Предпосылки "тени" всегда возникают, как только государство начинает чрезмерно регулировать рынок.
Эти предпосылки превращаются в "тень", как только регуляция становится избирательной (законы не действуют, а применяются).
Появление "тени" немедленно генерирует появление "крыш" (собственно, это самоорганизованный процесс).
Государство "готовит" преступление, "преступник" его только исполняет.
Общение человека с окружением можно условно разделить на три сектора: "купить-продать" - это рынок, договориться о солидарных действиях - это общество, легализовать себя - это государство (бюрократия). Если государство зарегулирует рынок, а институты гражданского общества "ангажирует" инструментами власти (произволом), то человек во всех своих трансакциях будет окружен государством. Эта конфигурация и является "нишей выживания". Без санкции государства человек не сможет ничего осуществить. Фактически мы получаем кальку "совка", но с включением в нее рыночного сектора, извращения которого не дают права называть его капитализмом. Такую ситуацию еще называют "ностальгией по СССР". На самом же деле это новодел: уродец "ниши выживания" - тотальная зависимость от государства, но уже в условиях частной собственности и инициативы (тоже нивелируемых избирательностью институционной процедуры легализации собственности в капитал). В этом и их сходство.
В таких условиях складывается ситуация, когда жить "по-белому" оказывается "дороже", чем в "тени". Государство, со всех сторон окружающее человека, становится источником его постоянных страхов. Никем не защищенные "ниши выживания" становятся удобным объектом манипуляций. Любой политический проходимец может направить их куда угодно, обещая при этом защитить: от НАТО, "бандеровцев", Киева, "геев" и т.п. Главное - ассоциировать эти тотальные страхи "ниш выживания" с указанными понятиями.
Для устойчивости этой уродливой конструкции инспирируются фиктивные гламурные "политические" проблемы: "язык", "нас не слышат", "геи", "бандеровцы" и т.д. Их обсуждение уводит от анализа "тени", генерирующей проблемы реальные. Эти проблемы усугубляются, если в роли политических проходимцев выступают наемники чужой страны.
Зададимся вопросом: "Почему спичрайтеры "языковых вопросов" напрочь отвергают европейский выбор, ведь там эти проблемы решены давно и корректно?" Да потому, что европейский выбор предполагает и нормативно-институциональную базу, при которой "тень" исчезает.
Рассмотрим события на Востоке Украины как органичный продукт тотальной "тени".
Хотите найти причину - ищите ренту! Рента, в самом общем определении, - уникальное свойство. Существует огромное разнообразие классификации рент, но мы опустим этот экскурс. Рента может быть природной - нефть, газ, лес… Она может быть искусственно создана регулятором - бюрократическая рента. Рентными свойствами обладают таможня, порт, курорт у моря и т.д. Наличие ренты всегда генерирует искушения "тени".
Это и есть ключ к пониманию причин, а не следствий того, что происходит на Востоке Украины.
Все обсуждают, что делать с "Донбассом, который никто не слышит". Журналисты добывают свежайшую информацию. Телеканалы готовят тематические передачи. Эксперты дают оценки. Даже серьезные ученые приобщаются к обсуждению, потому что об этом говорят широкие массы. Социологи делают замеры. Проводятся круглые столы. Создаются переговорные группы, согласовывающие мнения различных сторон. Привлекаются международные институты с их опытом решения подобных проблем в странах, прошедших такие же потрясения. МФИ готовы профинансировать будущую "дорожную карту". ЕС и ООН обеспокоены.
А Донбасс ничего не говорит, а если и говорит, то не то. Чего же хочет Донбасс?
А давайте посмотрим на его ренту.
1. Он хочет, чтобы оставалась контрабанда.
2. Он хочет, чтобы сохранялся наркотрафик.
3. Он хочет, чтобы продолжались теневые сделки с отвалами.
4. Он хочет, чтобы сохранялась его "теневая рента".
5. Он не хочет центральной власти, потому что она - угроза уничтожения этой ренты или ее отъема.
6. Он хочет сохранения "домашней крыши", стоящей на страже сохранения этой ренты.
7. Он эту "домашнюю крышу" даже делегировал в Киев, чтобы все сохранялось так, как есть.
Ровно того же хотел и Крым (его рента - санаторно-курортная), но там сюжет пошел иначе. Крымчане очень скоро почувствуют, что нельзя врать, и в первую очередь - самому себе. Они пугали Киев походом в Москву, чтобы власть не вмешивалась в их рентный бизнес? Вот они и получили такую власть, где их санаторно-курортная рента испарится в одно мгновение. Пусть теперь спросят себя честно: чего же они хотели на самом деле?
Теперь, когда "киевская крыша" поехала в Ростов, Донбасс срочно потребовал "федерализацию". Если хорошо "прислушаться" к Донбассу, то его "федерализация" - это сохранение "домашних крыш" и всех "теневых рент".
События последних месяцев и в Крыму, и на Востоке чрезвычайно многообразны в тонах и оттенках. В их сюжетах - судьбы людей, увы, нередко трагические. К тому же они начинают приобретать массовый характер. Но в планах преодоления их последствий нужно хорошо "слышать" корневой мотив-причину, выделяя его из хора "других голосов". Именно этот корневой мотив использовало соседнее государство, силой упаковав его в обертку "народных республик". Но это - другая история.
Новой власти, планируя политику на Донбассе, нужно в первую очередь избавить население от рентных соблазнов: закрыть границу, создать рабочие места, развернуть новые производства. И оказывать максимум содействия тем, кто готов воплощать собственную предпринимательскую инициативу в легальном поле. Владелец всегда ответственный. Владелец всегда планирует свое будущее, а не продает его "крыше".
Когда будут перекрыты источники соблазнов и появятся легальные перспективы, легче будет осуществлять и кадровую политику. Без этого мы получим самоуправление "теневой ренты". Всегда можно найти хорошие слова, чтобы прикрыть плохие инстинкты.
Нерепрезентативные оценки говорят, что на отдельных территориях Востока сепаратистов поддерживает около 30% населения, столько же - против, остальные - не определились. Эти цифры могут быть разными, но читать их нужно по-другому, потому как к сепаратизму они не имеют никакого отношения. Они говорят о том, что 30% опрошенных напрямую вовлечены в распределение "теневой ренты". Еще 30% - живут и хотят жить "по-белому". Остальные - косвенно вовлечены в процессы создания и распределения материальных благ как легальных, так и "теневых".
Поэтому главные задачи новой власти на Востоке Украины (да и в целом) такие:
- выявить источники "тени" (рентные потоки);
- установить, кто ее эксплуатирует и поддерживает устойчивость во времени;
- персонифицировать тех, кто генерирует массовые страхи отъема "теневой ренты" и избирательно их воплощает, используя развращенный административный аппарат и вовлекая в преступную деятельность "силовиков";
- установить тех, кто сублимирует массовые страхи политической риторикой о "федерализации", "нас не слышат", "Советский союз", "Народные республики" "Россия" и т.д.
Только решение этих вопросов, поможет предложению "жить по-новому" найти развитие в реальных делах.
Иногда с "тенью" воевать не нужно - нужно лишь включить "свет". Метафорически - вывести людей из "ниш выживания". И не забывать о "голосе Украины".
На будущее власти следует учитывать, что если снова где-то в Украине мы услышим требование кого-то одного его "услышать", то прежде чем слушать, нужно внимательно присмотреться: "А что там: граница, порт, газ, лес, рыба или нечто другое, формирующее теневые рентные потоки?" Потому что не исключена возможность снова услышать жалобы на "язык", "геев", "НАТО", "Киев", "Россию" и т.п. И транзитом на этом вымышленном лукавстве получим реальные угрозы суверенитету страны.
"Тень" не невинный вопрос личной совести: "хочу - не хочу". Когда она становится тотальной, ее последствия обретают характер угрозы существованию страны и государства.
При этом очень важно выделять активную деструктивную роль самого государства, часто провоцирующего "теневые" искушения, а затем дружно, всем личным составом бюрократии предающегося этим искушениям - имеем живой пример в Ростове.
С рентой связано и такое понятие, как "рентное проклятие", когда уникальность одного фактора развития подавляет все остальные факторы ("голландская болезнь").
Россия является примером "углеводородного проклятия", усугубляемого административным произволом. "Русский мир", "архаика", "империя", "СССР" - гламурное прикрытие аморального грабежа ренты.
"Теневая рента" опасна всегда и во всем. Но наибольшее ее зло заключается в том, что она, в первую очередь, уничтожает интеллектуальную ренту, так как именно в ней видит наибольшую угрозу вывода из "тени".
У нас в Украине мы имеем ту же картину, только в миниатюре и в разных проявлениях ренты, без доминирующих уникальных факторов.
Для нас выход в одном: четкая нормативно-институциональная база без изъятий и исключений. Однако опыт Голландии подсказывает, что только этого - мало. Это лишь необходимое, но не достаточное условие избегания "рентных извращений".
Такая нормативная база должна быть подкреплена моральным законом. Мера бытия должна стоять впереди экономической формулы.
Тогда все ренты Украины сольются в симфонию ее развития, соло которой будет задавать рента земли - бесценный восполняемый дар Украины, своеобразный солнечный вечный двигатель второго рода. Но это уже другая история.
P.S. Указанные в статье выводы равно касаются всей Украины. Просто Крым и Донбасс стали теми регионами, где фактор внешнего воздействия оказался доминирующим, а "местные элиты" настолько увлеклись распилом "теневой ренты", что утратили инстинкт самосохранения.