Война: "инвентаризация" победы и боли

22 мая, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 22 мая-29 мая

Наше общество никогда не вернется с войны, пока не решит правовые, медико-социальные и социальные проблемы воинов АТО. Граждане, отважно бросившиеся защищать Родину, не думали о социальных и юридических гарантиях своей защиты. К сожалению, многим из них суждено было прийти с войны раненными и искалеченными...

 

 

Наше общество никогда не вернется с войны, пока не решит правовые, медико-социальные и социальные проблемы воинов АТО. Граждане, отважно бросившиеся защищать Родину, не думали о социальных и юридических гарантиях своей защиты. К сожалению, многим из них суждено было прийти с войны раненными и искалеченными...

По сравнению с "мирной" жизнью с ее бюрократическим беззаконием ситуация на фронте многим бойцам кажется более определенной, чем пребывание наедине с бездушной государственной машиной.

Провозглашать "Возвращайся живым!" и ставить на этом точку — кощунство. Не менее важен и другой лозунг — "Становись здоровым и успешным!" Без этого общество всегда будет лихорадить: от неуверенности в самих основаполагающих принципах существования нашего государства и коллективной вины перед воинами.

Поэтому общество сейчас любой ценой должно выиграть битву с государством — чтобы все мы вернулись с войны, а не только прекратили боевые действия.

Мое знакомство с полком Нацгвардии "Азов", известным не только победным участием в боях, но и одноименной успешной командой волонтеров в составе Гражданского корпуса, началось с беседы с бойцом этого добровольческого формирования 25-летним Евгением Сытенко

— Я воевал, когда "Азов" был полком особого назначения. Статус участника боевых действий и инвалида войны получил чуть ли не с боем, — рассказал Евгений. — На межведомственной комиссии чиновники голосованием решают, имеешь ли ты отношение к АТО. Инвалидность второй группы мне предоставила МСЭК. Ее надо каждый год возобновлять, словно ампутированная нога может отрасти.

В добровольческом батальоне деньги на зарплату нам собирали волонтеры. Потом мы вошли в штат структуры МВД. Поскольку раненых не переводят в Нацгвардию, я до недавних пор имел милицейские "корочки" — инспектор, младший сержант. Уволился из МВД, и теперь эта государственная структура должна оформить мне пенсию. Очень много бюрократии, чиновники — как сонные мухи. В стране ничего не изменилось. Какую пенсию начислят — военную, инвалида войны или гражданскую, я до сих пор не знаю. И только тогда смогу получить выплату за ранения. Нас, добровольцев, недавно приравняли к воинам ВСУ, и якобы мне полагаются две выплаты: 30 тыс. грн — от МВД и около 200 тыс. — от государства. Опять нужно собирать медсправки, выписки… 

О Госслужбе по делам ветеранов войны и участников АТО я вообще ничего не знаю. Никакие государственные соцслужбы мной не занимались. Только служба соцобеспечения и юридическая служба "Азова".

Работаю сейчас на заводе "АТЕК". Ремонтирую побитую технику из зоны АТО, чтобы снова вернуть ее на фронт.

Двухкомнатную квартиру в Макарове, в 30 км от Киева, мне дал Турчинов. Жилье служебное. Чтобы прописаться, я должен быть действующим сотрудником МВД, а я уже уволился. Теперь вывожу квартиру из статуса служебной, чтобы приватизировать. Прописал жену и ребенка — они родом из Днепропетровска. На работу добираюсь на машине, которую предоставил "Азов". 

К раненым воинам во всем мире относятся с уважением, а семьи погибших пожизненно обеспечивает государство. А у нас... 

Приходят ребята из зоны АТО, и начинается ад…

Поддержка воинов: климат социума и обязанность государства

"Сейчас часто повторяют, что это война российского государства (при парализованном российском обществе) против украинского общества (при парализованном украинском государстве), — рассказывает начальник юридической службы "Азова" Ярослав Бабич. — Это касается и темы нашего разговора. Во-первых, законодательство Украины, особенно в сферах военного строительства, а также социально-правовой защиты военнослужащих и ветеранов, писалось в мирное время. Во-вторых, даже предусмотренное законом реализовать удается, мягко говоря, не всегда. Так, согласно ст. 12 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", участники боевых действий имеют право на бесплатные лекарства, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и изделия медназначения по рецептам врачей; на первоочередное бесплатное зубопротезирование; бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения; на ежегодное медобследование и диспансеризацию с привлечением необходимых специалистов; первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях, аптеках и первоочередную госпитализацию; внеочередное устройство в учреждения соцзащиты населения, а также обслуживание службами соцзащиты на дому. В случае невозможности осуществить такое обслуживание учреждениями соцзащиты, возмещаются затраты, связанные с уходом за ветераном войны.

Фактически же большинство этих льгот невозможно реализовать из-за банального отсутствия бюджетного финансирования. Учреждения здравоохранения, которые вызываются нам помочь, все равно не обходятся без волонтерской помощи лекарствами, расходными материалами и т.п.

Или еще пример: детям участников боевых действий, погибших на территории других государств, предоставляется право на внеконкурсное поступление в вуз, преимущество при поступлении в ПТУЗ и на курсы для получения соответствующих профессий. Вполне логично распространить эти льготы и на детей погибших участников АТО.

Также для участников АТО должны быть установлены налоговые льготы, право на льготные торговые патенты, льготное право на получение земельных участков и т.п. Все это требует решений ВР, Кабмина, других органов. К сожалению, в последнее время соответствующие законодательные инициативы, в частности и наши, довольно туго продвигаются через парламентские комитеты".

Раненые бойцы из батальона спецназначения НГУ "Донбасс" жалуются, что в течение полугодичного срока получения статуса участника боевых действий им за зарплатой резервиста (980 грн) приходилось ездить в в/ч 3027 в Новые Петривцы, потому что на банковскую карточку ее не переводят и к тому же задерживают. А ведь есть раненые и на костылях...

Михаил Савульчик, бывший командир отделения в штурмовой роте "Донбасса", получил минометное ранение в Иловайске: "Готовлюсь к шестой операции и прохождению ВВК и МСЭК. Последнюю зарплату, за март, получил в конце апреля. За апрель дадут неизвестно когда. 

На войне намного проще — там люди другие и все понятно. А тут: "Зачем эта война, зачем вы туда пошли?" Очевидно, надо вводить военное положение. Иначе до людей не дойдет, что вокруг совсем не мир". 

"Я считаю правильным, чтобы ветераны и инвалиды войны получали весь пакет правовой и медико-социальной помощи, так сказать, под ключ, — говорит Я.Бабич. — Сбор документов и справок нужно перевести на госслужащих, процесс — оптимизировать: убрать часть органов, ввести электронную систему документооборота. 

Есть, например, требование, что для установления обстоятельств ранения соответствующая комиссия должна побывать на месте случившегося и составить его описание. Это, мягко говоря, не всегда возможно. Если бы кто-то пытался выполнить это буквально, то в большинстве случаев пришлось бы… просить зеленый коридор у "ДНР". Военные ведомства до сих пор руководствуются нормативными актами мирного времени, но за год их уже давно можно было переписать! Мы предложили проект изменений в это положение и передали его в Минобороны.

Готовим инициативу и по созданию специальной межведомственной патронажной службы, в задачи которой должно входить все: от разнообразной (социально-правовой, морально-психологической и т.п.) помощи раненым до обеспечения погребения, должного чествования памяти погибших, помощи их семьям...

Логично предположить, что со стороны воинов (или семей погибших) будет много исков о признании статуса участника боевых действий (или статуса семьи погибшего), факта боевых ранений и соответствующих выплат за них, предоставления инвалидности и льгот. Бесплатную правовую помощь воинам можно ввести в рамках государственной патронажной службы, чтобы государство оплачивало им юридические услуги".

Общество должно залечить боевые раны законностью 

Если твою гражданскую самореализацию насильственно и абсурдно ограничивает государство, это так же больно, как и ранение на войне. Именно в военное время и нужно реформировать властную среду. 

Наши собеседники — нардеп Украины, заместитель председателя комитета ВР Украины по делам ветеранов, участников боевых действий, участников АТО и людей с инвалидностью Юрий-Богдан Шухевич и его помощник правозащитник Олекса Чорнота.

О.Ч. — Некоторые слишком осторожные мелкие чиновники усматривают "позитивную динамику" в том, что социальные и правовые проблемы воинов АТО якобы "ускоренно" решаются по сравнению с тем, как это было в начале. Разве это не абсурд? Ведь закон о статусе участника боевых действий заработал с сентября прошлого года, а война продолжается с марта… 

Ю.-Б.Ш. — К тому же закон содержит ряд несогласованностей. Самая простая в правовом смысле ситуация была с воинами ВСУ, Нацгвардии, Погранвойск. Большинство добровольческих батальонов теперь зачислены в Нацгвардию или ВСУ. Однако еще до получения легального статуса воины этих вооруженных образований погибали, получали ранения, которые приводили к инвалидности. И… оказывались "в воздухе". В добровольческих батальонах с ними происходили странные вещи. В свое время в "Айдаре" бойцов оформляли на 0,25 ставки сторожей (300 грн, которые им так и не выплатили), а ранения признавали бытовыми травмами.

О.Ч. — Еще 6 мая 2014 г. к этому закону приняли изменения. Согласно им, статус участника боевых действий предоставлялся только военнослужащим ВСУ, Нацгвардии, СБУ и МВД, принимавшим участие в АТО. 1 июля 2014 г. были внесены изменения о предоставлении статуса комбатанта резервистам, военнообязанным и работникам предприятий, учреждений, организаций, которые принимали непосредственное участие в АТО. Причем мы сразу задали вопрос: если воин является резервистом или военнообязанным, то с момента призыва он — военнослужащий? Абсурдно разделять эти две категории. Если вследствие выполнения обязанностей военной службы он становится инвалидом, то, согласно постановлению правительства от 25.12.2013 г. №975, военнослужащему выплатят единовременное пособие вдвое большее, чем резервисту и военнообязанному. Скажем, военнослужащему, которого признали инвалидом I группы вследствие выполнения обязанностей военной службы, должны выплатить единовременное пособие в размере 304500 грн. А такому же инвалиду I группы, но уже резервисту или военнообязанному — лишь 146160 грн. Это несправедливо, и мы обратились по этому вопросу к правительству. 

Тогда же, в июле этим законом определили статус гражданских лиц, принимавших участие в АТО, — их также приравняли к участникам боевых действий. Кабмину понадобилось больше месяца, чтобы разработать порядок предоставления статуса комбатанта. 20 августа 2014-го приняли соответствующее постановление №413, а в силу оно вступило 10 сентября. 

В изменениях в упомянутый закон мы предложили устанавливать гражданским лицам другой статус — участника войны, потому что не может воюющий с оружием в руках получать как строитель в командировке. И в случае гибели гражданских на войне их семьям должны предоставлять статус семьи погибшего. При ранении — статус инвалида войны. То же самое и в отношении волонтеров, без которых армия развалилась бы.

Правовая коллизия без иллюзий

О.Ч. — Анатолий Копанецкий воевал в добровольческом батальоне "Айдар", когда тот уже был в подчинении Минобороны. Получил тяжелое осколочное ранение в живот. В промежутках между сложными операциями вынужден доказывать, что, не будучи мобилизованным через военкомат в свои 55 лет, сознательно встал в ряды защитников Отчизны. Чтобы получить статус комбатанта по чиновничьим предписаниям, он должен хоть на день вернуться в зону боевых действий, причем обязательно быть призванным через военкомат. Для этого его надо признать пригодным к службе. Но он же инвалид, еще и почтенного возраста... 

Есть справка о ранении и справка ВВК о том, что ранение он получил при выполнении обязанностей военной службы. Мы с Юрием добились, чтобы МСЭК признала А.Копанецкого инвалидом II группы вследствие ранения, связанного с выполнением обязанностей военной службы. Но в Пенсионном фонде требуют справку, что он был военнослужащим в зоне АТО. Так что у воина-добровольца с назначением пенсии проблемы — она может быть или военная, или общая. 

Давно настало время реформировать систему органов МСЭК, потому что статус инвалида войны предоставляют только областные МСЭК. То есть парень из далекого села с каждой бумажкой должен ездить в облцентр.

Надо менять действующее законодательство. На вопрос, почему нельзя организовать в военном госпитале осмотр раненых на МСЭК, руководство отвечает, что военнослужащие получают денежное обеспечение намного выше, чем пенсия. Получать же одновременно обе выплаты законом не предусмотрено. Человек должен уволиться с военной службы и только тогда получать пенсию. 

Ю.-Б.Ш. — Установленный до сих пор действующим (несмотря на десятки моих обращений ко всем руководителей правительств 2007–2014 гг.) правительственным постановлением №832 от 26 июля 1996 г. размер пособия по уходу за инвалидом I группы составляет 4 грн 80 коп. в месяц, то есть приблизительно 16 коп. в день. Причем помощь выплачивается лишь трудоспособному лицу (непенсионного возраста), ухаживающему за инвалидом, только после предоставления множества документов о том, что оно не работает, не учится, не получает пенсию, не стоит на учете в службе занятости, не зарегистрировано частным предпринимателем и т.п…

Защита прав воинов АТО

Ю.-Б.Ш. — Закон о ветеранах войны различает несколько категорий: участник боевых действий (или комбатант), участник войны, инвалид войны. Есть еще семьи погибших. Если на войне ранен комбатант, он становится инвалидом войны. Добровольцев там нет — мы пытаемся "втиснуть" их в законодательное поле. Пока что в законопроектах предусмотрена социальная и правовая защита только тех, кто перешел под юрисдикцию ВСУ, Нацгвардии или МВД. Мы ставим перед законодателями вопрос о признании инвалидами войны и тех раненых добровольцев, подразделения которых не вошли в состав ВСУ, НГУ или МВД, а также в случае гибели таких лиц о предоставлении их семьям статуса семей погибших.

О.Ч. — Что же касается размера единоразового денежного пособия, то оно зависит от группы и причины инвалидности или степени утраты трудоспособности. Для военнослужащих — один, для резервистов и военнообязанных — другой. Исчисляется от прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (1218 грн). Например, для военнослужащих — инвалидов II группы вследствие выполнения обязанностей военной службы единовременное пособие составляет сумму, равную 200-кратному размеру прожиточного минимума (243600 грн), а для резервистов и военнообязанных — 90-кратному (109620 грн). Для III группы — 150-кратному (182700 грн) и 70-кратному (85260 грн) соответственно.

Военнообязанные, резервисты и их родственники должны требовать выплатить им помощь в размерах, установленных для военнослужащих, поскольку с момента мобилизации военнообязанных и резервистов они становятся военнослужащими со всеми вытекающими правами и обязанностями. Это можно установить в судебном порядке. 

О.Ч. — Есть законопроект пана Юрия о том, чтобы воинов, которые пойдут в суды отстаивать свои права, освобождали от уплаты судебного сбора. Он касается также членов семей погибших и мирных жителей, которые погибли или пропали без вести в районах проведения военных действий или АТО.

Теперь семье погибшего должны предоставить соответствующие льготы и выплатить единовременное пособие в размере 609 тыс. грн (500-кратный размер прожиточного минимума), а несовершеннолетнему ребенку — назначить пенсию в связи с потерей кормильца.

О.Ч. — Законопроект №1688 "О внесении изменений в Закон Украины о статусе ветеранов войны" — это попытка узаконить предоставление статуса инвалида войны раненым добровольцам и волонтерам, а в случае их гибели — статуса семьи погибшего их семьям; признание участниками войны гражданских лиц, принимавших участие в обеспечении проведения АТО. Он уже проголосован во втором чтении и в целом, подписан президентом и опубликован. Закон должен вступить в силу спустя месяц после опубликования, чтобы за это время Кабмин разработал порядок реализации его норм. 

Кроме того, мы работаем над специальным проектом закона, в котором должны быть определены права и льготы участникам АТО и членам семей погибших.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно