Украинская благотворительность в Интернете: почему не работает система?

Поделиться
Украинские банки, предоставляющие услуги интернет-эквайринга, предлагают благотворительным организациям заключать соглашения "на общих основаниях", как интернет-магазину, что абсолютно неприемлемо для благотворительных и общественных организаций.

В 2012 г. количество благотворительных пожертвований через Интернет на глобальном уровне увеличилось на 228% по сравнению с 2011 г. и составило 3,6 млрд долл., что в свою очередь на 22% больше, чем в 2010 г. (данные международной платежной системы PayPal). Благотворительность он-лайн или предоставление благотворительных пожертвований через Интернет - новый глобальный тренд, бросивший вызов старым подходам к филантропии, привлекая к благотворительности каждого, у кого есть банковские платежные карточки и доступ к Интернету. За время использования Интернета этот способ сбора средств приобрел популярность и успел зарекомендовать себя как высокоэффективный, надежный и очень удобный. Огромный потенциал онлайн-мира для развития благотворительности уже поняли и в Украине. Свидетельством этого является запуск и поддержка Фондом Виктора Пинчука проекта "Украинская биржа благотворительности" (ubb.org.ua) - общенациональной инфраструктуры для сбора благотворительных пожертвований через Интернет. Но отечественное законодательство имеет свои подводные камни, мешающие отечественной благотворительности приобрести широкий масштаб в Интернете.

Щедрость он-лайн

В прошлом году Онкологический центр имени М.Андерсона Техасского университета (США) получил через Интернет разовое благотворительное пожертвование в размере 1 млн долл. Это пока что самое крупное разовое пожертвование за короткую историю интернет-благотворительности. Но цифры свидетельствуют, что онлайн-благотворители все же более щедры, чем их офлайн-коллеги. Например, сумма "среднего чека" пожертвования он-лайн в поддержку глобального Фонда защиты окружающей среды составляет 40–50 долл., в то время как размер пожертвования оф-лайн наличными деньгами или банковским переводом - вдвое меньше (20–25 долл.). По различным исследованиям, ежегодно интернет-благотворительность в развитых странах возрастает на 25–40% (исследование BlackBoud, 2011 г.). Высокая динамика развития интернет-технологий привела к тому, что объемы массовой благотворительности он-лайн в странах США и Западной Европы уже превысили соответствующие объемы благотворительной помощи, предоставленной традиционными способами - в виде наличных денег, непосредственных банковских переводов и т.п. Так, общий объем предоставленной благотворительной помощи в США оценивается в 300 млрд долл.

Благодаря благотворительности он-лайн изменяется мир. Пример? Достаточно зайти на страницу благотворительного фонда Викимедия, администрирующего Википедию - пятый самый посещаемый сайт в мире. Согласно годовому отчету за 2011–2012 гг., существование Википедии стало возможным только благодаря благотворительности он-лайн: свыше миллиона человек в течение последних двух лет предоставили более чем 30 млн долл. благотворительных пожертвований на разные суммы и в разных национальных валютах, а свыше 80 тыс. волонтеров отредактировали 139,4 млн текстов, добавили 3,3 млн статей и загрузили 2,9 млн визуальных, аудио- и видеофайлов.

Особенностью благотворительности он-лайн является массовость, дающая возможность даже незначительным сумам стать катализатором изменений. Так, благодаря новейшим технологиям и платежным системам неприбыльные организации начали получать выгоду из микропожертвований, которые раньше были слишком дорогими для обработки. И хотя средний онлайн-чек превышает размер пожертвований оф-лайн, в соответствии с данными платежной системы PayPal, средний размер благотворительного пожертвования на глобальном уровне снизился в 2011 г. на 0,71 долл., вместе с тем общая сумма предоставленных средств некоммерческим организациям увеличилась на 20%. Эти достижения стимулировали развитие новейших подходов к привлечению людей к благотворительности и открыли целый мир новых возможностей как для некоммерческих организаций, так и для бизнес-компаний.

Коммерческие онлайн-компании не остались в стороне от современных трендов - как часть корпоративной социальной ответственности они создают возможности для распространения культуры благотворительности среди своих пользователей. Так, компания eBay создала отдельный раздел eBay Giving, на котором дает людям возможность поддержать неприбыльную организацию во время купли-продажи на eBay.com. В 2012 г. количество привлеченных пожертвований через eBay Giving увеличилась на 14%, что составляло 72 млн долл. Кроме того, eBay предлагает своим клиентам, рассчитывающимся за покупку, прибавить минимум один доллар на благотворительность через сервис Give@Checkout. В прошлом году именно через этот сервис было собрано свыше 3,6 млн долл. пожертвований, из которых почти 99% было предоставлено в размере
5 долл. и меньше.

Революционеры

Онлайн-биржа благотворительности - это термин, описывающий деятельность интернет-структур, начавших появляться с развитием благотворительности он-лайн с главной целью - предоставить возможность каждому желающему поддержать деятельность неприбыльной организации или доброе дело в любом уголке мира, инвестируя свои деньги, время или опыт.

История развития благотворительных бирж берет свое начало с инициативы Всемирного банка, уполномочившего в 1997 г. своих топ-менеджеров Мари Кураиши и Денниса Вайтла разработать инновационный подход к борьбе с бедностью. Так возникла Биржа развития Всемирного банка (World Bank's Development Marketplace) - инициатива, давшая толчок развитию глобального рынка благотворительности он-лайн. Мари и Деннис увидели огромный потенциал идеи и, покинув Всемирный банк, создали первую глобальную биржу благотворительности GlobalGiving - веб-сайт, позволяющий неприбыльной организации из любого уголка мира привлечь благотворительные пожертвования. GlobalGiving работает с 2002 г., и за это время свыше 328 тыс. человек перечислили через сайт почти 86 млн долл. пожертвований, поддержав таким образом свыше 8 тыс. благотворительных и социальных проектов в разных странах.

Со временем подобные сервисы под разными названиями начали появляться по всему миру (Give India - в Индии, Brazil Social Stock Exchange - в Бразилии, Greater Good South Africa - в Южной Африке, Help Argentina - в Аргентине) и очень быстро стали важными игроками отечественных секторов благотворительности.

Биржи благотворительности изменили правила игры предоставления благотворительных пожертвований, предложив потенциальным благотворителям прозрачный, быстрый и эффективный механизм с огромным выбором социальных проектов-предложений. Они дали доступ к новым источникам ресурсам творческих идей и проектов, которые могли бы никогда не найти финансирования за счет традиционных благотворительных структур и благотворительных подходов.

С другой стороны, биржи благотворительности дали уникальную возможность бизнесу принимать участие в реализации благотворительных проектов, изменять мир вокруг себя и при этом не нести дополнительных затрат - на персонал, отслеживающий результат проекта, переписку и общение с получателями благотворительной помощи.

В Украине первым проектом, в котором встретились Интернет, благотворительность и новейшие технологии, стала Украинская биржа благотворительности (УББ), за полтора года своей деятельности продемонстрировавшая, что украинцы готовы предоставлять пожертвования он-лайн. "За прошлый год Украинская биржа благотворительности привлекла деньгами почти миллион гривен со всей Украины на самые разнообразные проекты, а сегодня эта цифра уже превышает 2 млн 800 тыс. грн. В
2012 г. УББ поддержало свыше 2500 доноров, благодаря этому было реализовано более чем
40 проектов. В среднем размер пожертвования от обычных украинцев составлял свыше
50 гривен. Украинцы больше готовы жертвовать деньги на больных детей и приюты для животных. На эти проекты собрать средства намного легче, чем на помощь бездомным или взрослым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, или на проекты в сфере культуры, образования и спорта. Но мы считаем, что крайне важно создать место, в котором будет представлена максимально широкая палитра благотворительных проектов", - отмечает директор УББ Ирина Гуцал.

И хотя официальный старт УББ состоялся в конце января 2012 г., ему предшествовали годы подготовки. Немало усилий пошло на переговоры с банками и платежными сервисами, которые разрешили бы подключить УББ к интернет-эквайрингу, инструменту, дающему возможность пользователям платежных карточек осуществить перевод благотворительного пожертвования через Интернет с соблюдением требований украинского законодательства.

Коллизия украинского законодательства

Право благотворительных организаций привлекать средства на благотворительность путем использования платежных инструментов закреплено законодательством Украины.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", благотворители совместно или индивидуально могут осуществлять благотворительную деятельность на основании добровольного выбора одного или нескольких ее видов. В частности, одним из таких видов является публичный сбор благотворительных пожертвований. Согласно ст. 7 этого же закона, публичным сбором благотворительных пожертвований считается добровольный сбор целевой помощи в виде денежных средств или имущества среди неопределенного круга лиц, в частности с использованием средств электронной связи или телекоммуникации, для достижения целей, определенных указанным законом. То есть перевод денежных средств он-лайн с помощью использования системы интернет-эквайринг, является одним из видов привлечения средств на благотворительную деятельность в Украине.

Но при попытке получить доступ к услуге интернет-эквайринга благотворительные организации сталкиваются с рядом препятствий. "Украинские банки, предоставляющие услуги интернет-эквайринга, предлагают благотворительным организациям заключать соглашения "на общих основаниях", как интернет-магазину, что абсолютно неприемлемо для благотворительных и общественных организаций. Дело в том, что благотворительные средства, собранные таким образом, могут трактоваться как прибыль (оплата услуг/товаров), и, как следствие, возникает необходимость уплатить налог на прибыль, в результате чего благотворительная организация рискует потерять статус неприбыльности", - комментирует ситуацию И.Гуцал.

Причина в том, что одним из основных документов, которым финансовые учреждения Украины руководствуются при осуществлении своей деятельности, является Положение о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществлении операций с их использованием (утвержденное постановлением правления Нацбанка Украины №223 от 30.04.2010 г.), в соответствии с которым эквайринг - деятельность относительно технологического, информационного обслуживания субъектов хозяйствования и осуществления операций по выдаче денежной наличности пользователям специальных платежных средств, не являющимся клиентами эмитента, а также проведения расчетов с ними за операции, осуществленные с применением специальных платежных средств.

Но следует отметить, что, согласно Закону Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине", эквайринг - услуга технологического, информационного обслуживания расчетов по операциям, которые осуществляются с использованием электронных платежных средств в платежной системе.

То есть официальное определение термина "эквайринг", данное в Законе Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине", не ограничивает его использование только субъектами хозяйствования - коммерческими структурами, но одновременно, исходя из норм пункта 14.18 ст. 14 соответствующего закона, возможность использовать эквайринг предоставляется только субъектам хозяйствования.

Поскольку между упомянутыми законом и положением есть расхождения относительно определения термина "эквайринг", финансовые учреждения считают для себя невозможным заключение с неприбыльными организациями договоров о предоставлении услуг интернет-эквайринга.

На практике это подтверждают и представители банков. В частности, заместитель председателя правления ПАО "Первый Инвестиционный Банк" Элина Полонская отмечает: "В законе "О платежных системах и переводе средств в Украине", а именно в положении "О порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществлении операций с их использованием", определены отношения между банком и торговцем как субъектом предпринимательской деятельности, имеющим право в соответствии с определенным договором с Банком принимать в обслуживание платежные инструменты (в том числе банковские платежные карточки) с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг. Благотворительная фундация по своему виду деятельности не относится к данному определению, поскольку не является прибыльной организацией, т.е. не продает товары и не предоставляет услуги. Таким образом, главным препятствием при заключении договора с банком является то, что на уровне соответствующих законодательных актов нет четкого определения благотворительной организации как субъекта интернет-эквайринга".

Вопросом установления четких, прозрачных и доступных правил использования интернет-эквайринга благотворительными организациями для сбора средств он-лайн в Украине на благотворительную деятельность начал заниматься Украинский форум благотворителей, обратившись к Независимой ассоциации банков Украины с предложением совместно найти выход из сложившейся ситуации. "Представители банков подчеркнули необходимость обеспечения банковской системой Украины предоставления услуг по интернет-эквайрингу всем видам клиентов, в том числе некоммерческим организациям. Во время обсуждения этого вопроса члены Независимой ассоциации банков Украины подтвердили заинтересованность во всестороннем развитии рынка банковских услуг с целью обеспечения разнообразных нужд клиентов и приняли решение обратиться в Нацбанк Украины с просьбой дать разъяснение, которое снимет проблемы с введением банками услуг интернет-эквайринга для благотворительных и других некоммерческих организаций", - комментирует ситуацию координатор Комитета по вопросам банковской инфраструктуры и платежных систем Независимой ассоциации банков Украины Владимир Еременко.

Действительно, четкая позиция Нацбанка относительно возможности составления финансовыми учреждениями Украины договоров о предоставлении услуг интернет-эквайринга с неприбыльными организациями даст украинским банкам и неприбыльным организациям возможность облегчить условия сотрудничества, а также будет содействовать контакту благотворительных организаций с благотворителями, что, соответственно, увеличит объемы благотворительных поступлений он-лайн. То есть позволит эффективнее помогать тем, кто нуждается в помощи. А это, обычно, представители социально уязвимых слоев населения: инвалиды, люди преклонного возраста, больные и др.

Приведение Нацбанком Положения о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществлении операций с их использованием, утвержденное Постановлением правления Национального банка Украины №223 от 30.04. 2010 г., в соответствие с нормами Закона Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" будет содействовать развитию банковского сектора, увеличению прозрачности и подотчетности в деятельности неприбыльных организаций, развитию в Украине системной филантропии и даст возможность каждому украинцу приобщиться к доброму делу через онлайн-инструменты благотворительности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме