Долгие дебаты о том, в какой виде лучше всего предоставлять людям адресную помощь, уже вылились в постановление Кабмина о предоставлении населению субсидий наличными. Правда, пока что для возмещения затрат на приобретения сжиженного газа и печного топлива. К чему это приведет в нынешних условиях, станет ясно со временем. А сегодня однозначного ответа на этот вопрос нет.
Спросите у человека: «Что лучше — иметь льготы на оплату коммунальных услуг или дополнительные деньги на эти самые услуги?» И вы услышите: «Лучше иметь деньги». Но проблема в том, что дополнительных денег — сущие копейки, и перед гражданами будет стоять все та же дилемма — на что их в первую очередь потратить? И нет никакой уверенности, что человек понесет их в кассу, чтоб заплатить за газ, свет и воду. Поэтому работники социальных служб уверены: пока лучше оставить все как есть. И не только потому, что при нашей нищете человек вряд ли станет тратить целевые деньги по назначению. Очень сильны сомнения в том, что население вовремя получит эти адресные крохи на руки.
Всем известно: если государство и планирует в бюджете деньги на социальные выплаты, то это вовсе не значит, что оно их выплачивает. Взять хотя бы те же субсидии на сжиженный газ и твердое топливо. В 2001 году Одесской области на эти цели причиталось 6,1 млн. грн. Но зима практически на исходе. А выделено только 1,04 млн. Когда же поступит остальная сумма, неизвестно. И надеяться практически не на что. Доказательства тому — предыдущие годы, долги за которые не погашены до сих пор.
И все же человек хотел бы иметь в кармане деньги. Пусть даже мизерные. Скажем, 4 гривни в месяц дополнительно к пенсии. Именно такую сумму выделяет Одесская мэрия своим малоимущим гражданам на хлеб. Но не деньгами. А хлебными карточками. В мэрии уверены, что сегодня это самый надежный способ не оставить человека без куска хлеба. И самый передовой, если говорить об адресной целевой помощи малообеспеченным. Говорят, что посмотреть на одесское изобретение приезжали из России и даже из Казахстана.
Правда, в самой Одессе людская молва разносит о хлебных карточках больше негатива, чем позитива. Люди знающие уверяют, что чип-карты — это довольно затратный механизм для такой сферы, как социальная, где каждая копейка на вес золота. Но в мэрии на эту тему предпочитают не распространяться. Главное — каждому малоимущему предоставить гарантированную буханку.
Дело в том, что хлеб в Одессе давно стал продуктом политическим. В прессе периодически поднимается шум о том, что в хлебном городе самый дорогой хлеб. Когда принималось решение о внедрении карточек, тоже стоял большой шум, вызванный дефицитом зерна, дороговизной муки и ростом цен на хлеб. Чтобы снять накал страстей, власти выбрали достаточно легкий путь. Они придумали карточки. Дескать, малоимущих мы защитили, а богатым жаловаться не на что. О среднем классе они тоже как бы не забыли. Был оглашен список магазинов и магазинчиков, где хлеб будет продаваться по ценам на 10—12 % ниже, чем в обычных. И таким образом вопрос закрыли. Так что в деле с хлебными карточками, конечно, больше политики, чем экономики. Впрочем, судите сами, действительно ли цель оправдывает затраченные средства.
Система чип-карт была внедрена в Одессе два года назад. А точнее, в марте 2000-го. Суть нововведения заключается в том, что человек, получивший такую карточку, может покупать хлеб и хлебобулочные изделия на 40 копеек дешевле. К примеру, если булка хлеба «Обеденного» стоит 1 грн. 48 коп., то льготнику она обойдется в 1 грн. 08 коп. Но поскольку на карточке числится 4 грн., человек имеет право сделать не больше 10 покупок в месяц.
Сегодня хлебными карточками в Одессе пользуются свыше 23 тыс. человек. Выдавали их людям дважды — в 2000 году и 2001-м. Вначале их изготовили в расчете на год в количестве 25 тыс. штук. Потом, когда срок эксплуатации истек, была изготовлена новая партия, но уже рассчитанная на два года работы. Ввиду того, что карточки ломаются, стираются, теряются и т.д., их изготовили в количестве 28 тыс., т.е. с запасом. Это, конечно, вылилось в копеечку. Не будем забывать, что сама система чип-карт включает не только изготовление пластиковых карточек, но и терминалов для считывания с них информации и другого оборудования, а также разработку программного обеспечения и затем техническое обслуживание всего этого дела. Так вот, изготовленное оборудование качеством не отличалось. Терминалы, установленные в магазинах, постоянно ломались. Правда, в последнее время наметился положительный сдвиг. А поначалу, по словам продавщиц, просто работать было невозможно. Естественно, ремонт тоже вылился в копеечку.
Но скажу сразу: выяснить, во что обошлась городу программа «дешевого хлеба», до конца не удалось. Одесский фонд реконструкции и развития городского хозяйства, который занимался внедрением этой программы и занимается ее обслуживанием, так и не решился назвать сумму. Оборудование по заданию фонда изготавливала ПКФ «Телекарт». Однако, что касается стоимости проекта, то руководство фирмы тоже отказалось сообщить цифры, сославшись на коммерческую тайну.
Что же касается бюджетных средств, то затраты на хлебную программу для малообеспеченных слоев населения выглядят следующим образом. В 2000 году на эти цели было запланировано 1,07 млн. грн. Из них непосредственно на дотацию населению — 977,8 тыс. грн. Остальная сумма — это расходы на изготовление карточек (89,5 тыс. грн.) при цене одной в 3 грн. 58 коп., а также на производство оборудования для регистрации карточек и системы учета их оборота в количестве пяти единиц (3,8 тыс. грн.) Во сколько обошлось изготовление терминалов, установленных в магазинах, неизвестно. Их оплачивали сами магазины. Цена одной единицы — свыше 700 грн.
В бюджете 2001 года на хлебную программу в целом было запланировано уже 1 млн. 330,3 тыс. грн. Непосредственно на дотацию населению — 1,2 млн. Остальная сумма 130,3 тыс. грн. ушла на изготовление новых карточек, на совершенствование программного обеспечения и техническое обслуживание системы. На этот год непосредственно на дотацию населения город выделил снова 1,2 млн. грн. А вот на техническое обслуживание сумма на сей раз, говорят, гораздо меньше.
Но так выглядят плановые цифры. Фактически же все обстоит несколько иначе. Конечно, что касается затрат на работу системы, то тут все о’кей. А вот с выплатой дотаций населению большие колебания. Проблема в том, что программа разработана таким образом, что если человек за месяц не смог отоварить свою карточку, то выданные 4 грн. «сгорают». А причин не добраться до магазина у старых, больных людей предостаточно. К тому же магазинов, где можно купить хлеб по карточкам, на всю Одессу аж 69. Расстояния между ними, как вы сами понимаете, приличные. За хлебом приходится идти несколько кварталов, хотя хлебные лавки буквально на каждом углу.
Проблема в том, что не каждый магазин захотел участвовать в программе «Дешевый хлеб». Многих хозяев просто-напросто заставляли приобщиться к благородному делу. И причина не только в дополнительных хлопотах, но и в том, что терминалы магазины должны были приобретать за свой счет. А это, как уже было сказано, свыше 700 гривен. Для некоторых эта сумма в то время равнялась месячной зарплате коллектива. Но в городском управлении соцзащиты уверяли, что сегодня на дислокацию магазинов жалоб нет. Люди, дескать, довольны тем, что имеют карточки. И это главное. «Вы бы видели, — говорили мне, — какой был ажиотаж при их получении».
Может быть, но часть людей все же не получают даже выделенные им крохи. Это факт. Вот цифры. Сегодня на учете в городе стоит 25 тыс. малоимущих. Но карточками пользуются почему-то только 23 тыс. 200 человек. В городском управлении соцзащиты уверяют, что люди по разным причинам отказались от них сами. Странно, конечно. Хотя покупка хлеба по карточкам и сопряжена с рядом неудобств, но для бедных людей — это все же лучше, чем ничего. Это во-первых. Во-вторых, тот, кто пользуется карточками, тоже не использует выделенные ему в год 48 грн. В итоге в 2000 году на хлебную дотацию населения было потрачено 721,4 тыс. грн. Это на 256,4 тыс. грн. меньше, чем было выделено. По прошлому году также наблюдается внушительная «экономия» средств в размере 261,6 тыс.
Получается, что мэрия с таким большим трудом находит в своем тощем бюджете дополнительные деньги на хлеб, а часть из них потом уплывает в никуда. Конечно, если бы людям вместо карточек давали деньги, то не было бы такой нелепой экономии. И не было бы, конечно, таких огромных затрат на обслуживание всей карточной системы. И потом, практика показывает, что не все люди хотят хлеба. В магазинах они просят продавцов отпустить им по карточкам печенье, конфеты и другие продукты. Продавцы — конечно, там, где это возможно, — идут им навстречу. И даже городские чиновники, видя такое дело, решили в последнее время расширить ассортимент. Дополнительно к хлебобулочным изделиям они дали команду отпускать людям еще и макароны.
Но несмотря ни на что, в мэрии считают, что система чип-карт показала себя с наилучшей стороны и этот опыт необходимо распространить и на другие сферы жизни. Скажем, на транспорт, медикаменты... Чиновники всерьез говорили о планах по установки терминалов в аптеках, троллейбусах, автобусах. Дескать, весь мир давно перешел на пластиковые карточки. И никакой тебе наличности, и никаких злоупотреблений. Правда, при этом они почему-то забыли, что в цивилизованном мире человек пользуется карточкой, потому что у него есть деньги, а у нас — чтобы их не было...