Давно замечено: созиданию крупной рыночной державы, как правило, сопутствует революция. Оно и не удивительно: ведь революция - это по существу большой скандал в прежде дружном патриархальном семействе, когда одни не могут, другие не хотят и все вместе пытаются как-то по-другому. Так были сотворены рыночные Англия и Франция, Италия и Соединенные Штаты. Как же обстоит нынче с этим делом в Украине Прорыночной?
Лукавые цены
Если читатель еще окончательно не забыл вузовские лекции и семинары по диалектическому материализму, то, возможно, в его памяти еще не померк четвертый закон диамата о единстве и борьбе противоположностей. Из оного вытекает, что, с одной стороны, рынок не может возникнуть без свободного ценообразования, но с другой, свободные цены не могут иметь место без наличия рынка и его инфраструктуры. Последнее, в свою очередь, подразумевает, что на уровень, динамику и соотношение цен должны влиять затраты, спрос и предложение, складывающиеся в «свободном режиме», то бишь в режиме свободной конкуренции.
Дабы сотворить все это в одночасье, нужна была «крутая» ломка институтов «реального социализма», или в просторечьи революция. Но поскольку любая революция изначально отвергалась как пережиток коммунизма, решено было заменить ее «переходным периодом». Куда же, в конечном счете, был осуществлен «переход»?
В качестве первого ориентира возьмем цены на продукцию и услуги в США. Как известно, здесь они достаточно высоки, ибо высок в них удельный вес заработной платы. Аналогичная ситуация и в других развитых странах. Поэтому добиваясь снижения издержек и цен, многие из этих стран ради экономии на зарплате переносят свои производства в развивающиеся государства.
Наша экономика в этом отношении феноменальна: при средней зарплате по стране, слегка перехлестывающей 50 долларов, цены на многие продукты уже перехлестывают мировые. В то же время товар, ввезенный из-за рубежа и произведенный там при высокой зарплате работающих, продается по идентичной или более низкой цене по сравнению с аналогичным украинским.
Теперь перейдем к следующему ориентиру. Известно, что большая масса прибыли может формироваться двумя путями: увеличения выпуска продукции при средней норме прибыли (в развитых странах) или увеличения нормы прибыли при неизменном или даже сокращающемся производстве (у нас). Если эту ситуацию анализировать на макроуровне, то все деньги, циркулирующие в стране, можно рассматривать как зарплату. Действительно, независимо от того, на какие цели они расходуются конкретным лицом: для приобретения сырья или оборудования, акций или облигаций, для оплаты накладных или транспортных расходов, налогов или акцизов - все это, в конце концов, становится чьей-то зарплатой. Но при мизерной ее величине для большинства работающих кто-то, получается, весьма и весьма солидную разницу кладет в карман. Кто же именно? Формального «получателя» обнаружить не удается. Но не провалились же деньги в некую «черную дыру»!
Тумбочка, где лежат деньги
Постсоветская экономика обладает уникальным дуализмом - она одновременно и ничейно-государственная, и конкретно-частная. Если точнее, то она позволяет руководителям «нового типа» легко перекачивать бюджетные деньги в свои частные МП. Именно по этой, в первую очередь, причине столь велик ныне вес теневых финансовых, торговых и производственных операций, доход от которых делится узким кругом лиц. «Экономический эффект» от этого обворовывания нищих и ложится тяжелым грузом на себестоимость и цены производимых продуктов.
Другой источник и составная часть денежной «тумбочки» суть отдельные отрасли, чья продукция потребляется всеми, благодаря чему все там сотрудничающие получают зарплату существенно больше средней. Иными словами, деньги из других отраслей бурным потоком стекаются в нашу «тумбочку».
В первую очередь, это - производители и трейдеры энергоносителей, металлурги, химики, транспортники, связисты и другие монополистические отрасли и предприятия, легко договорившиеся о единых ценах. В итоге прежняя центральная «монополька» попросту заменена множеством периферийных в промышленной, аграрной и торговой сферах. Первые две устанавливают цены как в старые добрые хозрасчетные времена - через натуральные нормативы затрат и «безубыточность» производства, вторые набрасывают сверху торговые наценки. Возникающая при этом рентабельность исчисляется десятками процентов, а в случае транспорта и связи шкалит за «50».
Внутри данных предприятий очень велик легальный и скрытый разрыв между доходами руководителей и рабочих. Но если легальные доходы отличаются на порядок, то скрытые, обусловленные гирляндами повисших на предприятиях частных фирм и прокручиванием в банках месяцами невыплачиваемой сотрудникам зарплаты, достигают астрономических цифр.
Само стремление к высокой норме прибыли естественно для предпринимателя. Но обычно оно сдерживается наличием рыночной конкуренции и общественным контролем за этой «вечно живой» спекулятивной жилкой. Так, в странах с развитой рыночной экономикой государство пресекает ценовые злоупотребления хозсубъектов в случае их доминирующего положения на рынке. Противозаконные соглашения о ценах, подрывающие конкуренцию, также расторгаются по требованию потерпевшей стороны специальным органом законодательной власти типа финансового трибунала.
Таким образом, не ценообразование, а приведение к средней норме прибыли должно стать важнейшей задачей государственного регулирования сверхмонополизированной украинской экономики. У предпринимателя должна иметься возможность легального получения большой массы прибыли единственным путем - увеличением выпуска товаров и услуг. Именно отсюда произрастает западное изобилие.
На первый взгляд, правительство вроде и не понимает всего этого и норовит подрегулировать не экономические механизмы, а ту или иную хоздеятельность. На самом же деле оно исходит из соображений элементарного самосохранения - меньше будет сопротивление мощных лоббистских групп и опасность быть подвергнутым вотуму недоверия.
Либерализация инфляции
Когда в условиях сверхмонополизированной экономики государство устраняется от активной политики ее регулирования, единственным фактором ценообразования становится инфляция. А раз так, то проводимая время от времени очередная «либерализация цен» из-за несбалансированности рынка средств производства и особенно потребительских продуктов приводит на деле к единовременному, скачкообразному и стихийному повышению цен на все виды товаров и услуг, не отражающему истинную меру развития инфляционных процессов в экономике и обесценивания национальной валюты. Потому-то так разнятся значения индексов инфляции и других макроэкономических показателей в сообщениях Минстата Украины, Всемирного банка, различных информационно-аналитических агентств.
При этом возникают такие парадоксы, как формальное падение уровня инфляции или повышение среднего уровня зарплаты при продолжающемся спаде производства и сокращении ВВП. Эти «фокусы» раскрываются достаточно просто, однако официальная статистика на сей счет молчит...
Фокус №1. Годовой индекс инфляции в последние два года действительно снизился. По данным Всемирного банка, в 1992 г. он составлял 1445 %, в 1993 г. - 6288 %, в 1994 г. - 850 %, в 1995 г. - 454 % (прогноз Кабмина). Соответствующая динамика падения ВВП (%): 17,5 - 14,9 - 24,5 - 10,3 (прогноз Кабмина). За кадром однако остался следующий принципиальный момент: за те же годы колоссально возрос масштаб цен. Если в 1992 г. он увеличился в 10-15 раз, то в нынешнем - уже в 200-300 тыс.(!) по сравнению с «долиберализационной эрой». Стало быть, 1% инфляции текущего года «стоит» в десятки тысяч раз больше, чем 1 % инфляции 1992 г. А это свидетельствует не о снижении, а о росте инфляции в ее реальном исчислении.
Фокус №2. Аналогичная картина наблюдается и с «ростом» зарплаты. На сегодняшние 50 долларов ее среднего значения можно, по данным того же Всемирного банка, купить столько же отечественных товаров и услуг, сколько примерно на 10 долларов удалось бы приобрести в декабре 1992 г. Вот такие получаются «золотые пироги»!
Все это говорит о том, что принятая на вооружение либеральная модель реформ, в основе которой - приоритеты, связанные главным образом со стабилизацией стоимостных показателей типа бюджетного дефицита, противоестественна для Украины. Каждый акт ценового высвобождения на какое-то время, конечно, ликвидирует убыточность того или иного хозсубъекта, но он не ликвидирует исторически сложившиеся и привычные для предприятий и населения перекосы в системе цен - например, между оптовыми ценами на промышленную и закупочными ценами на сельхозпродукцию, между стоимостью жилищно-коммунальных и, скажем, туристских услуг.
Эволюция или революция
Итак, кроме высокой нормы прибыли, другого, легального, простого и надежного механизма быстрого обогащения сегодня в Украине не существует. Поэтому он и используется. Между тем, основополагающий принцип развитой рыночной экономики есть распределение прибыли в зависимости от эффективности приложения капитала и его доли в совокупном эффекте, т.е. равная норма прибыли на вложенный капитал. Иначе - хаос, неразбериха, постоянный рост цен, падение объемов производства и жизненного уровня населения.
Конечно, можно предположить, что и без какого-либо вмешательства высокая норма прибыли постепенно упадет до обычных в мире 10-20 %. Однако в эволюционном режиме для этого потребуются десятилетия, и страна может не выдержать. Поэтому нужны мощная политическая воля, активный диалог и разумные законы для того, чтобы преодолеть корыстные интересы достаточно узкой, но сильной группы лиц, тесно связанных с руководством и умело перераспределяющих инфляционные налоги с общества в свою пользу. В противном случае революция из «бархатной» вполне может превратиться в «ежовую».