Когда в 2010 г. на Гаити произошло беспощадное землетрясение, вследствие которого пострадало более 3 млн человек, правительство США совместно с Международной организацией Красного Креста анонсировало благотворительную кампанию по сбору благотворительных пожертвований через текстовые сообщения (СМС). Таким образом было собрано 43 млн долл., причем 32 млн только за первый месяц. В Украине в 2006 г. в ходе проведения Всеукраинской благотворительной кампании по сбору средств на проект "Больница будущего" благодаря текстовым сообщениям за три месяца было собрано 3 млн 600 тыс. грн, причем 2 млн 400 тыс. - в течение 24 часов во время телевизионного марафона. В Соединенных Штатах проведенная СМС-кампания стала современной точкой отсчета для развития всемирной СМС-благотворительности, в Украине же потенциал мобильных технологий в благотворительности почти не используется. Почему это происходит, что мешает и над чем следует работать, обсуждали представители мобильных операторов "Киевстар", "МТС", Life:) на встрече с украинскими и международными экспертами по благотворительности, состоявшейся в Киеве в конце апреля.
Скрытый потенциал
Благотворительное СМС-сообщение - один из самых современных инструментов сбора благотворительных пожертвований приобрел в мире широкую популярность. Простой и удобный в использовании, он дает владельцу мобильного телефона возможность в любое время и в любом месте поддержать доброе дело. В отличие от благотворительного перевода средств через Интернет или с помощью других технологических средств, текстовое сообщение является к тому же абсолютно безопасным способом перечисления денег, поскольку при этом не требуется оставлять дополнительные персональные и финансовые данные.
Мобильные благотворители - это люди новейших технологий, для которых телефон уже давно стал стилем жизни. После успеха кампании в помощь пострадавшим от землетрясения на Гаити впервые была исследована мотивация мобильных благотворителей. Оказалось, что большинство переводов были сделаны импульсивно - как моментальный отзыв на просьбу о помощи. Однако этот факт отнюдь не снижает значение и потенциал благотворительных СМС - наоборот, позволяет приобщить к благотворительности самые разные целевые группы.
Через год после трагедии на Гаити произошла еще одна масштабная катастрофа - наводнение в Пакистане, от которого так или иначе пострадали почти 20 млн человек. СМС-пожертвования и в этот раз стали одним из основных способов сбора благотворительной поддержки от населения. В результате было собрано около 64 млн фунтов.
Статистика свидетельствует, что современный американец держит мобильный телефон в среднем 19 часов в день, ответ на 85% СМС формируется на протяжении 15 минут после получения. В результате СМС-пожертвования занимают на сегодняшний день второе место среди самых удобных способов пересылки благотворительных пожертвований в этой стране (первое - онлайн-пожертвования).
В Украине в начале 2013 г. было зарегистрировано больше мобильных номеров, чем жителей страны. Однако, как показали результаты опроса, проведенного в конце 2012 г. фондом "Демократические инициативы" им. И.Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова по заказу Украинского форума благотворителей, всего 5% из 21% пожертвовавших на благотворительность перевели благотворительные суммы с помощью СМС-связи.
Как это работает?
В странах Западной Европы, США, Канаде, имеющих развитую культуру и традиции благотворительности, мобильные операторы и другие игроки рынка очень быстро просчитали важность и потенциал СМС-благотворительности. На протяжении последнего десятилетия при их участии и поддержке были созданы различные мобильные платформы, выступающие посредниками между мобильными операторами, контент-провайдерами и благотворительными организациями. Наличие таких платформ существенно упрощает жизнь всем игрокам в организации кампании по сбору пожертвований через СМС, обеспечивает прозрачность и подотчетность использования средств, предотвращает мошенничество.
Одна из первых мобильных платформ в мире создана в 2001 г. по инициативе британского мобильного оператора Vodafone. Для мобильного оператора этот проект стал неотъемлемой составляющей его корпоративной социальной ответственности. С тех пор компания постоянно заботится о том, чтобы благотворительные СМС стали доступными для каждой британской неприбыльной организации.
Платформа JustGiving работает с разными организациями и обеспечивает поступление 100% благотворительных переводов, сделанных с помощью текстовых сообщений, на благотворительные цели.
По такому же принципу работают и другие мобильные платформы (Mobile Commons, Mobile Accord, mGiving) в других странах. В Ирландии, например, специально созданный в нынешнем году контент-провайдер LikeCharity 100% стоимости СМС передает на благотворительность. Он работает с шестью мобильными операторами (Vodafone, O2, Meteor, Three, Tesco Mobile, eMobile) и с сотнями благотворительных организаций, которые за возможность использовать платформу делают только фиксированный финансовый взнос.
Кроме стран с развитыми традициями благотворительности, СМС-благотворительность начала развиваться в странах с молодыми филантропическими рынками, в том числе в странах Центральной и Восточной Европы. Первая в этом географическом регионе мобильная платформа DMS (Donors' Message Service Platform) была разработана в 2004 г. Форумом доноров Чехии - ассоциацией благотворительных фондов и организаций. Пройдя апробацию в этой стране, она была успешно внедрена в Словакии и Болгарии.
Принцип действия этих платформ очень похож: благотворительная организация, планирующая провести кампанию по сбору СМС-пожертвований на определенный благотворительный проект, регистрируется на мобильной платформе (где-то безвозмездно, где-то за фиксированную цену). Далее происходит проверка как самой организации, так и проекта, на который планируется собрать деньги. Если организация и проект отвечают всем внутренним критериям мобильной платформы, то организация получает или короткий номер, или специальный код для сбора пожертвований. Все полученные через текстовые сообщения деньги мобильная платформа переводит зарегистрированной организации.
Цифры и факты
В Болгарии, как и в Украине, сектор благотворительности довольно молодой и, соответственно, сталкивается с теми же, что и украинский, трудностями и препятствиями, связанными прежде всего с низким уровнем доверия к деятельности благотворительных организаций и фондов. Поэтому, когда пять лет назад Форум доноров Болгарии - ассоциация благотворительных фондов и организаций - запускал совместно с двумя болгарскими мобильными операторами систему сбора благотворительных пожертвований, критерии прозрачности, подотчетности и публичности были ключевыми для принятия решения относительно предоставления возможности организации собирать пожертвования через СМС. Однако, как отмечает директор Форума доноров Болгарии Красимира Величкова, за всю историю существования платформы были поданы 184 заявки на проведение кампаний, и только две организации получили отказ. "Такой низкий процент отказов, - комментирует Красимира, - связан с тем, что каждая организация должна заполнить аппликационную форму, ответив на большое количество вопросов. Это позволяет оценить профессиональность, прозрачность и подотчетность организации. Кроме того, мы просим предоставить пиар- и медиаплан инициативы, ведь получение кодового слова для сбора пожертвований - это всего лишь инструмент, который еще не гарантирует эффективность кампании. Организация должна самостоятельно приложить силы, чтобы донести информацию до своих потенциальнымх благотворителей. И на данном этапе очень важна роль других игроков: пиар-агентств, СМИ, известных людей, ведущих ток-шоу, которых нужно привлечь".
Важно, что решение о предоставлении кодового слова организации принимают совместно все партнеры системы: мобильные операторы, контент-провайдеры и Форум доноров Болгарии. Это обеспечивает объективность и прозрачность работы системы.
Количество пожертвований, полученных через СМС, увеличивается в геометрической прогрессии. В той же Болгарии за 2012 г. было собрано около 500 тыс. евро, однако уже за первое полугодие 2013-го количество пожертвований превысило эту сумму. Международные аналитики прогнозируют, что через несколько лет благотворительный сектор ожидает бум мобильной благотворительности, ведь в США, например, треть населения все чаще пользуется мобильными приборами для входа в Интернет. Мобильный телефон становится новым кошельком, заменяя денежную наличность и даже пластиковые карты.
Благодаря тому что мобильные технологии позволяют привлечь к благотворительности широкую общественность, они могут стать катализатором реальных системных изменений. Так, запуск и работа системы сбора благотворительных пожертвований через СМС в Болгарии позволили эффективно провести кампанию по отмене НДС на благотворительные СМС, поскольку сами благотворители начали оказывать информационное давление на правительство. DMS-платформа стала предпосылкой изменений в Чехии, где сегодня на законодательном уровне закреплено, что все СМС, поступившие на DMS-платформу, освобождены от налога на добавленную стоимость.
И хотя стоимость одного текстового сообщения обычно довольно символическая (от 1 до 10 долл.), сила этого инструмента - в доступности и простоте как для тех, кто хочет поддержать доброе дело, так и для тех, кому нужны ресурсы.
Местные вызовы
Своими мыслями по поводу того, насколько опыт Болгарии и других стран Восточной и Западной Европы может быть внедрен в Украине, делились представители четырех отечественных мобильных операторов.
По мнению руководителя Департамента по связям с общественностью мобильного оператора Life:) Оксаны Рудюк, "используя международный опыт, нужно принимать во внимание, что каждая страна имеет свою специфику - от законодательной базы до менталитета. Опыт Болгарии может служить примером, но его реализация в Украине возможна только при условии кардинальных изменений на уровнях, значительно более высоких, чем уровень одной услуги. Начиная с того, что в нашей стране значительно более сложная система налогообложения, чем в Болгарии, где из стоимости отправки СМС государство взимает только один вид налога, и заканчивая общей позицией общества относительно таких инициатив. Потому, на наш взгляд, внедрение аналогичной платформы в Украине требует изменений на трех уровнях: законодательства, государственной власти и отношения общества".
И в самом деле, сегодня с каждого присланного текстового сообщения 20% отчисляется в уплату налога на добавленную стоимость, 19% - налога на прибыль, 7,5% - в уплату сбора в Пенсионный фонд Украины. Итак, почти 45 коп. с 1 грн, переведенной благотворителем через СМС, будет уплачено в государственную казну. А с учетом оплаты услуг мобильных операторов и контент-провайдеров к конечному получателю благотворительной помощи дойдет всего 38 коп. В условиях такой "математики" сегодня ни мобильные операторы, ни благотворительные организации работать не готовы, поскольку это прямое обворовывание жертвователей.
По словам директора по корпоративным связям компании "Киевстар" Михаила Шуранова, "во-первых, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, которые освободили бы благотворительные СМС от налоговых нагрузок. Во-вторых, разработать платформы для сбора благотворительных средств и, в-третьих, обеспечить полную прозрачность их сбора и использования. Дополнительным препятствием является также выделение короткого номера для СМС-сообщений. Украинские операторы не могут самостоятельно выделять короткие номера для рассылки СМС-сообщений. Этим занимается Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации". Таким образом, даже имея желание и волю, мобильные операторы, согласно действующему законодательству, не могут оперировать короткими благотворительными номерами.
Несмотря на законодательные препятствия, у всех трех мобильных операторов есть общий опыт сбора благотворительных пожертвований через звонки и СМС-сообщения во время наводнения в Западной Украине летом 2008-го. Тогда специальным постановлением Кабмина был выделен единый короткий номер, освобожденный от всех налоговых обязательств. На протяжении нескольких недель на этот номер жители Украины присылали свои текстовые сообщения.
"Абоненты компании "Киевстар" на протяжении трех недель собрали тогда около 2 млн грн. До 19 августа компания получила 106 655 SMS и 84 410 звонков. Все собранные деньги были перечислены компанией на специальный счет Министерства труда и социальной политики", - отметил Михаил Шуранов.
Однако, кроме законодательных преград, важным аспектом запуска системы благотворительных СМС является обеспечение ее прозрачности и подотчетности. "Сегодня мобильная связь доступна всем, и мы согласны, что сбор благотворительных средств с помощью СМС - самый удобный способ приобщиться к доброму делу. Мы получаем много обращений от людей и организаций, которые нуждаются в помощи, и от тех, кто хотел бы помогать. В Украине всегда были сильны традиции меценатства и благотворительности. Но наша принципиальная позиция заключается в том, что должны обсуждаться не только механизм сбора средств и упрощение их налогообложения, но и, прежде всего, система их дальнейшего распределения и контроля целевого использования. Она должна быть настолько прозрачной и понятной, чтобы ни у кого не возникло даже тени сомнения в том, что эти деньги идут по назначению. Бизнес всегда применяет несколько этапов финансового контроля. И только если над благотворительными средствами будет организован такой же жесткий контроль, дело будет успешным", - отметила начальник отдела связей с общественностью "МТС Украина" Виктория Рубан.
Перспективы
Украинский форум благотворителей обратился ко всем мобильным операторам Украины с предложением поддержать идею создания и запуска единой мобильной платформы для сбора благотворительных СМС-сообщений. Ведь хотя и существуют законодательные преграды для этой инициативы, есть огромный потенциал применения этого инструмента для развития украинской благотворительности. В условиях постоянного дефицита государственного бюджета в социальной сфере благотворительный сектор выступает мощным ресурсом для решения очень многих социальных проблем в Украине. Следовательно, эта инициатива крайне востребована благотворительными организациями. А потому путем внесения нескольких изменений в Закон Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Налоговый кодекс Украины, Закон Украины "О пенсионном обеспечении" или даже в отдельные постановления Кабмина можно создать новый ресурс для привлечения украинцев к добрым делам. Для этого нужна только политическая воля.
Первый шаг на пути к внедрению платформы по сбору благотворительных СМС уже сделан: идею Украинского форума благотворителей поддержали три крупнейших мобильных оператора Украины. Дальнейшая судьба инициативы будет зависеть от государства и его активных действий по упрощению законодательства в сфере благотворительности. Если это будет сделано, следующим этапом станет информирование широкой общественности о простом, прозрачном и эффективном способе материальной помощи. Это очень важно, ведь большинство людей готовы помогать другим, но не знают, как им образом это сделать лучше всего.