В Институте международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко недавно состоялся круглый стол, который своим названием способен озадачить кого угодно — «Цивилизационные флуктуации современности». Ученые обсуждали цивилизационные процессы на планете. Однако их мысли то и дело возвращались к Украине. Всех не устраивало нынешнее состояние нашей страны, но, как только ученые окунались в прошлое, здесь они находили повод для оптимизма — и во время казацкой поры, и во времена Киевской Руси, на их взгляд, были вдохновляющие примеры. Некоторые из выступавших уходили в еще более глубокие исторические слои — к язычникам, считая, что там — кладезь нашего обновления, источник духовных фонтанов, которыми мы облагодетельствуем мир и покажем, на что способны украинцы в ближайшем будущем.
Конечно, правильно оценить свои сильные стороны — большая удача, но не менее важно понять и собственные недостатки. Особенно если очевидно, что предыдущие попытки нации долго не приводили к успеху.
В последние десятилетия интеллектуалы во всем мире изрядно постарались, чтобы растоптать и дезавуировать все символы добропорядочности, на которых тысячелетиями держалось общество. Досталось семье, вере, любви между мужчиной и женщиной. Истерлись до дыр понятия патриотизма, верности долгу, мужественности, женственности. Чем заменить все то, что было без оглядки разрушено?..
Могут возразить, что взамен люди (во всяком случае, «золотой миллиард») получили современное общество материального благополучия с либеральными ценностями. Однако, как оказалось, большинство, даже из счастливцев — граждан этих стран, — попросту не знает, что делать со своим сытым благосостоянием. Они разве что стремительно наращивают вес и чувствуют себя в лени крайне неуютно. Поэтому многие начинают глушить себя алкоголем, травить табаком, уничтожать наркотиками.
Победа всех цивилизаций во время своего развития строилась на более эффективном труде, что прекрасно оттачивало умение людей работать, но ни одна из них не готовила людей к тому, чтобы праздно отдыхать. К счастью, коммунистическая мечта большевиков оказалась совершенно нереальной утопией, потому что если бы ее, не дай бог, удалось осуществить, тогда наступил бы конец всему!
Народы, достигшие процветания, и без завиральных идей физически тихо деградируют. К примеру, скорость вымирания белой расы просто катастрофическая. Удивительно, что народы-аутсайдеры из белой цивилизации (украинцы, россияне, белорусы), ухитрившиеся при допотопном производстве перенять снобистские привычки лидеров, идут к гибели еще быстрее.
Так, профессор медицины Геннадий Апанасенко утверждает, что «у нас смертность мужчин в наиболее продуктивном возрасте (20—60 лет) в 3—5 раз превышает среднеевропейские показатели. Введен в обиход термин «сверхсмертность» славянских мужчин. Исследования также показывают, что у наших студентов 20—24 лет «биологический» возраст превышает паспортный на 10—15 лет».
Впору спросить: чем не угодили славянские мужчины эволюции?
Г.Апанасенко считает, что «славянская популяция обречена (если условия не изменятся) на вымирание по причине снижения ее популяционного энергетического потенциала… И никакие усовершенствования лечебно-диагностических мероприятий не могут разрешить сложившуюся ситуацию… Необходимо изменение психологии, формирование новых ценностей и установок общества».
На опасности, поджидающие восточных славян, указывали и другие данные уже тогда, когда о вымирании еще речь не шла. Давно известно: средний ВВП на душу населения в христианских странах, исповедующих протестантство, составляет около 25 тысяч долларов, на несколько тысяч долларов он меньше у католиков, а у православных он почти на порядок меньше. Этот факт был установлен не сегодня, но почему-то не заставил задуматься ни политиков, ни деятелей культуры, ни служителей церкви.
Уже то, что ареал наиболее быстрого вымирания удивительным образом связан с пространством Восточной Европы, заставляет поставить еще один вопрос: не столкнулись ли наши глубинные мировоззренческие представления с какими-то важными современными реалиями?
В прессе не раз печатались данные со ссылкой на МЧС, НАНУ и другие авторитетные организации, что украинская промышленность, точнее техносфера, после 2005 года вступает в зону повышенных рисков, так как износ основных фондов в базовых отраслях промышленности превысил 75 процентов. Собственно, ждали новых Чернобылей, аварий лайнеров типа «Некрасов», обвалов на шахтах и домнах.
Однако технологического конца света в одночасье, к счастью, не произошло, но получили сбитый гражданский самолет, попадание ракетой в здание, аварии на военных складах. Объясняли все это тем, что у ракет вышел гарантийный срок. Но даже поверхностный анализ во всех случаях указывает на определяющую роль человеческого фактора — того самого, в который мы никак не хотим поверить в аварии на Чернобыльской АЭС.
А ее лучше всего объяснил… А.Чехов задолго до Чернобыля. В рассказе «Злоумышленник» Антон Павлович описывает простодушного человека, который совершает преступление в силу критического уровня несоответствия мира традиционного крестьянства миру индустриальной цивилизации. Этот загадочный мир явился крестьянам в виде «чугунки» и неудержимо внедряется в их пространство…
Спустя век люди, казалось бы, другой, советской, инженерной культуры — два молодых инженера — решили сэкономить на торможении ротора турбины одного из блоков Чернобыльской АЭС. Они, к сожалению, были плохими инженерами, потому что если бы правильно посчитали, то поняли, что овчинка не стоит выделки. К тому же им ментально было присуще нашенское неуважение к соблюдению инструкций. Эти парни, проявив недюжинную энергию, чтобы убедить всех не вмешиваться в их эпохальный эксперимент, отключили все, что было категорически запрещено отключать, и за считанные минуты поставили планету на грань мировой катастрофы, надолго подорвали веру в ядерную энергетику, ускорили на десятилетия развал коммунистической системы. Этот случай стал, пожалуй, наиболее известным в мире примером славянского отношения к правилу, закону, инструкции. Важно, что выводов из этого мы, как цивилизация, не сделали до сего дня…
Культура любого общества неоднородна. Как пишет известный российский культуролог профессор Игорь Яковенко, «наряду с более или менее адекватными современной технологии слоями общества здесь всегда присутствует мир маргиналов и дезадекватов». Так что вторгающаяся в наш мир «чугунка» при любых обстоятельствах соприкасается с зоной расселения «злоумышленников».
В итоге современная цивилизация ставит перед значительной частью восточных славян дилемму: мы не можем ни остановить развитие «чугунки», ни уничтожить в одночасье «злоумышленника», сидящего в каждом из нас. Здесь заключена проблема, требующая осознания.
Люди, принадлежащие разным культурам-цивилизациям, решают одни и те же задачи по-разному. Из поля возможных решений они выбирают различающиеся стили работы, им свойственна разная культура производства и т.п. На поверхности — две крайности. С одной стороны — наша знаменитая штурмовщина и авось, а с другой — европейскость, точность. Знаковый образ размеренного немецкого стиля работы иллюстрирует эти полюса выбора.
Чередующиеся слои модернизированного и архаичного сознания профессор И.Яковенко обнаруживает и подвергает анализу внутри единого культурного славянского комплекса. На его взгляд, они живут в каждом из нас. Поэтому мы бываем неожиданны в своих поступках даже для себя самих. Порой мы не можем объяснить ни себе, ни другим, почему без крайней надобности перебегаем дорогу перед несущимся автомобилем, почему нарушаем походя правила техники безопасности, почему, если нам попадется в руки ружье, начинаем без причины палить во все стороны… Как отметил недавно министр угольной промышленности Украины, разве можно эффективно бороться со взрывами метана на шахтах, если после аварии обнаруживается, что все датчики метана были отключены или на них были надеты целлофановые кульки…
Все это подчеркивает своеобразие окна в Европу, которое прорубил для восточных славян когда-то Петр I. Чтобы заставить полки на прусский манер маршировать строем, его последователям пришлось ввести шпицрутены, плюс 25 лет служения в армии, чтобы приучить крестьян-рекрутов к дисциплине. Она была поистине палочной не потому, что царизму имманентно была присуща жестокость — просто не было другого выхода, чтобы заставить вчерашнего свободного крестьянина, не привыкшего к муштре и порядку, ходить строем и стрелять по команде. А без этого было невозможно создать современную на то время армию. Зная это, как-то совсем по-другому воспринимаешь слова Тараса Шевченко: «кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями»… Тарас Григорьевич совсем не агитировал против любви с россиянами — тонко чувствующий поэт просто хотел предупредить: человек, превращенный в машину, опасен сам по себе, он не способен дать естественному человеку счастье. А может ли такому человеку обеспечить счастье государство, основанное на подобных принципах?..
Позже другому идеологу «догоняния» Запада И.Сталину пришлось заставлять недавних крестьян заниматься индустриализацией страны. И здесь снова появились нечеловеческие законы: тюрьма за пять колосков, за пять минут опоздания на работу…
Невдомек было генералиссимусу, что он вытачивал из советского человека «винтик», который вполне на месте в конвейерном производстве, но совершенно не годится для будущего постиндустриального общества, для индивидуализированного общества информатики и биотехнологий. Удивительно, но для него лучше подготовлены… крестьянин и мелкий лавочник, привыкшие решать каждый день различные задачи, что и обеспечивает им более гибкую психику. Возможности таких людей у нас на глазах продемонстрировали Китай, Малайзия, Южная Корея, народы которых прямо из феодализма (а что об этом написали бы адепты ленинизма!) шагнули в постиндустриальное производство.
В то же время к жизни в обществе XXI века не могут приспособиться люди конвейера, шахтеры. С этим столкнулась не только Украина — с еще большей остротой подобные процессы переживали в свое время Франция и другие европейские страны, где шахты существуют многие сотни лет и воспитали поколения людей, привыкших выполнять один и тот же монотонный труд. В какой-то мере подобными социальными пороками наделены и советские интеллигенты массового выпуска.
Вымирание восточных славян невозможно объяснить, если не обратить внимание и на то, что восточнославянскому восприятию мира свойственна магическая доминанта. Любопытны выводы в отношении официальной медицины, к которым приходит И.Яковенко: «Находящийся на амбулаторном лечении человек сплошь и рядом не соблюдает рекомендации режима. В ситуациях, когда субъективное состояние человека, попавшего на обследование или обратившегося к специалисту, удовлетворительное или хотя бы терпимое, но диагностируется начальная фаза серьезного заболевания и врачи советуют делать операцию именно сейчас, «наши» люди отказываются и тянут до последнего. При этом звучат слова: «дела», «работа», «не до того», «зачем, я ведь хорошо себя чувствую». В чем же дело? Детский страх перед врачами — да. Пережиточный, иррациональный страх вчерашнего крестьянина перед европейской медициной (знахаря и народного целителя он не боится) — и это тоже. Мироотречная интенция — безусловно. Крайне низкий статус отдельной личности, профанация телесного, низкий культурный статус здоровья — да. Коллективные ценности, воплощенные в образах работы, семьи, трактуются как стоящие выше личного…»
Увы, все это противоречит зрелой культуре, и в особенности современной цивилизации. Культура, включающая в себя магическое, характерна для ранних этапов развития общества. По мере исторического развития магическое переживание мира и магическая практика минимизируются и маргинализируются.
Чтобы избавить советское общество от явной магической доминанты, в Союзе прикладывались гигантские усилия. Ведущие ученые-медики пытались подтянуть среднего советского человека к своему уровню восприятия мира. Порой это напоминало анекдот — в то время как академик Петровский в прессе активно боролся с парапсихологией, генсек Брежнев на зависть многим лечился у Джуны, подрывая и так слабую у населения веру в правильность основ советской (то бишь европейской) медицины.
Удивительно ли, что после распада Союза в одночасье рухнула в тартарары не только передовая промышленность, которая не воспринималась маргинализированной публикой, но очень быстро начала гибнуть школа, имевшая высокие достижения, и, наконец, рухнула система здравоохранения. Ей на смену пришла дикая маргинальная смесь средневековых верований, шаманства, так называемой архаичной народной медицины. Остается только с иронией смотреть на гримасы официальной медицины, которая сертифицирует парапсихологов и современных шаманов, многие из которых уже обзавелись профессорскими званиями, паразитируя на мнимых достижениях…
Итак, почему с особой быстротой вымирают восточные славяне? Да потому, что человеку с сознанием XV—XVI веков (данные культуролога профессора И.Яковенко), который сегодня прорвался к управлению государством, трудно справиться с реалиями постиндустриального общества. Вымирание украинцев будет продолжаться до тех пор, пока в нашем обществе средневековая мистика, поднявшаяся из глубин общественного сознания, не займет положенного ей, как и всему маргинальному, положения, а нынешняя архаически ориентированная элита не освободит управленческие места образованной, реалистически мыслящей части общества.
P. S. Эта статья написана по материалам доклада, прочитанного автором на круглом столе в Институте международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко.