Таран как средство воспитания уважения к ПДД

18 марта, 2016, 00:00 Распечатать

О стиле езды в Украине пишут много и красочно. Действительно, на дорогах можно увидеть все. И воплощение лозунга "больше скорость — меньше ям" — "еду, как хочу". О парковках, остановках — отдельный разговор. Об этом лучше всего расскажут обитатели крупных городов. Независимо от того, есть у человека автомобиль или нет.

О стиле езды в Украине пишут много и красочно. Действительно, на дорогах можно увидеть все. И воплощение лозунга "больше скорость — меньше ям" — "еду, как хочу". О парковках, остановках — отдельный разговор. Об этом лучше всего расскажут обитатели крупных городов. Независимо от того, есть у человека автомобиль или нет.

Большинство участников движения (да и пешеходов) говорят, что такая ситуация "не есть хорошо". Но при этом добавляют: "А что делать?". Мол, любят украинцы железных коней. Любовь к скорости и стиль поведения на дороге можно воспринимать как проявление менталитета. Не может эмоциональная нация "ползти по дороге". А вот летать, ну так, тихенько да низенько — почему бы и нет?

Может, так оно и есть. А может, и нет. Ведь суть — в привычках. Об этом и хочу поговорить. Или, точнее, привести пример выработки этой самой привычки. Скоростной режим пока оставим за скобками. В центре внимания — парковка в городах.

Вроде бы есть Правила дорожного движения. И вроде бы в этом документе прописаны нормы парковки, остановки, стоянки. Но выйдешь на улицу — и вот тебе "счастье". На той же остановке общественного транспорта стоит чей-то "железный конь". Транспорт высаживает пассажиров во второй (в лучшем случае) полосе. Сзади образуется пробка. Привычно. Недовольны все. Но значительная часть при этом не прочь поставить авто там, где нужно, а не так и там, где можно. Мол, других мест нет —  значит, будем нарушать. Объяснять в таком случае смысла нет. Вызывать полицию — разовая мера. Ведь привычка не задумываться сильнее.

Стоит заметить, что не только Украина сталкивается с подобной проблемой. Есть опыт и других стран. Где-то полицейские выписывают штрафы без разговоров, со скоростью несколько квитанций в минуту (с помощью электронных сканеров-принтеров, как в Нью-Йорке). Где-то работают эвакуаторы. Но все это — в условиях восприятия людьми, кроме словосочетания "мои права", слов "ответственность" и "правила". Понимание, что второе и третье являются на самом деле первичным (ведь ответственность и правила для всех порождают права и для меня), приходит со временем. Это тоже привычка.

Приведу пример Беларуси. Достаточно занимательный и, возможно, жесткий, но превосходно вырабатывающий привычку. Его минус — большие траты денег для любителей водить и парковаться "как хочу".

Итак, по Минску ездят на маршрутах автобусы МАЗ, троллейбусы и трамваи БКМ. Так сказать, техника собственного производства. И я долго не мог понять: почему при наличии современных технологий бамперы у этой техники делают из металла. Действительно, на внешний рынок — и композитные материалы, и пластик (если клиент победнее). Внутри — больше половины из железа.

А потом присмотрелся к практике вождения. Вот, например, простая ситуация, свидетелем которой был еще до переезда в Украину. Остановка на минском микрорайоне "Восток". На остановке стоит авто. Подъехал автобус, бампером "подвинул" препятствие и высадил пассажиров. Приехали работники ГАИ и выписали штраф... водителю автомобиля. Ведь в правилах есть норма о расстоянии от дверей автобуса до бордюра — 30 см. А автобус... он тормозить резко не может — внутри пассажиры. Аналогичную ситуацию годом ранее наблюдал в Варшаве. В самом центре на Jana Pawła Drugiego.

Причем, разговаривая с земляками (и поляками), убедился — это не исключения из правил. Такое бывает. Не сплошь и рядом. Но и не редко. Рассказывал украинцам — не верили.

Но потом появилась запись с видеорегистратора одного из водителей минских автобусов. Советую потратить 13 минут и посмотреть. На качество асфальта можно внимания не обращать — прошло пару лет и, думаю, заплатки на дорогах появились. Суть в другом. Человек выложил в сеть историю ДТП с автобусом за 2013-й. 20 "таранов".

 

 

Согласитесь, интересно. Водитель не жал резко на тормоз. Подход прост — если кто-то создает аварийно-опасную ситуацию, он получает аварию. Создал — получил.

Но самое интересное в другом. Ролик наделал шума. Начали обсуждать. Приехали корреспонденты. И вот забавно: и руководство водителя, и коллеги придерживаются той же точки зрения: "создал проблему — получил". Что касается наказания — в 19 из 20 случаев водитель был прав, даже по данным ГАИ. А еще один выписанный штраф руководство автопарка опротестовывает в судебном порядке.

Логика проста: автобус — минимум 25 т. Быстро не остановишь. В салоне — пассажиры. Резкое торможение — травмы. Зачем? Водитель отвечает за пассажиров. И, кстати, в данном автобусе не было зафиксировано ни одного (!) случая травмирования людей. Что касается самого автора ролика — за 20 лет водительского стажа на личном авто у него ни одного ДТП.

Но не в этом суть. Интересна позиция белорусского ГАИ. Они "озабочены". Не тем, что автобус убирает препятствие. А тем, что хороший пример, дескать, заразителен. Обещали проверку. Кстати, она была... и ничего. Просто дело сошло с "первых полос СМИ", и все успокоилось. Причина проста. Нарушал не водитель автобуса. А посему такая практика воспитывает других участников движения. ГАИ, естественно, не могло заявить "ура робин гудам на дорогах". Но и карать не стали. Еще бы.

 

 

А дальше самое интересное. Опыт пошел в народ. И такими методами воспитания культуры на дорогах начали гордиться. Не верите — вот фото, сделанное на днях в Минске. Правда, забавно? Бампер трамвая с четырьмя значками "побед".

С одной стороны, это четыре поврежденных автомобиля. Но ведь трамвай едет там, где может. Значит, автомобили или стояли "чуть не там", или ехали... И если во всех случаях прав был водитель трамвая, то это означает, что как минимум четыре человека в будущем будут думать, как ехать и где парковаться. Наглядная демонстрация оправданности ПДД.

И вот тут интересная мысль возникла по наведению порядка на улицах Киева, Львова и других городов. В коммунальном транспорте должны быть средства фиксации. Те же регистраторы. Далее просто. ПДД никто не отменял. И можно перенимать опыт соседних стран.

  • Припарковался на автобусной остановке — ремонтируй машину.
  • Перестроился из ряда в ряд без включения поворотников — покупай новые. А заодно ровняй "задок".
  • Подрезал — ну тут вообще ремонта куча.

 

И, естественно, если все это — в рамках правил, то еще и заплати штраф за создание аварийно-опасной ситуации.

Глядишь, и по украинским городам можно будет спокойно ездить. Да и пробок, вызванных парковкой "особо спешащих" товарищей, возможно, станет меньше. Одно неприятно — бамперы на коммунальном транспорте таки придется поменять на металлические. Но, пожалуй, это меньшее из зол.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Виталий Рябошапка Виталий Рябошапка 20 березня, 19:13 Гаишников встречали мало, зато камеры - на каждом шагу. Показаний камеры достаточно, чтобы насобирать штрафов, а затем - и лишится прав. Местные рассказали, что борьба гаишников с лихачами продолжалась несколько лет и закончилась позорным поражением последних. ...Примерно дня через три-четыре начинаешь привыкать к "черепашьей скорости", необходимости безукоризненно соблюдать рядность и перестаешь удивляться, что не только ты пропускаешь пешеходов на переходе - это делают все. И потом тебе все это начинает все больше нравиться. Потому как внезапно осознаешь, что езда по городским улицам - это не обязательно "гонка на выживание" с ежесекундным ожиданием, что тебя кто-то "подрежет" или начнет сигналить сзади на тему "поц, уступи дорогу, не видишь, я чисто конкретно спешу". Кстати, бензина при таком темпе езды тратится гораздо меньше. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно