта Клаус-Дед Мороз.

Ну, и обед в этот день о-о-очень вкусный, самый мясной и чисто итальянский: тортеллини, лазанья, паста, и все — с мясом, супом или просто мясо в супе (эдакое ассорти — что-то вроде как если наша домашняя колбаска, кровянка, котлеты и кусочки копченой ветчины вместе долго варятся в супе). И каждый, кто зайдет в дом, будет желанным гостем.

Этой гостеприимной традиции уже много лет. В Древнем Риме в дни зимнего солнцестояния отмечали Сатурналии — праздник завершения сельскохозяйственного года, когда урожай — уже в кладовой. Праздновали все, даже преступников тогда не наказывали, а рабы были равными с хозяевами — могли сидеть за одним столом, пить-гулять и поносить последними словами своих владельцев, а те не смели противиться, наоборот — угождали, как могли. Так утверждают предания.

И только в IV в. Сатурналии, соединившись с праздником Солнца побеждающего, превратились в Рождество. Заметьте: в рождественской легенде также все связано с сельским хозяйством. Иисус родился в яслях, в его учении люди сравниваются со стадом ("паства" на латыни) или агнцами (ягнятами), а последователи — с пастырями (пастухами). И современные рождественские традиции — явно из того времени. Звезда на верхушке елки или у колядников — это Вифлеемская звезда (в Риме — одно из самых популярных украшений во время Рождества и необычайно хороший сувенир). Маскарад, маски, колядники — некое воссоздание животных, присутствовавших при рождении Христа. Волхвы с дарами — прообраз доброго дедушки с подарками. Более того: именно в IV в. реально жил святой Николай (его мощи хранятся в итальянском городе Бари), имя, образ и добрые дела которого со временем трансформировались в Санта Клауса (сокращение от Святого Николауса).

Праздник начинается!

Для меня год назад Рождество в Риме началось с площади Святого Петра. Туристов, которыми Рим обычно кишит, в тот день было здесь настолько в меру, что все грандиозное пространство перед собором Святого Петра, с балкона которого обращается к верующим Папа Римский, предстало как на ладони. Здесь чувствуешь себя совсем маленьким. Ведь вокруг площади — гигантские сооружения. Собор Святого Петра высотой 189(!) метров (с 1626-го по
1990-й он был самым большим христианским храмом в мире — более 29 тыс. кв м — пока в Ямусукро, столице африканской республики Кот-д'Ивуар, не возвели базилику Нотр-дам-де-ла-Пэ на каких-то 63 кв м больше, однако внутреннее пространство этих храмов спроектировано так, что базилика в Ямусукро может вместить одновременно до 18 тыс. чел., а римская — до 60 тыс.).
284 высоченные колонны, над которыми установлены 140 статуй святых и мучеников. А в центре площади — обелиск высотой с 13-этажный дом — 35,5 м.  

Потрясенный окружающим величием взгляд выхватывает другое, более простое и привычное — украшенную елку, хоть и высокую, но все равно слишком хрупкую как для этого пространства. Рядом — красочный вертеп. Такие вертепы — где-то ограничены несколькими фигурками, а где-то — роскошные экспозиции со многими персонажами, старательно воспроизведенными зданиями и видом, — в эти праздничные дни — во всех римских базиликах и людных местах. И дома у римлян тоже. Их обычно ставят еще 8 декабря, когда католики отмечают День непорочного зачатия. В праздничной процессии в этот день участвует сам Папа Римский. Он приезжает на площадь Испании, чтобы возложить венок к Колонне непорочного зачатия, увенчанной статуей Девы Марии. И, что интересно, фигурку Иисуса Христа добавляют в вертепах только 25 декабря — в день его рождения по григорианскому календарю.

Вертепы зачастую — это настоящие произведения искусства. Раньше они были основным украшением праздников — поговаривают, традиция пышно украшать улицы и площади на Рождество появилась в Риме не так давно: будто бы и елку на площади Святого Петра распорядился поставить лишь наш земляк Папа-славянин — Иоанн Павел II...

Праздник сильнее ощущается в центре города, где искусственными елочными гирляндами обрамлены входы в магазины, кафе и рестораны, а холлы богатых отелей словно соревнуются, чья елка роскошнее. Как и витрины магазинов. Украшенные елки нередко стоят и в подъездах жилых домов. Эти подъезды так и хочется назвать парадными — настолько они красивы и опрятны. Город сияет: праздничная иллюминация на центральной улице Виа дель Корсо, например, расположена не поперек улицы, а вдоль — эдакая бесконечная радуга на всю ночь.

Обязательное праздничное украшение в Риме, как и во многих странах Западной Европы, — рождественник. Точнее, рождественская звезда. Это вазон с ярко-красными цветами (иногда — с розовыми или белыми). Не похожий на наш традиционный рождественник — зигокактус, который зацветает четко в третьей декаде декабря, а после рождественско-новогодних праздников стоит себе тихонько до следующего Рождества. Европейский цветет добрых полгода. Он уже появился и у нас, но просто как комнатное растение. В Риме же на Рождество этот цветок царит везде, начиная с композиций в аэропорту и заканчивая клумбами у Колизея. За что отнюдь не европейскую, а мексиканскую по происхождению пуансеттию в прихотливой и супербогатой цветами Европе удостоили чести стать рождественской звездой и символом Рождества — узнать не удалось. Разве из-за того, что красным цветет. Ведь красный — цвет Рождества: красные шарики на елках, красные банты и украшения на гирляндах, красные скатерки на столах придают празднику красоту, а людям — радость.

Для кого в домах дымоходы?

Пожалуй, нам еще нужно время, чтобы привыкнуть к тому, что Рождество — несравнимо более важный праздник, чем Новый год, которому советская власть придала украденную им рождественскую форму, но наполнила сугубо советским содержанием. А итальянцы, в том числе и европейцы в целом, относятся к Новому году, как к чисто символической календарной дате. Хотя доверчивых туристов пугают рассказами о том, как опасно в новогоднюю ночь гулять по улицам итальянских городов. Мол, из окон летят старая мебель и старые вещи — так экспрессивные жители Апеннинского полуострова освобождают место в доме для нового счастья, перед этим обязательно рассчитавшись с долгами. Но на самом деле утром 1 января вряд ли вам попадутся на тротуарах завалы табуреток или диванов ...

Новый год в Италии принято встречать в компании друзей в ресторане или в гостях. Обязательно на столе должна быть жирная свиная колбаса и чечевица — символ удачи и богатства. Хорошо поев и разогревшись замечательным вином, все идут на площадь, где под открытым небом проходят концерты и массовые гуляния. В Риме в новогоднюю ночь особенно популярна площадь Народа, где взлетают в небо фейерверки, и в точном соответствии с административным названием полно народу.

На протяжении рождественско-новогодних праздников нельзя обойти стороной и площадь Навона. Когда-то Юлий Цезарь построил здесь стадион. Нынче площадь известна знаменитым фонтаном четырех рек и художественными вернисажами. А зимой римлян и гостей столицы больше всего манит сюда рождественская ярмарка. Чего здесь только нет! Сладости, игрушки, сувениры, картины, посуда, елочные украшения, статуэтки и детали для вертепов, сапожки, чулки и валенки для подарков.

Самый популярный персонаж — ведьма на метле. Вылитая Баба Яга, но одета по-европейски: остроконечная шляпа, длинный плащ, латаная юбка и дырявые тапочки или рваные шерстяные чулки. Попробуй-ка назови бабой такую фасонистую сеньору! Нужно элегантнее — просто ведьма. Пардон, Бефана. Без нее в Италии рождественско-новогодние праздники не обойдутся, точнее, последний из этих праздников — Богоявление, который католики отмечают 6 января. Его еще называют праздником Епифании, или праздником Трех королей — в честь трех волхвов, пришедших с дарами к новорожденному Иисусу.

По легенде, волхвы именно у Бефаны спрашивали путь в Вифлеем. А она нет чтобы самой провести путников — лишь махнула рукой, куда идти. А потом и захотела догнать, да где там — с ее допотопным транспортом. С тех пор Бефана в ночь с 5 на 6 января ищет среди детворы маленького Иисуса, чтобы попросить у него прощения. Пикирует в дымоход — и, не найдя Божьего младенца, оставляет в чулке хорошим деткам — конфеты, а непослушным — угольки.

В этот праздничный день не только на площади Навона, но и на площадях других итальянских городов устраивают ярмарки и концерты. Последние крошки рождественского веселья: "Бефана пришла и праздники все вымела.

И нам пора домой — отмечать православное Рождество. 

...Прощаясь с рождественским Римом, мы пришли на автовокзал чуток пораньше. Перед его гигантским прозрачным зданием тоже стояла вся в гирляндах и игрушках елка. Внизу она была густо увешана бумажками. Как в Стене плача в Иерусалиме, люди оставляли здесь свои записки. Разными почерками, на разных языках. Многие — на украинском и русском. Иногда целые письма о жизни, о любви, о желании. Откровенно, с подписями, в надежде, что знакомые никогда этого не прочтут. А Бог обязательно услышит. Ведь это Рим, и это — Рождество, когда небо открыто для наших желаний.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно