Постмайданная благотворительность: итоги года и... мечты

Поделиться
Миллионы гривен благотворительных средств потрачены на лекарства из-за неспособности Минздрава вовремя провести закупки. Тысячи перемещенных семей живут в нужде из-за отсутствия Закона о гуманитарной помощи в кризисной ситуации, который бы регулировал, в частности, равномерное распределение помощи. Сотни случаев мошенничества со сбором средств в уличные копилки происходят из-за отсутствия законодательной базы для передачи благотворительных смс. Но благотворительный сектор, несмотря на перечисленное, весь год пашет, креативит, оптимизирует, а главное - дает надежду сотням тысяч украинцев, нуждающихся в помощи.

Миллионы гривен благотворительных средств потрачены на лекарства из-за неспособности Минздрава вовремя провести закупки. Тысячи перемещенных семей живут в нужде из-за отсутствия Закона о гуманитарной помощи в кризисной ситуации, который бы регулировал, в частности, равномерное распределение помощи. Сотни случаев мошенничества со сбором средств в уличные копилки происходят из-за отсутствия законодательной базы для передачи благотворительных смс. Но благотворительный сектор, несмотря на перечисленное, весь год пашет, креативит, оптимизирует, а главное - дает надежду сотням тысяч украинцев, нуждающихся в помощи.

Цифры

Социологическая служба Центра Разумкова совместно с фондом "Демократические инициативы" по заказу УФБ с 14 по 22 ноября 2015 г. провели соцопрос по итогам волонтерской и благотворительной деятельности в этом году.

Результаты опроса свидетельствуют: уровень активизации общества и участия в волонтерстве и благотворительности немного спал по сравнению с 2014 г., но все же значительно превышает показатели домайданного периода.

Так, в 2015 г. в волонтерскую деятельность было вовлечено 13% населения, что на 2% меньше, чем в 2014-м (в 2012-м – 9%). И именно 2% опрошенных указали, что активно занимались волонтерством в 2014-м, а сейчас отдыхают.

Общая усталость и экономическая ситуация в стране сказались и на уровне финансовой поддержки различных благотворительных инициатив. Если в 2014 г. 63% населения хотя бы раз сделали благотворительные пожертвования, то в 2015-м таких было на треть меньше - 41%, хотя все еще вдвое больше, чем в 2012-м.

Снизился и размер благотворительного пожертвования. В 2014-м 35% опрошенных пожертвовали от 101 до 500 грн. В этом году наибольший показатель (26%) относится к тем, кто потратил на благотворительность от 51 до 100 грн.

Копилки для пожертвований остаются основным инструментом для сбора благотворительных средств. Ими воспользовались около 64% оказывавших материальную помощь. 25% перечисляли на благотворительность определенный процент от зарплаты, 12% переводили средства через карточку Приватбанка. И лишь 5% опрошенных жертвовали через Интернет или банковский счет.

Как и в 2014-м, приоритетной сферой волонтерства и оказания материальной помощи осталась поддержка украинской армии, включая помощь раненым, но она снизилась с 77 до 39%. Почти не изменился показатель помощи перемещенным лицам (7%). Около 20% помогали тем, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах.

Есть и положительные тенденции - лишь 1% населения считает, что быть благотворителем в нашем обществе непрестижно.

Факты

Уменьшение благотворительных ресурсов отразилось на деятельности неформальных волонтерских/благотворительных инициатив. Многим из них, активным в 2014 г., пришлось свернуть свою деятельность. Часть же наиболее активных институализировалась, зарегистрировав благотворительные или общественные организации, как, например, "Станция Харьков" или Центр помощи перемещенным лицам на Фроловской. Сегодня это уже не просто группа волонтеров, а зарегистрированные благотворительные фонды с разноплановой деятельностью и источниками финансирования.

Таким образом, за последний год украинский благотворительный сектор пополнился рядом новых институций, прошедших "боевое крещение" Майданом и АТО. Они привнесли новое видение, запал и подходы, составив достойную конкуренцию в привлечении ресурсов давно существующим организациям и став стимулом для внедрения новых инструментов привлечения средств.

Кроме того, появилось несколько новых фондов, созданных частными лицами и их семьями - например, фонды семей Загорий и Нечитайло. Позитивный личный опыт оказания помощи нуждающимся и реализация каких-то важных общественных проектов вдохновляют людей на создание собственных благотворительных институций.

"В уходящем году, - подводит итоги глава правления УФБ, исполнительный директор фундации "Открытые сердца Украины" Евгений Полтенко, - поддержка благотворительного сектора корпоративными донорами продолжила сокращаться. "Выдыхается" и всплеск гражданской активности. С некоторым опозданием в Украину пришли ресурсы международных организаций, в основном на социальную интеграцию ВПЛ и демократизацию общества. Поэтому благотворительным организациям, занимающимся решением других социальных проблем, приходится развивать инновационные инструменты фондирования своих проектов, в первую очередь социальное предпринимательство и онлайн-платформы.

По мнению представителей сектора, успешными в этом году были проекты, построенные на вовлечении сотрудников крупных бизнес-компаний. В тренды стремительно вырвалась и "спортивная" благотворительность: марафонов, велопробегов, турниров по боулингу и других спортивных мероприятий стало больше в разы, и они привлекли много новых сторонников добрых дел. Так, например, "Пробег с верой в сердце", проходивший в Киеве, Виннице, Львове, Херсоне и Кременчуге, собрал 1,4 млн грн на благотворительные проекты в сфере здравоохранения.

Наряду с развитием инновационных инструментов сбора благотворительных средств постепенно начинает меняться отношение к пожертвованиям самих благотворителей. По мнению президента Garage Gang и управляющего партнера краудфандиговой платформы "BIG IDEA" Ирины Соловей, в этом году четко прослеживается зарождение нового тренда в культуре благотворительности - поддержка развития как в областных, так и в районных масштабах.

"По результатам Спильнокошта, финансовая поддержка проектов локального значения выразилась в сумме 1,4 млн грн, национального - 2,4 млн. Прирост поступлений на обоих уровнях - стопроцентный. С каждым годом становится больше проектов, собирающих суммы выше задекларированных на старте. В среднем от 105% выполнения плана в 2012-м - до 124% в 2015-м. Это свидетельствует о потенциале социального инвестора в Украине и уровне его доверия. Более 10% благотворителей поддержали два и более проектов. В первую очередь получают поддержку наиболее жизнеспособные проекты, что делает так называемую стратегию "эффективной жертвы" (привлечение благотворительных средств с позиции виктимности) недейственной. Постепенно формируется сообщество профессиональных филантропов, способных изменять среду за счет инвестирования в перспективные проекты и самые дееспособные команды. Социальные инвестиции (человеческие ресурсы) для развития получают те, кто умеет коммуницировать свою способность обеспечить изменения", - считает Ирина Соловей.

Тем не менее, адресная помощь все еще среди приоритетов. Так, по итогам года Украинской биржи благотворительности, на различные проекты было собрано около 23 млн грн. При этом большая часть средств предназначалась для помощи больным детям и взрослым. БФ "Таблеточки" в этом году собрал на свои проекты в сфере помощи онкобольным детям около 20 млн грн.

Благотворители

Бездеятельность государства - главная причина таких больших благотворительных расходов в сфере здравоохранения. Так считают представители благотворительного сектора.

"В 2015-м потребности и категории лиц, нуждающихся в поддержке, существенно увеличились, - делится наблюдениями президент МБФ "Запорука" Наталья Онипко. - Ситуация в стране не позволила фонду работать на развитие. Он предоставлял только дополнительные услуги, не гарантированные государством. Слишком много ресурсов ушло на оказание адресной помощи. Инфляция и рост курса валют привели к удорожанию медпрепаратов. Увы, государство не выполнило своих обязательств - лекарства, от которых зависит жизнь украинцев, не закуплены". С этим согласна и учредитель БФ "Таблеточки" Ольга Кудиненко: "Вместо реальных изменений и помощи, третьему сектору, по сути закрывающему все дырки правительства, ставились палки в колеса. Госзакупки лекарств для детей с онкологическими заболеваниями проводятся только в декабре. И снова понятно - без обычных граждан все нуждающиеся просто не выживут".

Одним из важных событий благотворительного сектора в этом году стало открытие профессиональной программы магистерского уровня "Управление некоммерческими организациями" при Католическом университете. Руководители ряда благотворительных фондов и организаций уже стали ее первыми студентами.

Гуманитарщики и волонтеры

Уже почти два года Украина находится в состоянии военного конфликта. Тысячи раненых, погибших и миллионы ВПЛ вследствие военных действий - боль, искалеченные судьбы и массовая потребность в гуманитарной помощи. Но за эти почти два года закон, который бы урегулировал процесс оказания гуманитарной помощи в период конфликта, так и не был принят.

Вопрос закона поднимался на дипломатическом уровне как одно из необходимых условий оказания международной гуманитарной помощи еще в сентябре 2014 г. На проводившейся совместно с координатором системы ООН в Украине Нилом Вокером презентации программы гуманитарной помощи Украине в феврале 2015-го вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко клятвенно пообещал в ближайшее время принять необходимые законодательные документы, которые позволят быстро и беспрепятственно оказывать гуманитарную помощь всем нуждающимся. Год заканчивается, но единственное, что Кабмин смог "родить" за это время - законодательный "экспромт", обязавший Минфин с марта этого года выдавать благотворительным организациям разрешение на оказание гуманитарной помощи. Однако, как это делать, министр Н.Яресько, ведомство которой является автором этой законодательной инициативы, ответить не смогла. Отдельное "спасибо" - министру социальной политики П.Розенко, который просто "растворил" новацию в уже существующей системе управления гуманитарной помощью.

Осознав безнадежность Кабмина, в конце весны представительство ООН в Украине обратилось за помощью к АП. Все лето представители украинских и международных организаций, оказывающих гуманитарную помощь, сидели вместе с юристами ООН, парламента и АП над разработкой нового законопроекта. Он был выписан, согласован с министерствами.... и до сих пор покоится в недрах АП. В ВР его так и не внесли. И гуманитарная помощь ежедневно раздается тысячам нуждающихся не благодаря, а вопреки…

"Перед теми, кто оказывает гуманитарную помощь, стоит ряд вызовов, - делится опытом исполнительный директор БФ "Благополучие детей" Татьяна Басюк. - Во-первых, отсутствие единой базы данных по людям, получающим помощь. Из-за этого многие остаются в состоянии острой нужды. В Днепропетровской области, например, гуманитарные организации договорились на обратной стороне карточки ВПЛ ставить отметки, кто и какую помощь выдал. Сразу начались массовые "утери" карточек и получение чистых дубликатов...

Для оказания необходимой адресной помощи нужен четкий анализ потребностей на местах. Сделать это могут лишь местные социальные работники или локальные организации. Соцработников Кабмин сократил еще в прошлом году, а качественных местных организаций, способных выполнить эту задачу, - мало. Вот и получается, что крупные гуманитарные миссии не в состоянии дойти до каждой квартиры, оценить реальную ситуации семьи и вынуждены работать через посредников. В результате судьба отдельной помощи остается неизвестной.

Не решен и вопрос с официальной отчетностью о выданной помощи. Мы составляем списки всех, кому ее выдаем. Но физически не в состоянии внести весь массив данных в бухгалтерские и налоговые программы. Если бы каждая организация вводила эти данные, то налоговая система уже давно вошла бы в "штопор" - для их обработки пришлось бы в разы увеличивать штат".

Острым остается вопрос гуманитарной помощи на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Еще весной этого года руководство "ДНР" ввело запрет на ввоз международной гуманитарной помощи. И до недавних пор было лишь два основных источника - российская гуманитарка и помощь Гуманитарного штаба "Поможем". Недавно двум международным организациям - Международному Красному Кресту и чешской организации "Люди в беде" - удалось преодолеть запрет. И все же эта помощь - мизер по сравнению с количеством нуждающихся.

В ноябре на сайте руководства так называемой "ДНР" появилась информация о запрете местным жителям как-либо контактировать, а тем более сотрудничать с благотворительными организациями и миссиями. Единственный орган, который может разрешить оказание помощи, а также занимается определением ее адресата, - местный Центр управления восстановлением. По мнению местных активистов, это новое веяние ставит под угрозу безопасность многих проукраинских волонтеров, находящихся на оккупированной территории.

Отчеты

"И все же, несмотря на кризис и ухудшение экономической ситуации, усталость, выгорание, разочарование и меньшее количество денег, которые люди могут и готовы потратить, позитивные тенденции есть. Главным в этом году было не просто предложить интересное и креативное решение, но построить прозрачную систему отчетности - как были потрачены привлеченные средства", - считает директор Украинской биржи благотворительности Ирина Гуцал.

Публичная отчетность - краеугольный камень благотворительного сектора уже много лет. Отсутствие культуры прозрачности и подотчетности в обществе прямо отражается и на благотворительном секторе. Подготовка и обнародование публичных отчетов для большинства благотворительных организаций - все еще исключение, а не стандартная практика. Хотя чем качественнее отчетность, тем больше средств можно привлечь. Это доказал волонтерский опыт последних двух лет.

Об уровне готовности сектора к публичной отчетности свидетельствуют результаты Национального рейтинга благотворителей, проводившегося УБФ в октябре-ноябре. Его условие было простым - подать копии годовых налоговых отчетов за 2013–2014 гг. Из 14 тыс. зарегистрированных в Украине благотворительных организаций отчеты предоставили лишь 57 организаций (в 2013 г. этот показатель составил 34). Хотя сегодня невозможно представить четкую картинку реально действующих организаций (по данным Государственной фискальной службы, отчетность за 2014 г. сдали только 10 тыс.), эта цифра слишком мала.

В этом году (в отличие от 2013-го) финансовый отчет не подал ни один из благотворительных фондов олигархов. Зато большой процент участников составили новые фонды, созданные на базе волонтерских инициатив.

Данные отчетов 57 организаций показали: в 2014 г. на благотворительные программы ими было потрачено более 240 млн грн. В среднем это на 243% больше благотворительных расходов в 2013 г.

Причин такой ситуации с отчетностью несколько. Во-первых, боязнь фондов раскрывать финансовые показатели. С одной стороны, не хочется привлекать внимание различных контролирующих органов и провоцировать "наезды". С другой - нежелание работать с валом обращений после озвучивания бюджетов. Поскольку сбор заявок на участие в рейтинге совпал с арестом Корбана и повышенным интересом МВД к ряду днепропетровских фондов, некоторые организации приостановили процесс подачи документов - от греха подальше.

Во-вторых, отсутствие в отчетности средств, собиравшихся на частные карточки руководителей, а не на счета фонда. Широкое использование карточек Приватбанка, к сожалению, - один из основных элементов непрозрачности большинства волонтерских и благотворительных инициатив. Хотя это самый быстрый и удобный инструмент перевода средств, проверить его трудно. Поэтому, выстраивая прозрачную и подотчетную систему, от его использования придется отказаться.

В-третьих, запрос на прозрачность и подотчетность благотворительных институций в самом обществе отсутствует. Эта информация будет оставаться в тени до тех пор, пока граждане Украины будут поддерживать волонтеров и организации, чьи расходы они не могут проверить.

Хотя у отдельных законотворцев на этот счет возникло альтернативное мнение.

Законы

2 октября 2015 г. депутат "Народного фронта" А.Геращенко зарегистрировал законопроект, в котором, для противодействия злоупотреблениям в сфере благотворительности, предлагает обязать всех благотворителей и получателей благотворительной помощи выкладывать финансовые отчеты на своих веб-сайтах. Кроме того, ежемесячно публиковать финансовые отчеты о структуре доходов и расходов фондов. За первое нарушение - административное наказание: штраф от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг). За второе придется заплатить от одной до двух тысяч нмдг.

С получателями благотворительной помощи еще интереснее: если юридическое лицо - сельская школа, детсад, ФАП, районная больница - имеет свой веб-сайт, на котором выложит все отчеты, то сможет претендовать на благотворительную помощь. Если нет, то о помощи можно забыть.

Законопроектом также предлагается, чтобы банки пломбировали копилки для сбора пожертвований индикаторными пломбами, а потом проверяли их целостность. Причем на бесплатных основаниях.

"Нацбанк поддерживает инициативу по урегулированию копилочного сбора благотворительных средств, - отметил и.о. начальника отдела подготовки законодательных предложений юридического департамента НБУ Юрий Кузнецов, - однако не поддерживает предложенный законопроектом порядок о бесплатном предоставлении банком услуг по опломбированию и инкассации ящиков. Нельзя обязать банк бесплатно предоставлять такие услуги, как нельзя заставить определенное предприятие бесплатно изготавливать копилки". Кроме того, это противоречит функциональным обязанностям любого банка.

Автор законопроекта предлагает также ввести административное и уголовное наказание за мошенничество со сбором благотворительных средств. Но штрафы за мошенничество почему-то в разы меньше штрафов за непубликацию отчета на веб-сайте.

Реакция представителей сектора на законопроект однозначна - предложенные нормы могут значительно усложнить жизнь честных благотворителей, но практически не создадут барьеров для мошенников.

В течение года в ВР был зарегистрирован/принят целый ряд законодательных инициатив.

Советник юридической компании Baker&McKenzie Юрий Залуский отмечает: "2015-й можно смело назвать годом, когда ВР и правительство наконец признали важность создания благоприятных условий для развития благотворительного сектора в Украине. Однако о неэффективности их действий свидетельствует то, что вступившие в силу с 1 января 2015 г. правила освобождения от налогообложения неприбыльных организаций были изменены уже дважды - в марте и июле".

Юридический эксперт в сфере неприбыльных организаций Максим Стрельчук согласен с таким мнением. Оба юриста среди позитивных изменений года указывают следующие:

- принятие новой редакции закона "О волонтерской деятельности", что сняло необходимость получения "лицензии" на волонтерскую деятельность;

- благотворительные организации признаны неплательщиками налога на прибыль, устранены ограничения по видам доходов, которые они могут получать;

- ограничены возможности исключения их из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;

- введен институт социального предпринимательства.

Однако наряду с позитивными изменениями есть и ряд непонятных законодательных инициатив.

Так, например, депутат К.Матейченко ("Народный фронт") зарегистрировал законопроект о внесении изменений в Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (о расширении круга лиц - благотворителей АТО), в котором предлагает, чтобы "благотворителями считались особы публичного права", то есть госорганы. Таким образом, государство, вдобавок к налогам, собираемым с населения, получит право сбора и управления благотворительными средствами, что полностью противоречит как природе деятельности госинституций, так и самой благотворительности.

Эту же идею пытается продвинуть депутат от Оппоблока Д.Шпенов, предлагая дать возможность быть благотворителем любому юридическому лицу.

Еще в начале года при активном участии благотворительного сектора в парламенте было зарегистрировано несколько законопроектов, направленных на запуск в Украине смс-благотворительности. Они еще не выносились даже на первое чтение. То, что может стать для благотворительного сектора прорывом, для депутатов не в приоритетах.

"Судя по недавним законам в сфере благотворительности, государство не имеет внятной политики в этой сфере, а реагирует (чаще запоздало) на текущие вызовы, - считает старший юрист компании E&Y в Украине Иван Мустанен. - В основном менялись правила налогообложения, но не комплексно, и существенно легче не стало ни благотворителям, ни получателям помощи. Усилились перекосы в налогообложении разных категорий получателей помощи, добавилось бесполезной бюрократии. Нужно уменьшить налоговое бремя на благотворительную помощь, не связанную с АТО. Устранить карательную функцию налога на прибыль для благотворителей. Отказаться от избыточной бюрократии, особенно неуместной в кризисное военное время. И наконец, принять закон о благотворительных смс, что обеспечит прозрачность и простоту сбора пожертвований".

Мечты

Через год благотворительный сектор снова будет подводить итоги. Очень хочется, чтобы к тому времени Налоговый кодекс освободил от налогообложения благотворительные смс, приняв объединенный законопроект депутатов С.Войцеховской и Т.Остриковой. Чтобы был расширен перечень видов целевой благотворительной помощи, а также категории лиц - ее получателей.

Чтобы гуманитарные организации, оказывающие помощь пострадавшим от военных действий, могли быстро и эффективно ее предоставлять благодаря принятому Закону Украины "О гуманитарной помощи в кризисной ситуации".

Чтобы благотворители совместно с А.Геращенко доработали законопроект по предупреждению мошенничества в благотворительной сфере.

Чтобы достроили новый корпус НДСБ "Охмадет", а Минздрав вовремя закупил все необходимые лекарства.

Чтобы сектор благотворительности стал более прозрачным и подотчетным. Без внешних законодательных рамок, по собственному устремлению и при поддержке СМИ. А уровень общественного доверия к благотворителям возрос в разы.

И главное - чтобы в Украине наступил мир, и все активно и сплоченно заработали на ее успешное будущее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме