В городе Стрый Львовской области на месте бывшего секретного военного аэродрома произошло освящение офиса будущего аэропорта международного класса «Львов-2». Организаторы торжеств не могли не пригласить на это событие национального героя Украины, первого космонавта нашего молодого государства, летчика-испытателя, генерал-майора Леонида Каденюка... Леонид Константинович благословил новый авиационный объект. Летать тут еще не скоро будут, но летчику-испытателю попилотировать возможность предоставили, правда, в соседнем Городоцком районе на бывшем досаафовском аэродроме. (Ас показал подозрительным галичанам, что умеет летать не только на «Шатлах».) В самом областном центре генерал Иван Билас, народный депутат и глава Союза офицеров Украины, вручил генералу Каденюку офицерский Крест с мечами и удостоверение члена СОУ. Вежливый и безотказный Леонид Каденюк всем желающим давал автографы, Львову подарил национальный флаг, побывавший на орбите, а для «Зеркала недели» дал интервью.
- Леонид Константинович, до, во время и после вашего полета российские СМИ активно освещали историю космонавтики, советской - в частности. В одном материале говорилось, что между космонавтами и руководством существовал определенный антагонизм. Соответствует ли это действительности и как строятся взаимоотношения между астронавтами и их начальством?
- Разница в общении между руководством и космонавтами (астронавтами) в бывшем СССР и США - разительная. Там все намного проще. Рядовой астронавт, например, может заявиться к боссу на какое-нибудь совещание c чашкой кофе или пакетом сока. Обстановка во время рабочих встреч всегда спокойная. Никто ни на кого никогда не кричит. Если у них кто-нибудь и допустил ошибку, то ему об этом скажут вежливо.
А у нас это происходило «несколько» иначе. Начальники могли и сорваться. Естественно, грубый стиль руководства имел совершенно иное влияние на качество работы. У нас были случаи, когда летчики в аварийных ситуациях не катапультировались только потому, что боялись обвинений в халатности и непрофессионализме. Таким образом погиб не один летчик-испытатель.
- У вас не было случая, когда необходимо было бросить машину?
- Через подобное проходит каждый летчик-испытатель. Что-то подобное было и у меня, когда я пускал из «Миг-21» ракеты по наземным целям. Все пороховые газы от ракет «пошли» в мотор и заглушили его. Полет был испытательным. Высота в районе 200 метров, поскольку я бомбил с пикетирования... Скорость свыше 800 километров в час. Я, используя скорость, перевел самолет в режим «набор высоты» и принял решение все-таки двигатель запускать. Делать это я намеревался до тех пор, пока скорость не достигнет критической черты - 400 километров в час... Двигатель запустился... Слава Богу, я имел только учебные катапультирования на земле, 12 раз.
- Зная, какая судьба сложилась у экипажа «Челенджера», вы не испытывали страха во время старта «Колумбии»? Вам помогали преодолевать нервозность специальными психологическими методами или пользовались самовнушением, или вы просто - супермен?
- Честно говоря, в той двухчасовой паузе, когда «Колумбия» на стартовом столе проходила последние приготовления, я задремал. Я многие годы, как вы знаете, проработал летчиком-испытателем. И к риску привык. Кожа задубела, что ли. Страха не было - было ощущение ответственности. Этот эксперимент готовился многими людьми, а его результат зависел с того момента уже только от меня. И потом - ответственность первого космонавта независимой Украины... Президент специально прилетал на мыс Канаверал поддержать меня (завтра - старт, а сегодня вечером у нас - встреча). Была еще большая заинтересованность профессионального летчика и космонавта. Я к полету готовился долгие годы, и хотелось побыстрее ощутить ту реальность на себе, пережить все это.
После аварии «Челенджера» американцы ввели новые процедуры подготовки к полету. Меня, как и остальных членов экипажа, даже спрашивали: «Кто, на ваше усмотрение, должен присутствовать рядом с вашей семьей на старте в случае, если вы погибнете?»
- Хороший вопросец...
- Да... Я назвал двоих американских астронавтов. Одна из них - наша жиночка. Она американка, но отец ее украинец... Хайди Стефанишина... Жена никак не могла понять, что эти двое делают рядом на смотровой площадке.
- А как ваша супруга прореагировала на сообщение, что вас включили в интернациональный экипаж?
- Естественно, она заволновалась... Но и обрадовалась, потому как знала, что это то, к чему я так долго шел.
- А не говорила: «Не пущу!»?
- Нет. А если бы и сказала, то это было бы бесполезно. Я все равно бы прорвался.
- Есть такая японская история о бедном самурае, который долго мечтал о горшочке пшенной каши (по тем временам в Японии это блюдо считалось деликатесом, доступным только богатым самураям). И вот после какой-то там победы наш герой получил возможность насытиться той кашей. Наелся и... разочаровался. С вами подобного не случилось?
- Нет, я еще не наелся. Наоборот, я только распробовал. И хочется еще.
- А смогли бы вы описать «тот вкус» пребывания в космосе?
- Боюсь, словами этого не передать.
- Ну хотя бы с чем это можно сравнить?
- Даже не знаю...
- А если взять за эталон наслаждения любовь женщины...
- (Смеется). Ну, если с этим, то приблизительно то же самое, а может и...
- В книге «Незнайка на Луне» Носов описывает проблемы, которые преследовали коротышек в состоянии невесомости: от них убегали вещи, они бухались головами о стенки станции. Как вы выходили из таких положений?
- К невесомости приспосабливаешься буквально на следующий день, полностью входишь в это состояние... От невесомости я получал одно удовольствие.
- Говорят, человек в состоянии невесомости немного подрастает, а некоторые группы мышц атрофируются. Вы намного выросли, и какая группа мышц у вас потеряла былую силу?
- Нет, там человек не растет. А вес... Я там потерял где-то полтора килограмма.
- У моряков есть примета: женщина на борту судна - бедствие. Действовал ли этот предрассудок на борту космического корабля? Она не провоцировала никаких конфликтов?
- Абсолютно никаких неприятностей по этому поводу не возникало. Наоборот, иногда ей приходилось выполнять роль, если так можна выразиться, консолидирующего фактора что ли...
- Значит, трения между мужчинами все-таки возникали?
- Дело не в том. Экипаж очень скрупулезно подбирали на предмет психологической совместимости. Просто в одной и той же ситуации, но в отсутствие женщины, мужчины ведут себя совершенно иначе. Присутствие женщины смягчает какие-то мужские реакции, способствует более воспитанному поведению.
- Опять же должен сослаться на некоторых своих коллег... Некоторые авторы позволяли себе скептические высказывания относительно вашего английского. Как на это реагировать?
- Без хорошего владения английским в англоязычный экипаж просто бы не взяли. Это ведь не на экскурсию съездить - надо было пахать. Недопонимание может привести к печальному результату. От этого в конце концов зависит жизнь каждого и всех.
Уже в полете перед тем, как я должен был провести репортаж на английском языке для американских школьников о ходе и целях экспериментов, над которыми я работал, капитан корабля мне сказал: «Если ты чего-то не поймешь из тех вопросов, которые будут задавать дети, потому что я сам иногда не всегда их могу понять, они не всегда четко произносят слова, я тебе помогу...» Репортаж я провел без его помощи. Босс весь сеанс просидел рядом со мной в кадре, держался серьезно. А только мы с детьми попрощались, командир перекрутился в кульбите и говорит: «Ты это сделал!»
- По каким критериям вы отобрали в свой космический багаж диск группы «ВВ»? Это музыка вашей души?
- Я очень люблю украинскую лирическую песню... «Два кольори», «Черемшина»... «Черемшина», считаю, является гимном Буковины, откуда я родом... «Два кольори» - моя любимая песня. А запись «ВВ» меня попросили взять, и я не отказал.
- Еще когда вы пребывали в отряде советских космонавтов, вас дважды вычеркивали из уже утвержденных списков экипажей. Талантливым людям к этому не привыкать. Право на успех отдают не всегда тому, кто его больше заслуживает. Если бы вас и в этот раз «прокатили», как бы вы это пережили? Спиться вы бы не смогли, потому что, я знаю, вы не пьете...
- Не спился бы. Чего не умею, того не умею. Конечно, слетать бы хотелось. Летчик-космонавт в космосе должен побывать. Но если этого бы не произошло, большой проблемы я бы не делал. Считаю, у меня жизнь и так была счастливой. Имел очень интересную работу летчика-испытателя. И как космонавт - для космонавтики сделал немало.
- Слава Богу, полет состоялся, удачным было и приземление. А вот триумфальное возвращение в Киев имело некоторые не совсем симпатичные обстоятельства. Помню, как все возмущались, узнав, какую квартиру киевское начальство выделило для первого космонавта Независимой! Вы будете въезжать в жилище на Воровского?
- Та квартира могла бы быть неплохой, если б ее отремонтировать. Но она в таком месте... Судите сами, двора там нет, вход в дом прямо с тротуара. Перед входом устроили импровизированный базарчик... Дело дошло до Президента. Из администрации пошла команда предоставить другое жилище... Был разговор с Омельченко... Одним словом, выделили квартиру на бульваре Леси Украинки.
- Помните, мы с вами встречались на вручении наград программы «Человек года»... Нас, журналистов, привезли освещать то событие... И я получил от вас согласие на интервью...
- Было такое...
- На следующее утро я вам позвонил в номер. Сын ответил, что отец пошел выгуливать собаку. Мы с фотографом долго ждали, потом долго бегали по парку вокруг Верховной Рады... А уже пора было возвращаться во Львов... Какой это был цуцык, из-за которого я тогда потерял материал?
- Боксер Аякс. Очень умный пес, собственно - как и все собаки.
- Вы не могли бы произнести фразу: «Чем больше я познаю людей, тем больше мне нравятся собаки!»?
- Я не мизантроп.
- Ваши одноклассники, однокурсники, односельчане еще не «достают» вас с просьбами подсобить?
- Пока еще нет. Пишут совершенно незнакомые люди. Просят о разном. Даже получил одно письмо с просьбой освободить человека от тюрьмы... Была бы возможность, всем бы помог...
- А что бы творилось, если бы вас втянули в депутатство?
- Я от политической карьеры сразу отказался.
- Если у вас после работы и общественных нагрузок еще остается время, как вы его расходуете?
- Если такое случается, то предпочитаю просто побыть в семье - я семейный человек, можно сказать, домашний. Это не значит, что я обязательно должен сидеть дома. Вместе со своими домашними могу выбраться куда-нибудь в лес или на концерт. В гости ходить, сидеть за столом часами, надоедать хозяевам - это не по мне.
Обязательно должен заниматься спортом. И не только потому, что этого требует профессия, что нужно держать себя в форме. Мне это просто доставляет удовольствие. 3-4 раза в неделю я пробегаю свою стандартную дистанцию - 10 километров. Только собьюсь с этого ритма через какую-нибудь командировку - сразу чувствую дискомфорт. Организм требует нагрузки. Спорт - это мой наркотик, как для кого-то сто граммов... Но главное для меня - работа.