В следующий понедельник ожидается обнародование на сайте Министерства социальной политики трех законопроектов по легализации зарплаты и рабочих мест. Источники ZN.UA утверждают, что было как минимум две редакции законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно минимальных размеров оплаты труда и гарантий их обеспечения)» - более жесткая от 11 марта и более мягкая от 21 марта с.г. А окончательная готовится в строжайшем секрете от «сопредельных» ведомств.
Хотя, с другой стороны, есть информация, что в четверг проект реформы обсуждался с работодателями, и под влиянием этой встречи в него теперь вносятся изменения.
Сейчас мы можем только в общих чертах говорить о предлагаемых правительством мерах, которые могут наделать шуму не меньше, чем пенсионная реформа. Потому что действовать будут административными методами. И, возможно, очень жестко.
Общие правила
Как явствует из неокончательной редакции законопроекта, минимальная зарплата (МЗП) будет обязательной для выплаты работникам предприятий любой формы собственности. Ниже минимальной (85% МЗП) можно будет платить только молодежи на первом рабочем месте. Но в течение какого периода, разработчики, увы, не указывают.
Если работник выполнил «месячную норму труда», но его зарплата ниже законодательно установленной МЗП, то «собственник или уполномоченный им орган проводит доплату до ее уровня, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы».
Правда, в текст законопроекта затесался пункт, что «минимальная тарифная ставка (оклад) не может быть меньше 50% размера минимальной заработной платы». Как это согласуется с общей идеей, непонятно.
Процедура установления размера минимальной зарплаты прописывается сложная (на трехсторонней основе) и длительная (с 15 мая по 15 августа). Утверждается МЗП законом о бюджете.
Для тех, кто работает по договору или у предпринимателя, вводится гарантированная зарплата. В размере минимальной.
Для целей социального страхования (пенсионное, «безработное», «нетрудоспособное») и - внимание! - исчисления налога на доходы физлиц вводится средняя индикативная зарплата. Применяется она исключительно во внебюджетной сфере.
«Средняя индикативная заработная плата не может быть меньше установленной законом минимальной заработной платы, увеличенной на соответствующий коэффициент для отдельных категорий работников, в частности, для первых руководителей предприятий, учреждений и организаций такой коэффициент равняется 3, для главных бухгалтеров - 2,5, для работников - 1,5, для физических лиц-предпринимателей - 1».
Кабмин имеет право раз в год пересматривать коэффициенты средней индикативной зарплаты.
Как быть, если работник занят неполный рабочий день (а эту норму никто не отменял), пока непонятно.
Несложный подсчет показывает, что в случае принятия изменений к законам каждое предприятие должно будет к концу года платить единый социальный взнос за руководителя с чуть более 3 тыс. грн., главбуха - с 2,5 тыс., каждого работника - не менее чем с 1,5 тыс. Для всех ли это посильно и не столкнемся ли мы с сокращением занятости в стране, неясно. Расчеты не приводятся.
Проверки
Судя по законопроекту, выполнение трудового законодательства станет не менее тщательно проверяемым, чем уплата налогов. Правом проверять будут наделены налоговая служба, КРУ, Пенсионный фонд и даже почему-то органы лицензирования.
Но особые права прописаны для Госинспекции по охране труда. В редакции законопроекта от 11 марта соответствующих пунктов было 12, в редакции от 21 марта - «только» десять.
Госинспекторы труда наделяются правом «беспрепятственно без предварительного уведомления в любое время посещать производственные, служебные и административные помещения собственника или уполномоченных ими органов… а также рабочие места работников, расположенные вне этих помещений...», «ознакомляться с оригиналами и получать копии» бесчисленного количества документов, задавать вопросы и получать «необходимые разъяснения, отчеты, материалы, прочую информацию», вносить предписания об устранении нарушений, требовать у физлиц, находящихся в производственных, служебных, административных помещениях, документы, удостоверяющие личность, «проводить кино-, фото- и звукофиксацию в качестве вспомогательного средства для установления фактического допуска к работе работника».
Санкции
Еще одна «изюминка» законопроекта - новые санкции к нарушителям законодательства о труде.
За незаключение трудового договора, если работник фактически допущен к работе лицом, уже привлекавшимся к административной ответственности, полагается штраф в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан.
За те же действия, но совершенные повторно, а также в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, матери с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом, - штраф от 1,5 тыс. до 2 тыс. необлагаемых минимумов или лишение права «заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет», или исправительные работы на срок до двух лет.
Усиливается наказание за незаконное увольнение с работы по личным мотивам.
За использование наемного труда без оформления трудовых отношений руководителю грозит лишение права занимать руководящие должности (заниматься предпринимательской деятельностью) на срок до десяти лет.
За выплату вознаграждения без начисления и уплаты налогов и сборов или выплату зарплаты в размере меньшем, нежели МЗП, - штраф от 500 до 700 необлагаемых налогом минимумов. То же самое, но повторно - от 700 до 1 тыс. необлагаемых минимумов либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Станет ли от этих мер больше порядка на рынке труда, или дополнительно обогатятся инспекторы по труду вместе с налоговиками, мы узнаем уже в ближайшие месяцы. Если, конечно, законопроект дойдет до парламента и пройдет его «сито».