Обычно в День защиты детей, который Украина отмечает 1 июня, проходят праздничные концерты, массовые развлекательные мероприятия, активизируются с приветствиями местные властные элиты, политические партии и благотворители.
В этом году все иначе. Ведь теперь в нашей стране есть дети, которые погибли на Майдане, были ранены в вооруженных столкновениях на Востоке Украины, из-за социально-политического кризиса потеряли родителей, дети-беженцы. Дети страдают из-за сложных политических процессов. Все то, что беспокоит общество в целом, переживают и наши дети, ведь они - его пятая часть и члены более чем шести миллионов семей. Новые понятия - "мобилизация", "вооруженный конфликт", "антитеррористическая операция" и т.п., раньше непонятные не только детям, но и взрослому социуму, вошли в наш быт.
Надеюсь, что и в этом году в Украине все же будет праздник. Но в контексте новых вызовов, в то время, когда понятие "война" уже не только далекая история, но и наше настоящее, и слово "мир", учитывая ежедневную реальность, стало лучшим пожеланием, стоило бы пересмотреть практику защиты детей. О том, как именно это следует сделать, ZN.UA рассказал экс-уполномоченный президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко.
- Юрий Алексеевич, какие новые вызовы появились в сфере защиты детей в контексте новой общественно-политической реальности Украины?
- Действительно, за последних полгода произошло чрезвычайно много общественных изменений, появились принципиально новые понятия. Новый смысл приобрело и слово "дети". Сегодня оно используется и в изложении причин начала революции на Майдане, и при определении ее основной цели.
Семья и дети всегда были одной из высших ценностей украинского народа. В то же время последние политические события привели к многочисленным случаям, когда взрослые (в том числе и родные) подвергали ребенка неоправданным рискам.
Почему родители, идя блокировать движение военной техники или отправляясь в эпицентр массовых акций протеста и не будучи уверенными в том, что мирная демонстрация не перерастет в потасовку с оружием, берут с собой детей? Потому что для них ничего не стоит жизнь их ребенка или они просто не понимают последствий такого стресса для его психики? Почему для размещения политических плакатов они используют детские коляски или курточку трехлетнего малыша? Почему для некоторых родителей указание Путина стать живым щитом стоит больше, чем здоровье собственного ребенка? Почему вооруженные люди считают допустимым захватывать детсады?
Почему часть людей из-за проблем сироты в горячей точке может мобилизовать на помощь весь социум, а часть (конечно, меньшая) - цинично спекулирует на детской беде ради пиара или наживы? Почему родители, чтобы подать детям пример патриотизма, чувство причастности к созданию новейшей истории государства, не имеют никакой альтернативы, кроме как посетить с ними баррикады?
Все эти "почему" требуют ответа и решений не только от родителей, но и от политиков, военных, госслужащих, милиционеров, учителей и т.п. Конечно, если мы хотим качественно изменить отношения "родители - ребенок - Родина".
Чрезвычайно важно услышать ответы детей на эти "почему". Ведь они имеют прямое отношение к тому, что происходит в стране, поскольку это их родители мобилизованы и используют оружие с обеих сторон баррикад, это их родители едут в горячие точки.
- В вооруженных столкновениях на Востоке Украины, к сожалению, пострадали и дети. Как в таких случаях предписывает реагировать международное законодательство? Что предусматривает украинское?
- К сожалению, в современном мире тема "ребенок - война" не нова. Наработан ряд конвенций по противодействию участию детей в вооруженных конфликтах, их защите во время войны, оккупации и т.п.
Основываясь на полученном человечеством опыте, в 1955 г. Украина ратифицировала Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны, разработанную после Второй мировой. А в 2004-м - Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка относительно участия детей в вооруженных конфликтах. Впрочем, реальной работы по применению этих документов до сих пор не проводили. Наверное, мы были слишком уверены, что военные конфликты Украине не грозят.
Как только на улицах городов прозвучали первые выстрелы, мы обратились к Закону Украины "Об охране детства". Там оказалась лишь одна декларативная статья о запрете участия детей в военных действиях и вооруженных конфликтах. Со времени принятия (2001 г.) и в дальнейшем авторы Закона не ощущали необходимости в ее детализации. Теперь от агрессии страдают дети. Страдают от профессиональной беспомощности и госслужащие. Выяснилось, что мы не обладаем ни знаниями, ни умением по защите детей в зонах вооруженного конфликта.
В 2011 г. Украина получила рекомендации ООН по усовершенствованию национального законодательства в части определения уголовным преступлением втягивание и использование детей в вооруженных конфликтах. Это было поручено Кабмину. К сожалению, актуальности задачи исполнители не поняли.
Прежде всего речь идет о безопасности детей; о недопущении вербовки их в вооруженные силы, непосредственного участия в военных действиях; об обеспечении особых условий во время эвакуации и недопущении создания преград для нее; не разлучении семей и т.п.
Хотел бы подчеркнуть еще один важный момент. Первую болезненную прививку от войны Украина получила в крымских событиях. Тогда, реализуя план оккупации, президент России заявил, что его люди - так называемые "зеленые человечки" - будут использовать женщин и детей в качестве живого щита. Он собирался посмотреть, кто из украинских военных будет стрелять в них. Это циничное пренебрежение правами детей и международными законами. Мир осудил и запретил такие действия еще в 1949-м.
- Какие изменения вы предлагаете внести в украинское законодательство в отношении детей, пострадавших или ставших участниками вооруженных конфликтов?
- Мы должны осознать, что категория "дети войны" расширилась. Теперь у нас есть дети двух войн: Второй мировой и нынешней необъявленной (как бы ни называли события на Востоке - АТО, вооруженный конфликт, народное сопротивление, терроризм). В контексте защиты этих детей нужно признать, что они находились на территории, где стреляли, убивали, сбивали вертолеты, брали заложников, терроризировали; где детей ранили, у них на глазах гибли люди. Другая категория детей, которая должна появиться в законодательстве, - это те, чьи мать или отец погибли во время АТО, на Майдане, в Одессе, в других точках конфликтов.
Конкретные предложения офиса Уполномоченного президента по правам ребенка по усовершенствованию национального законодательства в части защиты детей - участников или жертв вооруженных конфликтов были представлены премьер-министру Украины. Мы предлагаем следующее.
1. В Законе Украины "Об охране детства" определить понятие "ребенок - жертва вооруженного конфликта", "ребенок, находящийся в зоне вооруженного конфликта", а также стандарты и нормативы их социальной защиты и органы государственной власти, которые будут осуществлять такую деятельность.
2. Ввести порядок деятельности личного состава Вооруженных сил, органов внутренних дел, пограничной и миграционной служб, учителей, социальных работников по обнаружению, общению и обращению с детьми, находящимися в зоне вооруженного конфликта.
3. Утвердить порядок создания гуманитарных коридоров в зоне военных действий и вооруженных конфликтов и порядок взаимодействия командования Вооруженных сил государства с местными органами исполнительной власти.
4. В Уголовном кодексе Украины необходимо четко определить состав таких преступлений, как "вербовка ребенка во время вооруженного конфликта", "использование ребенка во время вооруженных конфликтов", и установить уголовное наказание для тех, кто это делает, в том числе, если это родители ребенка.
5. Запретить задействовать детей в военных формированиях, программах, мероприятиях, связанных с обучением их владеть боевым оружием, несением военной службы. Для этого внести соответствующие изменения в законы Украины "Об охране детства", "О военной обязанности и военной службе", "Об обороне Украины", "О мобилизационной подготовке и мобилизации".
6. Внедрить работу по предоставлению реабилитационных услуг детям - жертвам вооруженного конфликта, детям, находящимся в зоне вооруженного конфликта. Ввести учебные программы для социальных работников, психологов, социальных педагогов и т.п. Возобновить деятельность специалистов социальной работы.
7. Информировать общество об организации защиты детей во время вооруженных конфликтов, предотвращении вербовки, использовании их военизированными или вооруженными формированиями, осовременить учебные программы по этим вопросам в школах.
- В качестве первого шага семьям погибших были выплачены материальные компенсации…
- Позвольте заметить. Конечно, денег в беде много не бывает. Но не только и не столько финансовая потребность определяюща. Дети, их семьи нуждаются в психологической, иногда психиатрической помощи, медицинском сопровождении или реабилитации, моральной поддержке. От того, как сегодня мама переживет шок от потери кормильца семьи, в значительной степени зависит то, какой мамой она будет в дальнейшем. Защитит ли она завтра ребенка любовью или будет воспроизводить в отношении него агрессию и игнорирование. Насколько возрастет мужской, женский алкоголизм, сколько семей распадется? Душевные страдания, которые пережили и переживают семьи Небесной сотни, погибших военных, милиционеров, жители Одессы, гражданское население Крыма, Донбасса и всей Украины, не лечатся только деньгами.
Социально-психологическая поддержка детей и семей, на которых в той или иной степени повлияли (и теперь влияют) события этих зимы и весны, должна стать для них доступной. Но вот парадокс: когда страна переживает безумный социально-политический кризис, принято решение о сворачивании социальной работы с семьями в сложных жизненных обстоятельствах и сокращении команды подготовленных 12 тысяч специалистов социальной работы. Но ведь их деятельность как раз было бы уместно переориентировать на помощь людям, которые сегодня травмированы страхом, переживаниями, ночевками в подвалах, палатках и т.п. Считаю такое решение правительства стратегической ошибкой. Это то же самое, что во время войны с поля боя забрать медсестру.
- Сокращение социальных программ в правительстве называют вынужденным решением для экономии бюджета…
- Никто не отрицает очевидных проблем с бюджетом, но не надо его резать за счет средств, предусмотренных на социальную защиту детей, особенно наиболее уязвимых. Вчера урезали материальную помощь при рождении и усыновлении ребенка, сегодня сокращаем социальных работников, уменьшаем финансирование на лекарства для больных детей и т.п. Эти непродуманные решения также обуславливают социальные потери, поскольку дети становятся жертвами агрессии, только оружие их поражения другое - решения власти или ее бездеятельность.
На этом фоне процветает движение псевдоволонтеров, желающих заработать на детской беде. На дорогах Киева с сундучками они якобы собирают средства для больных детей, размещают сомнительные объявления о сборе средств на спасение сирот из детдомов Донбасса, активно эксплуатируя небезразличное отношение украинцев к недофинансированным государством нуждам ребенка. А правоохранительные органы не способны защитить нас от "гуманитарного" мародерства.
- Кстати, обращаются ли к вам с вопросами из оккупированного Крыма?
- Да. Сразу после оккупации вопросы шли очень эмоциональные и острые, фактически свидетельствовавшие о растерянности людей от новой реальности. Бывало, просто звонили с наболевшим, пережитым. Часто вопросы касались того, как пересекать границу, если ребенок учится в Украине; что ожидает детей-сирот, как будут финансироваться приемные семьи и детские дома семейного типа (ДДСТ) в Крыму. Тогда Украина направила в Крым средства, а крымская власть лишь доставила их семьям. Затем пошли звонки о том, что приемных родителей принуждают стать гражданами России, угрожая забрать детей, поскольку, по убеждению оккупационной власти полуострова, не граждане России не имеют права воспитывать украинских сирот.
Мы очень надеемся, что гуманитарные ценности у нас с бывшими чиновниками Автономной Республики Крым остались общими. И политические требования относительно гражданства не позволят специалистам по вопросам защиты детей нарушать право ребенка на семью из-за того, что приемные родители отказались от гражданства России. Тем более что на сегодня мы точно знаем, как проходил "референдум" и в каких условиях происходило "волеизъявление" людей.
Получали также ряд просьб помочь в наработке нового законодательства Крыма. Законодательная база Украины по защите детей-сирот развита значительно лучше, чем российская. Сейчас возникла ситуация, когда Крыму как субъекту РФ нужно разработать свое законодательство. Превратить более развитую украинскую социальную практику, существующую на полуострове, в практику субъекта Российской Федерации очень сложно.
Знаю, что россияне упрекают крымских специалистов в отсутствии в Крыму так называемых комиссий по делам несовершеннолетних. От этих комиссий как неэффективного атавизма советских времен Украина отказалась еще в 1993 г. Были созданы службы и уголовная милиция по делам детей. Россия оккупировала социальный опыт, которого никогда не имела, и не знает, что делать с нашими службами по делам детей, а Симферополь и Севастополь оказались перед необходимостью возвращаться в давно забытое прошлое.
- Насколько я понимаю, теперь крымских сирот не смогут усыновить иностранцы из-за так называемого "закона Димы Яковлева"?
- Да, оккупанты лишили такого права крымских детей. Более того, для российских судов, которые действуют теперь на оккупированной украинской территории, гражданин Украины, желающий усыновить ребенка в Крыму, - также иностранец.
В конце апреля оккупационные власти Крыма отказались предоставлять Украине информацию о крымских детях-сиротах, которые стоят на учете по усыновлению, как это предусмотрено нашим законодательством. И, к сожалению, права этих детей на семью будут восстановлены только после освобождения Крыма от оккупантов.
- Мы получили неопровержимые доказательства декларативности патриотического воспитания детей. Как, по вашему мнению, сегодня следует прививать детям патриотизм?
- Отрицать декларативность не буду. И все же вспомните смелый поступок юных нахимовцев, которые во время переподчинения Севастопольской военно-морской академии Российской Федерации в знак протеста запели гимн Украины... Наверное, самые убедительные уроки для своих учеников, да и для страны в целом, дали директора луганской школы (которую похитили террористы за отказ проводить так называемый сепаратистский референдум и проукраинскую позицию) и Крымской украинской гимназии (которая борется за украиноязычное преподавание).
И все же следует признать: патриотизм и патриотическое воспитание довольно долго не имели питательной среды. Например, в свое время я инициировал дискуссию о соотношении военной подготовки и патриотическо-воспитательной работы в лицеях с усиленной военно-физической подготовкой. Офицеры-педагоги пытались меня убедить, что навыки владения оружием и являются сутью патриотического воспитания. Я же до сих пор уверен: 15–16-летнего ребенка надо учить офицерской чести, уважать тех, кого защищаешь, понимать пределы использования оружия. То есть, формировать патриота Родины и только потом, после совершеннолетия, в военных училищах учить владеть оружием. Лишь тогда, по моему глубокому убеждению, Украина будет иметь таких военных, как полковник Мамчур, а не "абверов".
Разделяю точное выражение донецкой писательницы Елены Стяжкиной: "Жила-была страна, а оказалась Родина. Украина". Нынешний кризис патриотического воспитания в государстве возник из-за повсеместных нигилизма и негативизма. Мы отрицаем или изображаем в негативе все: от должностных лиц государства до недовольства улицей и дворником. Высоко оцениваем только членов своей семьи. Воспринимая себя манкуртами, не стоит надеяться, что дети научатся от нас патриотизму.
Негативизм в освещении общественной жизни в СМИ так же вреден. Новости ничем не отличаются от уголовной хроники, успехи и достижения воспринимаются как реклама, социальные ток-шоу заточены только на общественный негатив.
Мы должны научиться говорить о достижениях своей общины, города, области, страны, ее людей - и выдающихся, и простых. Нам крайне необходимо пересмотреть соотношение негативной, критической и позитивной информации, выливаемой на детей. Думаю, мы должны освободить слова "Родина" и "Отчизна" от какого-либо другого содержания, кроме истинного - родная земля. То есть патриотическое воспитание должно стать неотъемлемой частью общественной жизни.
Помогите ребенку определить, в чем именно его семья, школа, улица, город -самые лучшие. Почему его страна - одна-единственная. Дайте информацию, которую дети смогли бы понять и обсудить со своими друзьями. Тогда они будут патриотами, будут гордиться Украиной и через 10–15 лет будут патриотично ею руководить.